a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Беседы для родителей

Автор: Шмакова Мария Игоревна Опубликовано: 2023-12-14 21:14:05

Психологический контакт между ребенком и родителями Попробуйте сказать какой- нибудь матери, что она не любит своего сына или дочь. Возмущение ее будет искренним. Но одно дело – чувства испытывать, а другое – их выражать. Как ни странно, это искусство дано не каждому. Правда, любой родитель может возразить: «Неужели я не сумею объяснить ребенку, что я чувствую? » Но ведь дети воспринимают не только слова, но и то. Как это говорится: Интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, прикосновения. Всеми этими «несловесными» средствами заботливые, любящие родители могут передать ребенку примерно такую информацию: «Как хорошо, что ты – это ты. Хорошо, что ты пытаешься сам преодолеть трудности. Это хорошо, что ты умеешь чувствовать, быть открытым с людьми. Я верю, что ты добьешься всего! » Конечно, каждый родитель может выражать это по- своему. Но каждому необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относится к тому, что дети ошибаются. Не поддавайтесь искушению сравнивать дочь или сына с другими детьми, у которых, на ваш взгляд, больше достоинств. Ваш ребенок должен чувствовать, что он неповторим и что вы его любите таким, каков он есть. Представим себе несколько ситуаций, в которых может оказаться ребенок. Девятилетняя дочь показывает папе классную работу по математике: «Видишь! Пятерка! » Папина реакция может быть разной. Вот несколько вариантов: Вариант 1. «Получила пятерку? Тебе кто- нибудь помог? » Между тем очень тонко улавливающий смысл сказанного ребенок понимает эту фразу так: «Я знаю, что у меня мало способностей. Я не верю, что ты в состоянии сама соображать. Думаю, что все твои усилия напрасны, а успехи случайны». Вариант 2. «Держу пари, что ты гордишься собой». В понимании ребенка фраза, скорее всего, звучит так: «Я знаю, что ты лентяйка. Я не верю, что ты способна к добросовестной работе». Вариант 3. «Теперь я тобой доволен». Эта реплика может быть истолкована ребенком по- разному: а) «Ты- хвастунишка. Победа твоя не так велика, что бы ею гордиться»; б) «Ты гордишься своими достижениями и имеешь на это право». Вариант 4. «Теперь я тобой доволен». Ребенок, услышавший эти слова, может понять двояко: а) «Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя»; б) «Ты учишься ради меня. И я доволен тем, как ты это делаешь». Вариант 5. «Молодец! Я рад за тебя». В интерпретации ребенка: «Я считаю, что тебе есть чему радоваться, и разделяю эту радость». А вот еще одна ситуация. На ее примере можно увидеть, как в реакциях родителей на поступки детей отражаются их собственные, родительские проблемы. Восьмилетний сын приходит домой с исцарапанным лицом, в порванной рубашке. Он объясняет маме, что подрался во дворе. Мама может встретить мальчика по- разному: Тебя побили? Что же ты не дал сдачи? Опять ввязался в драку! Весь в отца! Кто тебя побил? Я пойду к его родителям! Опять подрался? Вот подожди отец придет! Умойся. Садись за стол. Потом расскажешь, что случилось. Не смотря на то, что внешне все реплики выглядят так, будто вызваны стремлением защитить интересы ребенка, на самом деле в них легко просматриваются личные проблемы взрослого человека. В первом случае – ущемленное чувство собственного достоинства. Во втором – неприязненное отношение к мужу, перенесенное на ребенка. В третьем … Скорее всего – это повторение причины первого. Четвертый вариант говорит о слабости, неуверенности в себе матери, об ощущении ею собственного бессилия, неспособности повлиять на ребенка. Пятый … П редлагаю вам самим определить, что именно импонирует в матери, которая таким образом реагирует на неприятности ребенка. Все эти нюансы, оттенки, которые чувствует ребенок в вашем отношении к нему, чрезвычайно для него серьезны. Каковы же общие принципы во взаимоотношениях родителей с детьми? Вот они: Попытайтесь сначала разобраться в поведении ребенка, внимательно его выслушайте, а потом уже действуйте. Ваше первое впечатление о том, что реально происходит с ребенком, а значит, и ваша реакция могут быть не верными Реагируйте не на все проявления сына или дочери, которые вам не нравятся. В противном случае вы можете добиться лишь того, что закрепите нежелательное поведение ребенка. Если же при этом вы обращаете на него мало внимания в другие моменты( когда он себя хорошо ведет, например) , то ребенок получает информацию: «Хочешь, чтобы взрослые обращали на тебя внимание, - раздражай их». Не копите недовольство ребенком. Однажды оно лавиной выплеснется на сына или дочь. Вместо этого попытайтесь разобраться в происходящем сразу. Постарайтесь не быть многословными, говорить спокойно и твердо. Не поддавайтесь искушению включиться с ребенком в бесплодный спор, который поведет к выяснению того, кто главнее. Когда спор прекратить не удается, можно даже выйти из комнаты, показывая, что разговор закончен и нужно переходить к другим делам. Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но уже те, которые существуют нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание. При этом родитель должен быть последователен. Наказание физическое при кажущейся его действенности быстро снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно оно передает ребенку информацию: «Когда ты на кого- то зол – бей». И последнее, наиболее трудновыполнимое пожелание. Если вы чувствуете, что не правы, - имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избегают признаваться в своей неправоте. Однако тем самым они подают ребенку пример подобного поведения» упрямо стоять на своем, не желая объективно оценить свои слова и поступки.

Что влияет на самооценку младших школьников? В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка. Она включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим членам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Принято различать адекватную( или реальную) и неадекватную- з авышенную или заниженную самооценку. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и других факторов она имеет тенденцию изменяться. Основными факторами, от которых зависит самооценка младших школьников, являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку, дети считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т. п. , наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Взрослым необходимо помнить о том, что младшие школьники еще слабо различают оценку результатов деятельности и оценку личности. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: т ы- плохой. Важно, чтобы взрослые ставили в пример детям не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Не стоит захваливать тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, но нужно поощрять малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ребенка. На основани е самооценки младшего школьника огромное значение оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в семье, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую( не завышенную) самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям. Отношение ребенка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка- то, на что они претендуют в учебной деятельности и в отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию. Дети, имеющие адекватную самооценку, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. Дети с высокой адекватной оценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников проявляется в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие задачи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Такие дети неуверенны в себе, имеют повышенную самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Ученые выявили причины формирования неадекватной самооценки у младших школьников, они таковы: 1. Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые родители ограничивают сферу деятельности детей только учением: дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому. Тем самым ограничиваются сферы, где дети могут проявить себя, а затем оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенные действия, совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватной самооценки. 2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно влияют на детей, обладающих повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более объективно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе. 3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе. Отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников приводит к нетребовательности, не формирует правильность критериев оценки и самостоятельности. 4. Случайные успехи и неуспехи- то, что называется везением и невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим. Подводя итог, следует заметить, что в оценке деятельности детей со стороны родителей важна система. В ней самое главное- ценить индивидуальность ребенка, радоваться вместе с ним даже небольшому успеху, отмечать улучшения и помогать, чтобы они состоялись. Помните, что самооценка, сформированная в детстве, как правило, переносится во взрослую жизнь и может существенно на нее влиять. Поддерживайте самоценность ребенка, помогайте ему полюбить себя. Примечание: Классному руководителю мы предлагаем использовать в практике воспитательной деятельности игру, развивающую самоуважение ребенка, разработанную педагогом Е. Труфановой.

Темперамент вашего ребенка Если обратиться к краткому словарю воспитания, то там мы найдем, что темперамент – это наиболее общая характеристика нервной деятельности человека, выражающая природные свойства нервной системы. Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, в скорости движений речи, в интенсивности выражения чувств и состояний. Удивительно, но в одной и той же семье можно наблюдать детей с поразительно несхожими, даже противоположными интересами, характерами, поведением. Что же является решающим: воспитание или то, что у них в «крови», то есть прирожденные качества? Действительно, такие прирожденные особенности существуют. Недооценка этих особенностей может отрицательно повлиять на результаты семейного воспитания. Представим себе неопытного цветовода, который, желая вырастить лучшие сорта цветов, обильно поливает, подкармливает, ухаживает одинаково за всеми растениями. Каково будет его разочарование и удивление, когда он не получит ожидаемого результата? Так, на своем горьком опыте он поймет, что одни растения любят обильную влагу, другие предпочитают жить на «умеренном пайке», третьи прячутся в тени, другие не терпят одиночества и им хорошо только бок о бок с сородичами. Нечто подобное происходит и с некоторыми родителями, которые считают, что к своим детям можно подходить с одинаковой меркой, воспитывая их по какому- то однажды выбранному образцу. Вспоминается горькое откровение отца, сын которого сбежал из дому. … Игорь рос бодрым, неудержимо резвым ребенком. Невозможно было, например, запретить носиться по комнате. Получая шлепок, Игорь на минуту успокаивался, а затем снова, обуреваемый желаниями, находил для себя какое- нибудь развлечение. У мальчика отбирали обувь и усаживали на кровать. Это не обескураживало малыша. Он с восторгом кувыркался по постели, разбрасывая подушки, простыни, одеяла. Единственное, чего ребенок не мог перенести, - стояние в углу. Отцу казалось, что он нашел действенное средство наказания, и прибегал к нему всякий раз, когда представлялся «подходящий случай». Система запретов сохранилась и тогда, когда мальчик повзрослел: ему запрещали ходить с товарищами в лес, на реку. А однажды, когда Игорь собрался с товарищами в двухдневный поход, отец запер его в квартире. Мальчик спустился с четвертого этажа по трубе и совсем уехал из города. Судя по рассказу, мальчик обладал холерическим темпераментом. Дети с таким темпераментом обычно боевые, задорные, быстро и легко возбуждающиеся. Они очень подвижны и эмоциональны, им бывает трудно подавлять свои желания. Детям с таким темпераментом особенно необходимы значительные нагрузки, занятия спортом, подвижные игры, где они могли бы расходовать свою недюжинную энергию и тем самым становиться более уравновешенными и спокойными. Лишение свободы( «стань в угол», «никуда не пойдешь») они переживают как пытку. Дети с уравновешенным типом нервной деятельности – сангвиники – менее подвижны. Но, как правило, эти жизнерадостные, бодрые, редко унывающие, энергичные и неутомимые труженики. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, достаточно усидчивы и легко преодолевают трудности. Без плача и эмоциональных срывов переносят наказания. Флегматический темперамент у детей проявляется в преобладании сдержанной, иногда отчетливо выраженной внешней заторможенности поведения. Эти дети усидчивы, но крайне медлительны. Таких детей иногда приходится побуждать к активности, развивать у них интерес к различным занятиям. Но зато привычки, которые вырабатываются у них, сохраняются на долгие годы. Именно поэтому для таких детей режим, привычки, привязанности должны быть продуманы родителями. Очень полезны таким детям физические упражнения, так как они возмещают недостаточную природную активность. Меланхолический темперамент присущ детям со слабым типом нервной деятельности. Повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, высокая чувствительность усугубляются при неправильном воспитании и могут привести к возникновению неврозов. Дети этого типа часто инертны, отличаются робостью, стеснительностью, неспособностью выдерживать более или менее сильные нервные напряжения. Их надо больше включать в коллективные детские игры, поддерживать и поощрять попытку проявить инициативу, самостоятельность. Итак, учитывать особенности нервной системы ребенка и находить наилучшие варианты воспитательных приемов – дело сложное, требующее сердечной чуткости и размышлений. Но результат воспитания того стоит.

Развитие самостоятельности у детей Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим. Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы. Лена побежала за батоном в хлебный магазин и вернулась с пустыми руками: «Там не было батона за 8 рублей, были только за 6. 50»- объяснила она маме безрезультатность своего похода. Миша подметал пол( его попросила учительница) , но с доски не стер. На вопрос: «Что же доска осталась грязной? »- мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна мне об этом не говорила». Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес. Многие взрослые часто не осознают важности и значимости развития самостоятельности для становления личности ребенка. Например, на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность? », «Учите ли вы их этому? »- родители учащихся младших классов отвечают: «Нет, особенно не замечаю», «Не хотят они никакой самостоятельности», «Какая тут самостоятельность, малы еще». На второй вопрос большинство дали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это они от случая к случаю, не систематически: «Некогда этим заниматься». Одновременно с этим взрослые часто сетуют, что школьники несамостоятельны: «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать». Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный и противоречивый. Тем не менее можно говорить об определенной логике, выделить основные этапы: Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия( этап подражания) . Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления( этап частичной самостоятельности) . Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности( этап более полной самостоятельности) . Приведем несколько примеров ситуаций семейного воспитания, которые побуждают детей к проявлению самостоятельности) . Мама жалуется учителю на свою дочь: «Надя привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю, не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она должна чему- то учиться. Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и бабушка». «А чего именно она не умеет? » «Да ничего. Веник в руках держать не может. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится. Вы не представляете, сколько сил затратили, чтобы научит ее зажигать спички! Но все равно, обед без меня не разогревает, ждет меня до вечера! » Уважаемые взрослые забывают, что их навыки по самообслуживанию складывались в течение многих лет из мельчайших операций. Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк и ими может овладеть ребенок прямо- таки с пеленок. Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать? » А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что- то ему мешало, что- то отпугивало. В чем- то он не был уверен, чего- то боялся. Итак в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что- то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков. Когда вы срываетесь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания, рождаются основания для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую- то работу впервые или недавно, а «над душой» кто- то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать? Неважно … В от так и ребенок, которого вы хотите чему- то научить и не набираетесь достаточного терпения. Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «принеси», «подай», «вылей», «ополосни», «закрой», «сбегай». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое- то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций: убрать свою комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата или сестру. … Когда Наде предложили встать пораньше и приготовит завтрак. Она высказала такое соображение: «Хорошо, когда вы встанете, завтрак будет на столе». Конечно, из взрослых в это утро никто не спал: каждый думал, как она там управляется с манной кашей, салатом, чаем. А маленькая хозяйка больше всего была озабоченна тем, как бы вовремя все успеть и как бы никто из взрослых не пришел на кухню раньше положенного срока. «Когда мы были приглашены к столу, от нашей беспомощной Наденьки не осталось и следа. На кухне суетилась настоящая хозяйка. Она ждала наших оценок. И мы не поскупились на похвалу. Каша, правда чуть- чуть подгорела, но мы этого не замечали». Разумеется, в самом приготовлении завтрака было кое- что от игры. Но именно такая игра нужна в семейном общении. Именно такая игра создает приятный и радостный тон взаимоотношений, ведет к системе неигровых действий, которые переходят в навык, становятся привычкой. Итак – больше доверия, больше самостоятельности и поощрение – таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не « понарошку », что его работа действительно кому- то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует устойчивый навык и будет хотеть ее выполнять. Конечно, в одной короткой беседе невозможно поговорить обо всех методах развития самостоятельности. Тем более, что вряд ли это возможно. Ведь каждая семья по мере взросления ребенка овладевает своими воспитательными секретами, и это замечательно.

Развиваем воображение В одном из словарей воображение понимается как создание образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются. Работа воображения осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний. Вы обращали когда- нибудь внимание на то, как играет ваш ребенок? Воображает ли он себя героем своих детских книг, превращает ли плюшевого тигра в страшного врага зверей из « Маугли », разговаривает ли по очереди за каждую из своих кукол, становясь то продавцом магазина, то добрым доктором, то летчиком, то водителем автобуса? Если он не делает всего этого, то, значит, возможно, его воображение еще не проснулось. Помогите разбудить его. Попробуйте играть с ним во все эти игры сами. Есть семьи, где устраивают смешные кукольные представления для младших детей, продумывают новогодние представления для близких в семье. Все это требует фантазии, выдумки, творчества, то есть развивает воображение. Иногда мы, взрослые, своим рациональным подходом ко всему, что нас окружает, обуздываем разгулявшуюся фантазию ребенка. Первоклассник нарисовал лошадку и раскрасил ее синим карандашом: «Папа, посмотри, красиво, правда? » «Синих лошадок не бывает». – р ассудительно ответил папа, взглянув на произведение сына. Мальчик смутился. А жаль. В следующий раз он сделает лошадку гнедой или серой, но зато о «Приключения Буратино» скажет: «Все там неправда. Куклы ведь не умеют разговаривать, и девочек с голубыми волосами не бывает». Ему ничего не расскажет классная доска. Он будет видеть в ней кусок коричневого линолеума и очень удивится, когда услышит, какие смешные выдумки вышли из- под пера сверстников, когда учитель предложил написать сочинение на тему: « Что может рассказать классная доска». Нет, не думайте, что мальчик может утратить чувство реальности. Пусть рисует своих синих лошадок, пусть расцветают под его карандашом немыслимые цветы и стартуют с неведомых планет космонавты, пусть населяют сказочные звери его альбомы, пусть он научится верить. Что каждая травинка может рассказать о своей судьбе, и надо только уметь ее слушать. Помогите ребенку научиться этому. Вот вы гуляете с сыном по лесу. Мальчик просит сорвать ему веточку рябины. Папа: «А если мы сделаем деревцу больно? Давай- ка послушаем о чем оно шепчет. Как ты думаешь? » И если мальчик ничего не может различить в монотонном шепоте листьев, попробуйте рассказать ему, что думает сейчас рябина, что чувствует. И спросите малыша, как ему кажется, жалко ли, больно ли деревцу расставаться со своими веточками. Только не думайте, что ваши беседы дадут немедленный эффект. Нет, это постепенный процесс – пробуждение воображения. Вот мальчик на бумаге пытается изобразить какие- то сценки из только что прочитанной книги. Пусть вас не смущает, что он очень неважный художник, не в этом дело. Просто, если он стремится запечатлеть прочитанное, значит, у него остался зрительный образ. А вот он со своими друзьями разыгрывает «Трех мушкетеров» или изображает Гулливера у лилипутов. Это опять признак проснувшегося воображения. А потом, может быть, ему захочется попробовать сочинить сказку. Попробуйте сочинить вместе с ним. Кто лучше? Итак, любая творческая деятельность способствует развитию воображения. Можно тренировать его с помощью несложных заданий, например, дорисовать незаконченный рисунок, найти и применить недостающий элемент в некотором механизме. Предлагаю вам несколько упражнений для тренировки воображения ваших детей( методика Т. Н. Овчинниковой. Источник: Т. Н. Овчинникова/ Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – 4- е изд. – М. : Академ. Проект, 2004, - С. 81 – 82. ) «Сложи картинку» Ребенку предъявляют части разрезанной на несколько фрагментов картинки с изображением каких- либо предметов и просят сложить из них целостную картинку. Начинать следует с простого( маленькое число частей и простое изображение) и постепенно переходит к более сложному( большое количество частей и сложное изображение) . При этом формирование познавательной деятельности должно включить и личностную оценку ребенка. Общение должно строиться так, чтобы фиксировать внимание ребенка на отношении к этой деятельности( полученных в ней достижений) , личности ребенка. Например: «Молодец, ты умеешь хорошо подумать; ты сегодня решил очень трудную задачу; тебе удалось сделать это лучше, чем в прошлый раз; сегодня ты добился того, …». А также обязательно стоит отметить его отношение: «Вот видишь, как интересно было выполнять это задание. Ты рад, что смог выполнить задание без моей подсказки? » «Придумай окончание рассказа» Рассказ 1. По грбы Андрюша с Надей собрались в лес, по грибы, дедушка дал им по лукошку и сказал: «Ну- ка, кто больше наберет? » Вот они шли- шли, собирали- собирали, пошли домой. У Андрюши полное лукошко, а у Нади – половина. Надя сказала: «Андрюша, давай меняться лукошками». «Давай», - согласился Андрюша. Вот они пришли домой, дедушка посмотрел и говорит: «Ай да Надя! Гляди- ка, больше Андрюши набрала»… Рассказ 2. Земляника Вот и земляника поспела. Бабушка с Наташей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка собирает в кружечку, а Наташа- в рот. Пришли они домой. У бабушки полная кружечка, а у Наташи нет ничего, даже дедушку угостить нечем … Рассказ 3. Леденец Мама уходила из дома и сказала Мише: - Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо, не шали без меня, ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец. Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только поставил к буфету стул, залез на него и открыл в буфете дверцы. Стоит и смотрит в буфет. А в буфете стояла сахарница. Он взял ее и поставил на стол, открыл крышку, а там сверху леденец лежит. Миша запустил в сахарницу руку, вытащил леденец и стал сосать. Пососет и посмотрит, много ли еще осталось. Наконец, леденец стал совсем маленьким, со спичку. Миша положил его в рот, а сахарницу хотел поставить на место. Взял ее, а она прилипла к рукам и – бух на пол. Разбилась на две половинки.

Оставить комментарий: