Картотека народных подвижных игр
Документы для скачивания
Картотека народных подвижных игр в средней группе. Русская народная игра «Гуси – лебеди» Задачи: упражнять в беге с увертыванием. Описание: Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси- лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозя ин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями: — Гуси- гуси! — Га- га- га. — Есть хотите? — Да, да, да. — Гуси- лебеди! Домой! — Серый волк под горой! — Что он там делае — Рябчиков щиплет. — Ну, бегите же домой! Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком. Правила: Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой! » Русская народная игра «Мячик кверху» Задачи: Развивать у детей умение соревноваться, упражнять в бросании мяча двумя руками снизу- вверх и ловить его, Учить соотносить действия со словами. Описание: Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху! » Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой! » Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Играющий, в которого попал водящий становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь, и игра продолжается. Правила: Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху! ». Водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто- то из играющих после слов «Стой! » продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, дети не должны прятаться за постройки или деревья. Русская народная игра «Мы весёлые ребята» Задачи: Развитие ловкости и координации движения, выполнять движения по сигналу. Описание: Количество играющих ( все дети) . Место- зал, площадка. Перед игрой, чертят две параллельные линии- " дома" . В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из" домов" . По сигналу воспитателя дети говорят: Мы весёлые ребята, Любим бегать и играть. Но попробуй нас догнать! После слова" догнать" играющие бегут в противоположный" дом" . Водящий пытается догнать их, и коснуться их рукой. Дети, до которых дотронулся водящий отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3- 4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят. Русская народная игра «У медведя во бору» Задачи: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции ( убегать и ловить) . Материал: Грибы, ягоды, корзинки, маска медведя. Ход игры: Определяется берлога медведя ( на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой. Русская народная игра «Горелки с платочком» Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Посмотри на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три! Последняя пара беги! Дети последней пары бегут вдоль колонны ( один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит. Русская народная игра «Коршун» Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Среди игроков распределяются роли. Один из них становится «коршуном», другой «курицей», все остальные «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в колонну по одному за «курицей», держась за пояс друг друга. Игра начинается с диалога: - Коршун, коршун, что с тобой? - Я ботинки потерял. - Эти? ( «курица», а в след за ней «цыплята» выставляют в сторону правую ногу. - Да! – отвечает «коршун» и бросается ловить «цыплят». «Курица» при этом старается защитить «цыплят» не толкая при этом «коршуна». Пойманный «цыпленок» выходит из игры. Вариант: Пойманный «цыпленок» становится «коршуном» Русская народная игра «Салки» Цель: Воспитывать быстроту, улучшать реакцию на звуковой сигнал. Ход игры: По считалке выбирается водящий( «салка») . Условно устанавливается площадка, на которой играют. Все разбегаются по площадке, водящий объявляет «Я салка! » и начинает догонять всех игроков. Кого догонит и «осалит» ( дотронется, тот становится «салкой», громко объявляет об этом, и начинает догонять игроков. Продолжаем до бесконечности. Русская народная игра «Ястреб» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами. Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов. Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого- нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях Русская народная игра «Хромая лиса» Задачи: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге. Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому- то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Русская народная игра «Стрекоза» Задачи: Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, развивать умение действовать по сигналу. Описание: Дети становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры. Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения назначенного места, считается победителем, Правила: Начинать игру только после слов «Начали! » Споткнувшегося по дороге, исключают из числа играющих. Художественное слово: Попрыгунья Стрекоза. Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Русская народная игра «Жмурки» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого- нибудь из бегущих. Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза, и он становится «жмуркой». Правила: Дети должны во время бега все- таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой- нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: " огонь" ! Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу. Русская народная игра «Медведь» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой. По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить». «Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры. Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу. Русская народная игра: «Матушка- весна » Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг. Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят: Идет матушка- весна, Отворяйте ворота. Первый март пришел, Всех детей провел; А за ним и апрель. Отворил окно и дверь; А уж как пришел май- Сколько хочешь гуляй! Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг. Правила: Не размыкать цепочку. Русская народная игра «Бубенцы» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению. Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое- один с бубенцом или колокольчиком, другой- с завязанными глазами. Все дети говорят: Трынцы- брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги- диги- диги- дон, Отгадай, откуда звон! После этих слов" жмурка" ловит увертывающегося игрока. Правила: Ловить начинать только после слов «Звон! ». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга. Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод. Русская народная игра «Лягушки на болоте» Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине- болото. На одном из берегов находится журавль ( за чертой) . Лягушки располагаются на кочках ( кружки на расстоянии 50 см) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки. В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква- ке- ке, ква- ке- ке. Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. Русская народная игра «Игровая» Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления. Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова У дядюшки Трифона. Было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я! При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону. Русская народная игра «Мороз – Красный нос» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий- Мороз- Красный нос. Он говорит: Я Мороз- Красный нос. Кто из вас решится В путь- дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить ( коснуться рукой) . Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места. Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что- то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. Русская народная игра «Капуста» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибежали Волк и лисица, бобер и курица, Заяц усатый, медведь косолапый. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый». Русская народная игра «Лошадки» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе. Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога" Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал" Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд. Художественное слово: Гоп- гоп! Ну, скачи в галоп! Ты лети, конь, скоро- скоро Через реки, через горы! Все- таки в галоп- гоп- гоп! Трух- трух! Рысью, милый друг! Ведь сдержать- то станет силы, - Рысью- рысью, конь мой милый! Трух- трух! Не споткнись, мой друг! Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет». Русская народная игра «Дедушка Рожок» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку. По божьей росе, По поповой полосе Там шишки, орешки, Медок, сахарок Поди вон, дедушка Рожок! Выбранному игроку- Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15- 20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом». Дети: Ах ты, дедушка Рожок, На плече дыру прожёг! Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто! Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три- четыре не пойманных играющих. Русская народная игра «Золотые ворота» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота! Игроки- ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй- запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. " Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три- четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно. Русская народная игра «Скакалка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова: Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши. Правила игры: Кто задел за скакалку, выбывает из игры. Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай! » Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Описание: Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего: «Хлоп, хлоп, убегай, Тебя кони стопчут» несколько игроков произносят: «А я коней не боюсь, По дороге прокачусь! » и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу. Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры. Русская народная игра: «Два Мороза» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза- Мороз- Красный нос и Мороз- Синий нос. говорят: Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые Я Мороз- Красный нос, Я Мороз – Синий нос, Кто из вас решится В путь- дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить( коснуться рукой) . Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места. Русская народная игра: «Бабка Ёжка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка - Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу - Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого- нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает. Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много. Трух- трух! Не споткнись, мой друг! Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет». Русская народная игра: «В ногу» Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании. Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30- ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды- соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков( например, по 5) , после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли. Русская народная игра: «Пирог» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог»( на него надета шапочка) . Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот он, какой высоконький, Вот он, какой мякошенький, Вот он, какой широконький. Режь его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд. Русская народная игра «Малечина- Калечина» Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества. Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят: Малечина- калечина, Сколько часов Осталось до вечера, До летнего? После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Водящий считает: «Раз, два, три. . . десять! » Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Варианты: Палку можно держать по- разному: 1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове. 2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии. 3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове. Правила игры: Пальцами другой руки( палочку) малечину- калечину поддерживать нельзя. Русская народная игра «Ткачиха» Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. Описание: Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив: Я весёлая ткачиха, Ткать умею лихо, лихо. Ай, лю- ли, ай, лю- ли, Ткать умею лихо, лихо! Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время" челноки" должны проскочить. Если не успевают, то" заткали ниточку«( плохо ткут) . Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу. Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга. Русская народная игра «Цепи кованные» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге. Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: - Цепи, цепи, разбейте нас! Кем из нас? – отвечает другая- Стёпой! - отвечает первая Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу( целится в сцепленные руки) . Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков. Русская народная игра «Хромая лиса» Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге. Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому- то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления. Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.