a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

" Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями"

Автор: Быкова Наталья Вячеславовна Опубликовано: 2023-12-19 21:23:56

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями» Подготовила музыкальный руководитель: Быкова Н. В. 2022- 2023 учебный год Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Музыкальное воспитание в детском саду направлено помимо решения музыкальных задач, на решение  задач коррекционн ых: 1.   Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком- либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично. 2.   Нормализацию психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. 3.   Укрепление, тр енировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи. «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации». 4.   Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов. Виды музыкальной деятельности  - это слушание муз ыки и исполнительство( пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество) .   Слушание   музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе все х других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач. Исполнительство:   Иг ра на музыка льных инструментах- развитие внимания и памяти, координации движений, музыкально- ритмического чувства. Пение- давно используется, как одно из реаби литационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля- ля», «ти- ли- ли», «ту- ру- ру» способствуют автоматизации звука, закр еплению правильного произношени я. Музыкально – ритмические движения  –   вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. Движение   – это тоже речь, выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. Среди музыкально – ритмических движений большое место занимают музыкально- ритмические упражнения. Помимо упражнений, к музыкально- ритмическим движениям относятся и танцы:  парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушен иями речи, поскольку помогают координировать пение и движение, они могу т использоваться также и в самостоятельной деятельности детей. Творчество   –  предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в пении, музыкально- ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память. Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:  1. Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности( изобразительных, некоторых музыкальных) . 2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции( замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность) . 3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка( самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов) . Исходя из особенностей детей, мы предлагаем следующие игры: Игры и упражнения для детей с нарушением речи. Развитие дыхания ( Физиологическое дыхание) Поиграем животиками Цель: формирование диафрагмального дыхания. Описание упражнения.                                 Вариант 1                                                 В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.   Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как  будто она качается на качелях.   Вариант 2  В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.  Упражнение выполняется под счет: вдох- 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 или музыкальные звуки( до –ре- ми- вдох, ми – ре- до – выдох) от трех до семи раз подряд. Назови по порядку ( Речевое дыхание) Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.  Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев. Описание упражнения. Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,  три, четыре, пять …»( количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) . Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы. Ах, как пахнет! Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу. Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами. Описание упражнения. Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:                                                    Ах!                             Ах, пахнет!                             Ах, как пахнет!                             Ах, как приятно пахнет!                             Ах, как цветок приятно пахнет! Далеко и близко ( Развитие голоса) Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ. Описание упражнения. Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом ( это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го- го, га- га и т. д. или какой- либо из звуков города – би- би,  ту- ту, дзинь- дзинь, тук- тук) . Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли. Тишина Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения. Описание упражнения. Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение: Была    ( произносится голосом обычной силы) тишина, тишина, тишина.   ( произносится тихим голосом) Вдруг   ( сила голоса начинает постепенно нарастать) грохотом  ( громче) грома   ( еще громче) сменилась она.      ( громко) И вот уже дождик   ( произносится голосом обычной силы) тихонько      ( произносится очень тихо) Ты слышишь?    ( произносится тихим голосом) Закапал, закапал,    ( произносится голосом обычной силы)  Закапал по крыше… Большие ноги шли по дороге ( Темп речи) Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения. Описание упражнения. Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,  и медленно говорят: «ТОП – ТОП».         Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ- топ- топ- топ». В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку. Карусели Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп. Описание упражнения. Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:              Еле, еле, еле, еле              Завертелись карусели( говорить в медленном темпе)                А потом, потом, потом  ( темп постепенно нарастает)             Все бегом, бегом, бегом. ( говорить в быстром темпе)             Тише, дети, не спешите( темп постепенно замедляется)             Карусель остановите( говорить в медленном темпе)             Раз, два, раз, два –( хлопать в ладоши и медленно говорить) .      Вот и кончилась игра. Упражнение можно выполнять под музыку. Узнай по интонации ( Развитие мелодика интонационной композиции речи) Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики. Описание упражнения. Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого- либо человека: удивленного – Ах! Ах! Ах! больного – Ох! Ох! Ох!   веселого – Эх! Эх! Эх! недовольного – Ай! Ай! Ай! испуганного – Ой! Ой! Ой! сердитого – Ай –я- яй! Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает. После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.  После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.                    Зоопарк Цель: распределение внимания.   Описание упражнения. Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,  третьи – лошадками, а четвертые- птицами. Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределении ролей. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.  Лошадки – идут высоко, поднимая колени, а птицы- машут руками – «крыльями». Муниципальное образовательное дошкольное учреждение город Салават Республика Башкортостан

Оставить комментарий: