a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Курсовая работа "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами обучения выразительному чтению на уроках литературного чтения"

Автор: Шмакова Мария Игоревна Опубликовано: 2023-12-18 22:57:08

Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты- Мансийского автономного округа- Югры «Нижневартовский социально- гуманитарный колледж» 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах КУРСОВАЯ РАБОТА Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами обучения выразительному чтению на уроках литературного чтения       Обучающийся_ _ _ _ 320Н/ 1_ _ _ _ _ _ _ _ _ группы Шмакова Мария Игоревна Руководитель Калинина Галина Анатольевна Нижневартовск, 20 22 Содержание ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. . . . . . . . . 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИ ВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТ УРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. . 7 1. 1. П редметны е результат ы по предмету литературное чтение в рамках реализации ФГОС НОО. Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках литературного чтения. Критерии и показатели сформированности навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста…………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1. 2. Подходы к обучению выразительного чтения. Методы и приемы совершенствования качества выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………………. . 23 ГЛАВА 2. Творческие задания коммуникативной направленности на уроках лите ратурного чтения для УМК «Ш кола Р оссии » 3 класс ……. . . 35 2. 1. П одбор творческих заданий коммуникативной направленности…… …. . 35 2. 2. Практические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий ……………………………………………. . . 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………… ………………………………………………. . . 47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО В ………… ……………………………………………………… 49 Ведение Развитие коммуникативных универсальных учебных действий сегодня стоит острой проблемой во всех учебных заведениях. Каждый выпускник начальной школы должен уметь свободно говорить на любую предложенную тему, отстаивать свое мнение, уметь сотрудничать и работать в группе, быть толерантным друг к другу, уметь слушать и слышать собеседника. Низкий уровень коммуникатив ной компетентности приводит к снижению учебной успешности, хуже протекает обучение в старших классах, снижается эмоциональное благополучие. Все это придает особую актуальность данной работе. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уроки литературного чтения рассматриваются как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Одна из главных задач, которая решается на уроках литературного чтения – это формирование коммуникативных УУД. П олноценный навык выразительного чтения способствует в полной мере решению данной задачи. Для т ого, чтобы навык выразительного чтения был сформирован полноценно, необходима целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка от класса к классу. Одним из способов совершенствования качества выразительного чтения являются творческие задания, поскольку они делают монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации более занимательной, эмоциональной и интересной. Актуальность данной работы состоит в необходимости внедрения в систему образования технологий обучения, где учащиеся будут активными творческими субъектами учебной деятельности, способными развивать читательский интерес как устойчивую потребность. В связи с этим выделена следующая цель работы: изучение вопроса применения творческих заданий на уроках литературного чтения 3 класса и разработка творческих заданий. Объект исследования – п р оцесс формирования коммуникативных универсальных учебн6ых действий. Предмет исследования – творческие задания коммуникативной направленности на уроках литературного чтения. Гипотеза – применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует совершенствованию качеству выразительного чтения младших школьников при условии: 1. соблюдения возрастных особенностей младших школьников 2. эффективного подбора творческих заданий для развития коммуникативных универсальных учебных действий 3. соблюдения методических условий формирования навыка выразительного чтения Цель – методическое обоснование подбора творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. ( на примере УМК « Школа России », литературное чтение, Климанова Л. Ф, Голованова М. В, Виноградская Л. А, Горецкий В. Г, 3 класс) В соответствии с целью сформированы следующие задачи: Задачи исследования: Изучить нормативную, педагогическую литературу Т. Ф Заводской, М. А Рыбниковй, Е. В Язвицкого, Н. Е Колгановой, Г. Д Боразнова, И. Л Гальперина. Обобщить методические подходы обучения литер атурному чтению( на примере УМК «Школа России», литературное чтение, Климанова Л. Ф, Голованова М. В, Виноградская Л. А, Горецкий В. Г, 3 класс) 3. О босновать эффективность применения творческих заданий, направл енных на формир ование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках лите ратурного чтения 4. Предложить видоизменение формулировок творческих заданий по литер атурному чтению УМК «Школа России», литературное чтение, Климанова Л. Ф, Голованова М. В, Виноградская Л. А, Горецкий В. Г, 3 класса. Для решения поставленных задач, применяли следующие методы исследования: Теоретические: анализ психолого- педагогической и методической литературы, нормативно- правовой документации. С равнение, обобщение материала. Эмпирические: пед агогическое наблюдение. Теоретич еская значимость заключается в обобщении методических подходов обучения литер арутрному чтению по УМК «Школа России», литературное чтение. Климанова Л. Ф, Голованова М. В, Виноградская Л. А, Горецкий В. Г, 3 класс, обосновании необходимости применения творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Практическая значимость заключается в создании банка видоизмене нных творческих задани й для 3 клас са по программе «Школа России», что найдет конкретное применение в обучении, выразит чтению учителями начальных классов и студентами пед агогической специальностей во время произ водственной практики. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Предметные результаты по предмету литературное чтение в рамках реализации ФГОС НОО. Формирование УУД на уроках литературного чтения. Критерии и показатели сформированности навыка чтения у де тей младшего школьного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт( ФГОС)  начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт второго поколения определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом: учащиеся должны научиться  находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста;   вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;  понимать информацию, представленную в неявном виде( например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) ; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;   понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и   ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. [ 1] Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, должен научиться оценивать свои знания:  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;  оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанн ого или прослушанного текста. Вместе с тем учащиеся получат возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения;   соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;   в   работ е с одним или несколькими источниками выявлять достоверную( противоречивую) информацию. Изучение предмета «литературное чтение» в рамках реализации ФГОС НОО обеспечит младшим школьникам следующие предметные результаты: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно- познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения( изучающее( смысловое) , выборочное, поисковое) ; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи( повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев) . Умение написать отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно- творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий.   Именно   универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. [ 1] На уроках литературного чтения формируются следующие универсальные учебные действия:    Коммуникативные УУД: 1) умение слушать и понимать других; 2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре, в группах. Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании универсальных учебных действий( далее УУД) . Это требует грамотного подхода к содержанию урока.   Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним встаёт ряд вопросов: 1. Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока? 2. Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться? 3. Использование каких технологий способствует формированию УУД? Учитель в своей работе для формирования ком муникативных универсальных учебных действий применя ет различные современные образовательные технологии, педагогические методы и приёмы. Технология решения изобретательских задач. «Лови ошибку! » Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа. Например: Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ». ( 2 класс) На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о А. С. Пушкине с фактическими ошибками. Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания, и сделать сообщение по теме. Игровые технологии. Игровые технологии позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь. Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отве чают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продол жается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная ди дактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов. [ 2] Метод «пилы»  ( задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью) .   Мы – зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания. Каждой группе предлагается одна( своя проблема) , один текст и серия вопросов/ заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, рефлексивное сочинение по теме( ЧАСТИ РЕЧИ) . Учебный материал разбит на логические части. Они распределяются между участниками группы. Учитель может взять на проверку любую тетрадь и поставить отметку за выполнение задания всей группе. Ребята получают задания разного уровня сложности( детям об этом не сообщается) , то есть дети учатся в силу своих способностей, совершенствуют собственные достижения, а слабые ребята получают шанс быть оцененными наравне с сильными учащимися( ведь как один, так и другой сделали что могли. ) Метод «вертушки»      Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции,   характеристику предложения. Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания. Приём педагогической техники  « Аукцион» При организации групповой работы учащихся группы по очереди называют характеристики ( признаки, особенности строения, роль в природе, использование человеком и др. ) определённого объекта – «лота» Выигрывает та группа, чей игрок последним  дал характеристику.   За каждую характеристику начисляется балл, набранное количество баллов причисляется группе, которая «приобрела» лот. Используется на повторительно- обобщающих уроках при организации групповой работы соревновательного характера.   Приём педагогической техники   « Не пропусти ответ» При организации групповой работы учащихся каждому члену группы даётся карточка с текстом – ответом на один из вопросов( всем группам – одинаковые наборы) . Учитель по очереди зачитывает группам вопросы. Член группы, у которого написанное на карточке является ответом на вопрос, зачитывает ответ. Если группа на вопрос, предназначенный для неё, дала неверный ответ, то право ответа переходит к другой группе. Используется на повторительно- обобщающих уроках при организации групповой работы соревновательного характера. Приём педагогической техники   «От общего к частному» Учащимся задаётся вопрос: «О каком объекте( веществе, процессе и др. ) идёт речь? ». Первым зачитывается признак общего характера, которым обладают другие объекты этого класса. Если даётся правильный ответ с обоснование, то он оценивается максимальным количеством баллов( например, 5) . Ели ответ неверный, учитель зачитывает следующий признак, которым обладает меньшее количество объектов. Правильный ответ с обоснованием при предъявлении  второго признака оценивается на балл ниже. Далее – третий признак по описанному принципу. Последним зачитывается очевидный признак, характерный только для данного объекта. Правильный ответ оценивается минимальным количеством баллов. Используется при организации групповой работы соревновательного характера. Приём педагогической техники  «Объединение понятий текстом» Учащимся предлагается, используя  перечень основных понятий, составить письменно или устно  текст на определённую тему. Используется при закреплении учебного материала.      Приём педагогической  техники   «Что? Где? Почему? Зачем? …» Учащимся предлагается по тексту, описывающему события, явления, процессы и др. , составить вопросы, используя вопросительные местоимения. Используется при изучении нового материала.  Приём педагогической  техники  «Рассказ – прогноз» Перед учащимися ставится вопрос: Что произойдёт( с чем- то, с кем- то, где- то) , если …. ( что- то исчезнет, изменится и др. ) . Каждый учащийся в тетради записывает по одному предложению – прогнозу, затем зачитываются неповторяющиеся «прогнозы» и записываются в тетрадь всеми учащимися. Результат совместной работы: «рассказ – прогноз», показывающий значение чего- либо или кого- либо в чём- то( например, насекомых в жизни человека) . Используется при обобщении и систематизации учебного материала о значении разных объектов, процессов.   Приём педагогической  техники  «Рекорды» Учащимся при изучении темы о группе сходных объектов предлагается поработать с дополнительными информационными источниками и составить вопросы, начинающиеся словом «самый» и его формами( длинная, большая, короткая, глубокая, теплая, холодная и др. ) . Используется при проведении нестандартных типов уроков.   Приём педагогической  техники  «Взаимооценка работы в группе» При организации работы в группах учащимся предлагаются задания и вопросы, требующие развёрнутого ответа.   Ответы обсуждаются всеми группами, но право первой дать ответ сохраняется за той, которой он был адресован. Учащиеся других групп помогают в случае, если группа не справилась со своим заданием. За каждое задание группе начисляется определённое количество баллов, дополнительные баллы- за помощь другой группе. По набранным группами баллам определяется победитель: за 1 место добавляется 5 баллов, за второе – 4 б. , за третье – 3 б. Набранная сумма баллов делится в виде отметок между членами группы. Отметки выставляются самими учащимися с учетом вклада каждого члена группы в обсуждение и представление ответов. Учащиеся, которым команда не выставила отметку,  получаются индивидуальное д/ з от учителя( разгадать кроссворд или самому составить кроссворд из данного учителем перечня понятий, выполнить задания теста, подготовить письменное сообщение и др. ) Используется на повторительно- обобщающих уроках при организации групповой работы соревновательного характера.   Приём педагогической  техники  «Описание прилагательными» Учащиеся получают задание описать объект или его свойства только прилагательными.  Приём педагогической  техники   «Преобразование» После уроков с  использованием видео или  DVD фильма по его содержанию с учётом возрастных особенностей можно давать школьникам творческие домашние задания такого характера: продолжить сюжетную линию фильма или изменить сюжет, предложив свой; сделать иллюстрации к просмотренному фильму; написать отзыв на фильм, отрецензировать его; Такого рода домашние задания развивают творческие способности, активизируют познавательную самостоятельность учащихся.   Приём педагогической техники  «Вопросы- ответы» Учащимся предлагается индивидуально или в парах сформулировать вопрос по изученной на уроке теме. Вопрос записывается на листочке с клейким краем и прикрепляется на доску( при неоднократном использовании данной педагогической техники можно с указанием Ф. И. того, кто его составил) . Затем организуется работа по ответам на вопросы: учащиеся по желанию выбирают вопрос, зачитывают( например, вопрос Ивановой Маши …. . ) , отвечают. Совместно учителем и учащимися  рассматривается правильность составления вопроса и оценивается верность ответа. В зависимости от содержания учебного материала и времени на уроке учащимся предлагается составить вопросы с однозначным ответом или вопросы с развёрнутым ответом. В случае изучения темы, которая делится на отдельные относительно самостоятельные части или блоки, учебное содержание задания дифференцируется по рядам, при этом вопросы записываются на листочках разного цвета. Учащиеся 1- го ряда отвечают на вопросы учащихся 2- го ряда; 2- го ряда – 3- го; 3- го ряда – 1- го. Используется при первичном повторении и закреплении изученного на уроке учебного материала; на уроках систематизации и обобщения знаний и умений по теме. Приём педагогической техники « Демонстрационный опыт» Для выполнения демонстрационного опыта приглашаются 2 ученика: один читает инструкцию по выполнению, второй выполняет опыт в соответствии с инструкцией. Задание классу: наблюдать за протеканием опыта, в том числе, правильным выполнением инструкции и соблюдением техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Демонстрационные опыты предусмотрены учебной программой при изучении естественнонаучных предметов.   Их проведение по описанной педагогической технике целесообразно проводить при изучении нового материала, например, для постановки проблемного вопроса или создания проблемной ситуации, для формирования у учащихся  умений  делать выводы и умозаключения на основании наблюдения, работать по инструкции. Данная педагогическая техника ориентирована на организацию урока с учётом психофизиологических особенностей учащихся: ведущих каналов восприятия информации и асимметрии головного мозга( лево – правополушарные дети) . Практика показала, что такой подход к проведению демонстрационных опытов повышает мотивацию учащихся к учебной работе, позволяет включать произвольное внимание детей, подключает к восприятию информации в равной степени все каналы. [ 3] Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста Целью литературного чтения в начальных классах считается обучение правильному чтению, профессионализму чтения и рассказывания; обоснование моральных и эстетических чувств, становление личности ребенка; становление тех познавательных процессов, которые лежат в базе читательского восприятия( логическое и образное мышление, воссоздающая фантазия, случайное и осознанное запоминание) психологической сферы читателя. Достижение данной цели подразумевает: – развитие крепкого опыта чтения и таких ключевых свойств чтения, как осознанность и выразительность; – развитие читательских умений учеников, связанных с пониманием литературного произведения и обеспечивающих аналитическую и оценочную работу над предложениями; – развитие орфоэпически правильного чтения; – чтения с соблюдением индивидуальных произносительных особенностей изучаемого языка[ 4] . По определению Е. П. Суворовой: «Критерий – это признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего- либо; мерило оценки»[ 5] Б. Г. Ананьев отмечал, что «показатель – это средство передачи информации о какой- либо сущности или явлении, обобщающая 25 характеристика, по которой можно судить о качестве, состоянии и развитии совокупности, группы каких- либо объектов или процессов»[ 6] . После завершения начального звена обучения ученики должны правильно и умело владеть навыками правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения стихотворений, прозаических произведений и других текстов[ 7] . У обучающихся вырабатываются читательские умения, т. е. умения вникать в главный замысел произведения. Этому способствуют аналитические действия, используемые непосредственно на уроках литературного чтения. Выразительное чтение играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка. Устная речь является основной формой, основным орудием общения между людьми. В процессе работы над речью школьника мы имеем дело не только с внешним проявлением речевого оформления, но и с внутренним содержанием устной речи, отражающим сложные нервно- психические коммуникативные процессы детей. Мы можем проследить следующие компоненты внутреннего содержания устной речи: 1 Сила, определяющая динамику речи и выраженная в ударениях( словесном и логическом) . 2 Направление, определяющее мелодию речи и выраженное в движении голоса по звукам разной высоты. 3 Скорость, определяющая темп и ритм речи и выраженная в длительности звучания и остановках( паузах) . Компоненты устной речи объединяются в интонацию, которая полностью подчиняется внутреннему содержанию речи глубинным намерениям говорящего. Таким образом, основой выразительности чтения является содержание читаемого текста, идея, раскрываемая в нем, и цель, которую перед собой ставит чтец. При выразительном чтении говорящий( чтец) преследует следующие цели: - донести до слушателей мысли и чувства, заложенные в произведении; - помочь адресату правильно воспринять и верно оценить явления жизни, отраженные в нем, вызвать определенное отношение к событиям и действующим лицам читаемого произведения. Как мы видим, выразительное чтение имеет динамическую структуру на различных уровнях: внутренний диалог читателя с самим собой, диалог читатель- произведение, диалог читатель- слушатель, что, несомненно, указывает на творческий, созидательный характер выразительного чтения, в процессе формирования которого ребенок усовершенствует собственные аналитико- синтетические мыслительные способности. Таким образом, выразительное чтение проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы( логико- грамматические, психологические и ритмические) , при чтении стихотворения делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно. [ 8] В процессе подготовки к выразительному чтению произведения происходит: - поиск верной интонации чтения; - отработка тона высказывания; - громкости; - темпа. Основы умения выразительно читать произведение, как известно, закладываются в начальных классах, а при благоприятных обстоятельствах – в семье и в дошкольном учреждении. Выразительность чтения значится в числе обязательных требований к чтению детей в школе. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. Известный талантливый ученый- педагог М. А. Рыбникова считала, что выразительное чтение – «это…первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…». Слушая выразительное чтение, дети получают возможность проникнуть в самую суть произведения, учатся понимать внутренний мир героев. Читая детям художественное произведение, учитель способствует развитию воображения учащихся, воспитывает их художественный вкус. Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, её красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся. [ 9] Из всего этого можно сделать вывод, что, собственно, на уроках литературного чтения у младших школьников постепенно должны складываться такие читательские умения, как: выделять смысловую последовательность в художественных произведениях; сравнивать и искать отличия деятельных лиц по их поступкам; давать собственную оценку их действиям, формулировать свое отношение к прочтенному; предопределять эмоциональное положение героев произведений; фантазировать над картинами, предложенными писателями; придумывать собственный финал произведения и т. д. 1. 2 Подходы к обучению выразительного чтения. Методы и приемы совершенствования качества выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи( убыстрение и замедление) , паузы( остановки, перерывы речи) , мелодика тона( повышение и понижение голоса) , логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи- дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением[ 10] . Формирование навыка выразительного чтения, начинается с периода обучения грамоте. Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп( скорость) чтения, динамика( увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание( сознательность) . Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма. ( Ребенок, читающий по слогам, хуже понимает прочитанное, чем быстро читающий сверстник) . Рассмотрим цепочку становления технической стороны навыка чтения. Способ чтения- скорость чтения- динамика чтения. Психологами и педагогами была установлена взаимосвязь между способом чтения и скоростью, скоростью и динамикой. Сейчас дети приходят в школу уже читающими, но способы чтения у них разные. Одни читают слоговым способом, другие – по слогам и целыми словами; третьи – целыми словами, а отдельные, трудные слова – по слогам, четвертые обладают навыком чтения целыми словами и группами слов. Например, если ребенок читает слоговым способом, то с ним нужно начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов, тексты читать в небольшом объеме. Если ребенок читает по слогам и целыми словами, то с ним нужно начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объем текстов можно увеличить. Понемногу ребенок начинает читать целые слова и группы слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. добиться навыка чтения. Дети по- разному справляются с этой задачей: кто быстро, а кто- то медленно, задерживаясь на каждом этапе. Но, ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни. На слоговом этапе ошибки могут возникнуть из- за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов( слов) с этими буквами ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует букве. На втором этапе( слог+ слово) могут быть ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Кроме того, ребенок читает орфографическим способом( как пишется) . Но уже необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение: просить ребенка произнести слово так, как оно произносится. На третьем этапе( слово+ слог) необходимо преодолевать орфографическое чтение. Ребенку легче справиться с этой проблемой, так как он уже читает целыми словами с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово( слог) по смыслу и произносить правильно. Доказано, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость, чтение становится плавным, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше. В основе этого желания лежит способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т. е. такая сторона, как осознанность. Этому компоненту принадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание. Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по- разному. Перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл. С этого и необходимо начинать разговор о выразительности. Существуют специальные требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе, можно представить в виде таблицы. [ 1 1] 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чте­ния – 30 – 40 слов в минуту Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Соблюдение интонации, пауз, логического ударения и темпа чтения. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации( темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительно­му чтению Обучение выразительному чтению начинается с I класса, с периода обучения грамоте. На уроках используются специально подобранные упражнения, которые подготавливают к формированию навыка выразительного чтения: прочитать слоги с разной интонацией, чтение слогов, пропевая их с повышением и понижением голоса. В учебном пособии Т. Ф. Завадской «Методика выразительного чтения» сформулированы основные положения методики формирования выразительного чтения в начальных классах: «1) Учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим, читая текст произведения. 2) У учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении. 3) Учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили». [ 12] По мнению Рыбниковой М. А. , выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Работа над выразительным словом организуется на специальных уроках, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того на каждом уроке учитель наблюдает за произношением фразировкой и интонациями младших школьников. Для справок учитель может использовать словарь под редакцией Д. Н. Ушакова, где каждое слово дано с ударением. Каждый ответ, цитата из стихотворения, пример по грамматике должен приводиться в соответственной голосовой подаче. Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов- все это постоянный пример для об уча ю щихся. И потому педагог должен говорить громко( но не крикливо) , ясно и четко( но живо) , эмоционально( но без нервных нажимов и с минимальным количеством жестов) . Как только является возможность, учитель должен произносить стихи наизусть; давая учащимся заучивать на память, учитель не должен освобождать себя от этого задания. На класс производит исключительное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги. Это удесятеренное внимание, это ощутимое переживание происходящего в рассказе! [ 12] Вот так описывает эту работу Е. В. Язовицкий: «После чтения учителем и анализа литературного произведения младшие школьники, получив задание: прочитать выразительно, должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, выяснить основную мысль автора, определить главную цель чтения, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственн ых видений и ассоциаций». [ 13] Работа над выразительным словом организуется на специальных уроках, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того на каждом уроке учитель наблюдает за произношением фразировкой и интонациями младших школьников. На уроках необходимо использовать различные виды чтения, такие как образцовое чтение учителя, повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения, слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста, показательные чтения лучших учеников. Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте. По месте размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л. Горбушина предлагает следующие наиболее часто употребляемые знаки, представлены в таблице. 1. Ударение в слове( в трудных случаях) обозначается знаком/ над буквой. 2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое –[ П] перед словом или предложением. 3. Паузы: короткая – вертикальным пунктиром( ¦) , средняя – одной вертикальной чертой( │‌‌‌‌) , длительная – двумя вертикальными чертами( ││) . 4. Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами. 5. Мелодика: подъем( повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова( ) ; понижение голоса –( ) ; монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами. 6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя При формирование у младших школьников навыка выразительного чтения необходимо систематически использовать на уроке специальные приемы и упражнения на управление дыханием, постановку логического ударения; изменение силы голоса; на умение читать с верной интонацией; расстановкой пауз и темпа чтения. Для формирование у младших школьников навыка выразительного чтения является важным от работка речевого дыхания, что легко можно выполнить на слоговом материале. Здесь дыхательные упражнения сочетают ся с плавными движениями рук вверх — вниз. Следующая задача, которую мы мо жем решить, работая со слогами, — это ра бота над изменением силы голоса: обратите внимание, что слоги разли чаются по высоте: чем выше записан слог, тем громче мы будем его читать. При этом правой рукой мы будем «лепить куличи ки». Чем громче мы читаем слог, тем боль ше у нас будет куличиков. па папапапапапа Для формирования выразительного чтения важной является работа над высо той( тембром) голоса — ведь тембр дает до полнительную окраску речи, обогащает ме лодику. Учитель использует металлофон, коло кольчики, различные по высоте звучания. — Слоги, рядом с которыми стрелка ука зывает вверх, читаем высоким голосом, а слоги, где стрелка, — вниз, низким, серди тым голосом. ма ма ма ма мо мо мо мо Следующая задача, реализуемая при работе со слогами, — это отработка уда рения. В работе можно использовать бубен. Удар бубна сильнее на том слоге, где стоит ударение, дети так же выделяют ударный слог. рарара ла лала роро рололо ло ру рурулу лулу Наша речь то ускоряется, то замедля ется. Сложное, эмоциональное высказывание разнообразно по темпу. Представлен ные двигательные упражнения положи тельно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения. — Мы шагаем по дорожке весело и в но гу. Ударный слог выделяем более сильным ударом ноги. Обращаем внимание на паузы. та татата тататата то м та тата тататата та та тата татата то м та тата та тата та' та Умению вовремя распознать стоя щий впереди знак препинания и настро иться на интонацию, подсказываемую этим знаком, помогает следующая работа, которую можно проводить в качестве физ культминуток[ 10] . Для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Чистоговорки сначала предлагает детям учитель, а затем можно дать задание самим придумать чистоговорки. Скороговорки следует брать короткие, а потом постепенно их усложнять. Работа на первом этапе идёт медленно, но при постоянном и многократном повторении одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. Работа с поговорками и скороговорками проводится разными способами. Загадки, пословицы, над которыми работают в классе, все это материал для формирования дикции и интонации. Например, можно использовать такие упражнения: Читайте медленно, с паузами. Карл у Клары/ украл кораллы, / а Клара у Карла/ украла кларнет. Осип охрип, / а Архип осип. Как у горки на пригорке/ Жили тридцать три Егорки. Для развития выразительного чтения на уроках систематически используют упражнения на формирование умений ставить логические паузы. При чтении предложений с обращением школьники зачастую не соблюдают знаков препинания( запятая или восклицательный знак) , и, как следствие, не могут интонацией выделить обращение. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз. Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно( в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры: На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса. На доске записано предложение. Скоро наступит жаркое лето. Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето? », а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит? ». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно. Учитель последовательно и выразительно читает два- три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение. Таким образом, проанализировав методическую литературу, мы выделили достаточно много разнообразных методов, приемов и видов работ по развитию выразительности чтения. Используя все вышеперечисленные методы и приемы, учителю следует учитывать возрастные особенности детей, уровень сформированности у них необходимых умений и навыков, а также свои возможности и требования программы. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко- слухо- речедвигательные механизмы, И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших. Изучив педагогическую и методическую литературу, делаем вывод, формирование навыка выразительного чтения младших школьников будет проходить успешнее на уроках литературного чтения при соблюдении следующих условий: если систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения; если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий развитию навыков выразительного чтения. [ 10] ГЛАВА 2. Творческие задания коммуникативной направленности на уроках литературного чтения для УМК «Школа Р оссии» 3 класс 2. 1. Подбор творческих заданий коммуникативной направленности Для формирования коммуникативных универсальных действий средствами обучения выразительному чтению, были подобраны следующие творческие задания: Фантастическая добавка( Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть выразительную беседу по ролям. ) Пресс – конференция( неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать раскрывающие ее вопросы) Своя опора( ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа) Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга. «Оратор» За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. «Автор» …Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? …Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? «Фантазёр» На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………………- Вот видите, как важно… «Кумир» На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы? «Профи» Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? «Суд» Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся. «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…»[ 14] Тон и сила голоса 1. Определи тон. Произнеси по- разному Взрослый или учитель произносит следующие фразы разным тоном. Дети должны определить ха рактер тона, то есть, с каким чувством была произне сена фраза. Мы завтра идем в поход. В нашей школе сегодня будет концерт. Завтра обещают дождь. радостно, грустно, равнодушно, удивленно, - с досадой и огорчением. 2. Упражнения для развития гибкости голоса( умения говорить громче- тише, выше- ниже) . Наиболее известный в методической литературе прием- хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например: Тихо словно бы во сне, / вполголоса/ Закружился в тишине Первый снег и зашептал: / тихо Как давно я не летал! / шепотом/ ( В. Ланцетти) Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты. 3. Попробуйте произнести маленькое слово «Да» десятью разными способами. Восторженно, нежно, категорическим тоном, вопросительно, задумчиво, скорбно, дерзко, иронически, с сожалением. 4. Прочитайте стихотворение так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра. ФУТБОЛ Сказала тетя: - Фи, футбол!   с пренебрежением Сказала мама: - Фу, футбол!   с отвращением Сестра сказала: - Ну, футбол!   разочарованно А я ответил: - Во, футбол!   Восторженно Г. Сапгир 5. Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости. " Хорошо в лесу осенью! " 6. Упражнение «Чья интонация богаче». Каждому ученику предлагается по очереди произнести фразу «Иди сюда», стараясь при этом не повторяться в интонации. 7. Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, зависти, осуждения и т. п. Ударение 1. Обратите внимание на созвучия слов в каждой строке. Где стоит ударение? Что этим достигается? Скачет всадник на коне, На буланом скакуне, Королю везёт поклон, Передаст и выйдет вон.                ( И. Токмакова) Цель упражнения: показать роль ударения для создания стихотворной рифмы. 2. Прочитай слова с ударением на выделенных гласных. Составь предложение с каждым словом. Атлас — атлас, пропасть — пропасть, козлы — козлы,  уже — уже, стоит — стоит, стрелки — стрелки, замок — замок, хлопок — хлопок, белки- белки, полки — полки и т. д. 3. Прочитайте каждое слово дважды: с ударением на первом, а затем на втором слоге. Какую роль играет русское ударение? Иглы, стены, руки, воды, земли, козы, доски, волны. 4. Игра в" эхо" . Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо. Ритм и темп речи 1. Произнесите данные скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее и очень быстро. При их проговаривании обращайте особое внимание на правильное и четкое произнесение звуков. Усядемся на пригорке да расскажем скороговорки. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. 2. Прочесть скороговорки, меняя темп, ритм речи при их произнесении. Около кола — колокола  ( 3 раза) ( произнесите медленно) . Около кола — колокола  ( 3 раза)  ( в умеренном темпе) . Около кола — колокола  ( 3 раза) ( в ускоренном темпе) . 3. Чтение по ритмическим схемам. 4. Чтение скороговорок. 5. Чтение одного и того же отрывка в разных темпах( с хронометражом) 6. Молния. Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтение5м вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя: «Молния! ». Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке от 20 секунд( вначале) до 2х минут( после усвоения упражнения) Паузы 1. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы сами указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений. Доброе братство| лучше богатства. Один в поле| не воин. Доброе братство| лучше богатства. Один в поле| не воин. Согласье| крепче каменных стен. Одна пчела| не много меду натаскает. 2. В чем разница? Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой. Как обрадовали| его успехи| друга! Как обрадовали его| успехи друга! После ухода учителя| в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс| принесли журнал. У нас| с братом беда. У нас с братом| беда. 3. Читай предложения, выделяя голосом выделенные слова. Расставь паузы «/ ». Лиса тащит детям то мышк у, то птицу, то зайца. Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся. Логическое ударение 1. Выбрать из предложенных вариантов постановки ударения «верное». а) У Алины был большой серый кот. б) У Алины был большой серый кот. в) У Алины был большой серый кот. г) У Алины был большой серый кот. д) У Алины был большой серый кот. 2. О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк? » Прочитайте это предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор. 3. В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении – и на первое, и на второе, и на третье, и т. д. Все зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть в смысловом отношении. Поупражняемся произносить предложение, выделяя голосом сначала первое слово, затем второе, затем третье и т. д. Изменится ли смысл высказывания от перестановки логического ударения? 1 2 3 4 Брат переехал на новую квартиру. 1 2 3 4 Вера набрала много ягод. 4. Выделите слова, на которые падает логическое ударение: Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето. Все кругом и любит и поет. ( А. К. Толстой) 5. Прочтите, обращая внимание на паузы; наметьте в каждом предложении главную часть и определите логическую последовательность развития темы. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана. И желанная страна, Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости; И за ними во дворец, Полетел наш удалец. ( А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») 6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся писали контрольную работу по математике». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нём. Для этой цели учитель задает следующие вопросы: 1. Когда учащиеся писали контрольную работу? 2. Кто писал сегодня контрольную работу? 3. Что делали сегодня учащиеся? 4. Что писали сегодня учащиеся? 5. По какому предмету учащиеся сегодня писали контрольную работу? Мелодика тона 1. Выдели в тексте слова, описывающие эмоциональное состояние героев.  Вырази своё отношение к главному персонажу. Определи, как и с какой интонацией нужно читать данный текст. 2.   Отметь на полях, что обозначают слова каждого героя. 3. Прочесть фразы в зависимости от текста, повышая и понижая голос( с  восходящей  или с нисходящей мелодией) . Книга издана в Москве?  ( восходящая мелодия) . Книга издана в Москве?  ( нисходящая мелодия) . 4. Упражнение «Поход». Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель сообщает ученикам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: нужно, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх. Поход По тропинке узкой горной Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход, За горой нас солнце ждет, Наш подъем все выше, круче, Вот шагаем мы по тучам, За последним перевалом Нам навстречу солнце встало. 5. Работа над мелодикой речи. Ученикам предлагается прочитать отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Перед дождём», и подумать, какая интонация помогает создать настроение стихотворения. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет тёмный лес. [ 15] 2. 2 Практические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий П редставим  методические рекомендации  для учителей начальных классов по формированию коммуникативных УУД: * Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями. * Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. * Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. * В процессе работы не забывайте о воспитании школьника. * Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. * Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также. * Оценивая, помните- лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. * Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое. * Помните о главном педагогическом результате- не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно. * Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций. * Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки. * Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями. * Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. * Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования. * Используйте трудные ситуации( проблемы) , возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач. * Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. * Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. * Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования. [ 16] Заключение При анализе научной литературы выявлена сущность понятия « коммуникативные УУД » и условия его формирования у младших школьников. Ус тановлено, что к оммуникативные   универсальные   учебные   действия  –  это  совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми Развитию познавательного интереса младшего школьника необходимо уделять большое внимание. Актуальность данной работы обусловлена низким уровнем коммуникативной компетентности, который приводит к снижению учебной успешности, хуже протекает обучение в старших классах, снижается эмоциональное благополучие. Достижение цели работы становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету. Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета. По нашему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках чтения создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Таким образом, универсальные учебные действия- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В ходе работы была изучена нормативная и педагоческая литература Т. Ф Заводской, М. А Рыбниковй, Е. В Язвицкого, Н. Е Колгановой, Г. Д Боразнова, И. Л Гальперина, обощены методические подходы обучения литературному чтению, обоснована эффективность применения творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Подобраны творческие задания для учащихся 3 классов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Проведенная работа подтвердила нашу гипотезу о том, что применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует совершенствованию качеству выразительного чтения младших школьников при условии: 1. соблюдения возрастных особенностей младших школьников 2. эффективного подбора творческих заданий для развития коммуникативных универсальных учебных действий 3. соблюдения методических условий формирования навыка выразительного чтения. Использование метода выразительного чтения на уроках помогает научить школьников сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение. Кроме того, обучение выразительному чтению повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению литературного чтения в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация- это ключ к успешному изучению. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ[ Электронный ресурс] : «Фестиваль педа гогических идей «Открытый урок» URL: festival. 1september. ru( Издательский дом" Первое сентября" ) ( дата обращения: 23. 10. 2022) [ Электронный ресурс] : «Формирование УУД на уроках литературного чтения» URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ materialy- mo/ 2017/ 07/ 08/ formirovanie- uud- na- urokah- literaturnogo- chteniya( дата обращения: 23. 10. 2022) [ Электронный ресурс] : « Современные технологии как средство формирования коммуникативных УУД в урочной и неурочной деятельности» URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ obshchepedagogicheskie- tekhnologii/ 2016/ 11/ 20/ sovremennye- tehnologii- kak- sredstvo( дата обращения: 24. 10. 2022) Ковалева Г. С. Новый взгляд на грамотность/ / Приложение к газете «Первое сентября». 20 10. №14. С. 105- 129. ( дата обращения: 24. 10. 2022) Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для студентов высшей учебных заведений под ред. М. П. Воюшиной. М. : Издательский центр «Акадения», 2010. 48 с. ( дата обращения: 26. 10. 2022) Педагогика: педагогические теории, системы технологии. 4- е изд. , испр. М. : Академия, 2013. С. 247. ( дата обращения: 27. 10. 2022) Сластенин В. А. Педагогика. 8- е изд. , стер. М. : Академия, 2010. 571 с. [ Электронный ресурс] « Особенности формирования навыка выразительного чтения» URL: https: / / multiurok. ru/ files/ osobennosti- formirovaniia- navyka- vyrazitelnogo- cht. html( дата обращения: 30. 10. 2022) [ Электронный ресурс] « Выразительное чтение на уроках литературы» URl: https: / / nsportal. ru/ shkola/ literatura/ library/ 2017/ 01/ 23/ doklad- vyrazitelnoe- chtenie- na- urokah- literatury( дата обращения: 08. 11. 2022) [ Электронный ресурс] « Формирование навыка выразительного чтения у детей младших классов и детского сада» URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ obshchepedagogicheskie- tekhnologii/ 2018/ 04/ 03/ formirovanie- navyka- vyrazitelnogo( дата обращения: 17. 01. 2023) Маерова К. В. Выразительное чтение. М: РУДН, 2010. - 145 с. ( дата обращения: 17. 01. 2023) Я  иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М. : Первое сентября, 2004 с. 56- 70. ( дата обращения: 17. 01. 2023) [ Электронный ресурс] « Работа над выразительным чтением в начальной школе» URL: https: / / nsportal. ru/ blog/ nachalnaya- shkola/ all/ 2016/ 01/ 03/ rabota- nad- vyrazitelnym- chteniem- v- nachalnoy- shkole( дата обращения: 19. 01. 2023) [ Электронный ресурс] «Как заинтересовать школьников на уроках русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации. » URL: https: / / nsportal. ru/ shkola/ rodnoy- yazyk- i- literatura/ library/ 2016/ 05/ 01/ formirovanie- polozhitelnoy- motivatsii- shkolnikov( дата обращения: 19. 01. 2023) [ Электронный ресурс] «Система упражнений, направленных на формирование выразительности как смысловой стороны техники чтения младших школьников. » URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ chtenie/ 2019/ 02/ 23/ sistema- uprazhneniy- napravlennyh- na- formirovanie- vyrazitelnosti( дата обращения: 01. 02. 2023) [ Электронный ресурс] «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению» URL: https: / / knowledge. allbest. ru/ pedagogics/ 3 c 0 a 65635 b 3 ad 79 b 5 c 43 a 89421216 c 26_ 1. html( дата обращения: 06. 02. 2023)

Оставить комментарий: