a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы по нетрадиционному рисованию.

Опубликовано: 2015-02-03 10:39:03

Чудо нетрадиционной техники рисования

(из опыта работы с дошкольниками) воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад «Сказка» Щербаковой Н. В.

 

Наличие творческих способностей в жизни каждого человека играет очень важную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением гражданина, специалиста, семьянина. Я уверена, что каждый ребенок творец. Но, как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Я считаю, что одним из основных методов развития творческих способностей у детей является рисование. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в Темниковском детском саду «Сказка» более 5 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я не понимала того, что ограничиваю проявление творческих способностей детей, когда ставлю перед ними задачу нарисовать по образцу или объясняю приемы рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий его мир и даю возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей необходимо найти такую форму организации и взаимодействие, которая позволила бы им реализовать свой творческий замысел. Организация работы на фронтальных занятиях не очень устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществить индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятия ограничивались временем и темой.

Такой формой работы стало применение нетрадиционных приемов рисования. Для этого была создана программа по нетрадиционной технике рисования «Нетрадиционные приемы изодеятельности в развитии творческих способностей детей в ДОУ».

На первом году работы я столкнулась с проблемой отказа детей идти на занятие, приходилось их уговаривать. Я старалась выяснить причину отказа. И выяснилось, что дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

Поэтому я стала строить занятие так, чтобы детям было интересно рисовать. В этом мне помогла игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становится игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, парафин, пробки от пластиковых бутылок от тюбиков крема, зубной пасты, листья деревьев, цветов, травы, ягод, овощные штампы и печати, соломка, нитки, пористые губки и еще многое, что окружает нас в повседневной жизни. Эта игра с неизвестным занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное. Они с удовольствием и наслаждением занимаются с краской, бумагой, водой.

В моей работе, да и в работе любого педагога, главное, чтобы занятия приносили детям положительные эмоции. Необходимо заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это укрепит его уверенность в собственных силах. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. В этой работе мне помог журнал “Дошкольное воспитание”, в котором воспитатели – сибиряки делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике, а также воспитателя по изодеятельности Темниковского детского сада «Золотой петушок» Ишеевой Людмилы Вадимовны, которая стала моим наставником. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама рисовать теми способами, которые описывались в журнале, и которыми меня обучила Людмила Вадимовна. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши “трусишки”, которых пугал вид карандаша и кисточки стали с удовольствием заниматься. Уже на первом занятие дети были удивлены. Первый их вопрос был: “А что мы будем сегодня делать?” Мой ответ: “Рисовать” – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь карандаши, фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали на столах. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Составила перспективный план по ИЗО в средней группе ( приложение №1)

Темой нашего первого занятия был “Подсолнухи”. И единственный страх, который остался у детей и исчез. Дети с удовольствием макали один за другим пальцы в желтую краску. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса “левши” (в нашей группе три ребенка “левши”) не осталось и следа! Именно у “леворуких” детей раньше других проявился интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.

С тех самых пор, как я начала работу в нетрадиционной технике рисования, отношение детей к занятиям изменилось. И первое с чего начинается занятие - это вопрос детей: “Что мы будем рисовать сегодня и чем?”

Основной формой ознакомления детей с техникой нетрадиционного рисования является учебное занятие. Каждое занятие проведенное мною преследует цельдостичь следующих результатов:

1) развить детское творчество с помощью нетрадиционной техники рисования;

2) выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу, вселить уверенность в свои силы.

Все занятия, которые я провожу с применением нетрадиционных приемов рисования, отвечают следующим критериям:

1)быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;

2) содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного образа;

3) знакомить с новыми приемами работы;

4) развивать ручную умелость.

На первых занятиях проводились игры с цветом и красками. Дети знакомились с возможностями гуаши и акварели, создавали «Колесо цвета», а такие игры и упражнения: «Перевертыши», «Загадки-отгадки», «Что бы это значило», «Что из этого можно нарисовать?» постоянно будоражат детскую фантазию. Рассматривание формы облаков, очертания луж и т.д. – эти занятия постоянно сопровождаются бурей восторга и удивления. А в творческом процессе это самое важное состояние души – миг удивительных открытий.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное. Так на занятии по теме: «Кто сказал, МЯУ!», каждый ребенок в процессе работы хотел показать разный характер своего котенка, его позу, размер. Итогом занятия стало изображение мордочки, где отражалось настроение котенка, придумывание имен. Затем, была организована «выставка кошек» для родителей и педагогов, где каждый ребенок самостоятельно и по желанию рассказывал о своем персонаже. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними.

Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей. Проводили с родителями консультации, беседы и родительские собрания.

Еще одной формой ознакомления детей с техникой нетрадиционного рисования является занятие кружка. Учитывая возможности детей, продуманы темы для работы кружка, составлен перспективный план (приложение №2).

В последние две недели мая проводилась диагностика и анализ полученных результатов работы.

К концу года ребенок умеет:

-различать и называть способы нетрадиционного рисования;

-самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);

- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;

- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

 

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям.

Например:

Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом).

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  • Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

  • Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

  • Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

  • Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Чёрно-белый граттаж(грунтованный лист)

  • Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

  • Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля настоловую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

  • Средства выразительности: пятно.

  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь

  • пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

  • Средства выразительности: пятно.

  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

  • Средства выразительности: пятно.

  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке,пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

  • Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску,

отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение,

оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает

другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за

кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

  • Средства выразительности: точка, фактура.

  • Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона

    • либо пластика (5><5 см)

  • Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и

    • ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска

    • разбрызгивается на бумагу.

    • Акварельные мелки

  • Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

  • Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в

    • блюдечке.

  • Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой спомощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использоватьприёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумагаснова смачивается

Тычкование

  • Средства выразительности: фактура, объём.

  • Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке,плотная бумага или цветной картон для основы.

  • Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживаяпальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

  • Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

  • Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

  • Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

  • Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисуноккраской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым

"Долговечные штампы"

  • Необходимые материалы и инструменты:

Клей ПВА, плотный картон, резина толстая, бутылочная пробка, бечевка,

краска, бумага.

  • Порядок работы:

Проще всего изготовить штамп из пробки или ластика, вырезав на ровном

срезе элемент узора.

  • Для оформления большого количества самодельных открыток илипригласительных билетов можно приспособить штамп из бечевки. Наплотный картон наклеивается клеем ПВА бечевка в виде витиеватойрамочки. Это и есть штамп. Веревочка смазывается краской, аккуратнонакладывается на заготовку и прижимается. На заготовке остается рисунок.Из веревочки можно выкладывать инициалы, имена и рисовать, контурныеизображения предметов - в зависимости от замысла.

  •  

"Разные разности"

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, кисти, краски, деревянная катушка от ниток,

пуговицы, трубка от картона, консервная банка, скалка, апельсиновая корка

(свежая), кукурузный початок, спица, карандаш или высохший фломастер.

Порядок работы:

Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их,

нужно только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать,

представив себе, какие удивительные следы они могут оставить.

Так деревянная катушка от ниток оставит след, похожий на колесо, а

обыкновенная пуговица- кружочек с двумя или четырьмя точечками.

Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее краской и продеть в

отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги,

оставляя две цветные дорожки.

А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов.

В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую или

лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на

улитку.

Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два

прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно

использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или

скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или

бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика

из кукурузы можно сделать, проткнув ее спицей. Инструмент следует

прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно

обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить

тесьму и начать печатную деятельность.

"Печатаем пробками"

Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам.

Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и

колесо, и мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от

лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется

воображением ребенка. Появляются ножки, клювик дорисованные

кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок

оживает.

Разноцветные ниточки, проведенные кончиком кисти, помогают маленькому

художнику правильно подобрать цвет для воздушного шара, который

появится после отпечатка.

Божья коровка может появиться на траве, если отпечаток пробки с красной

краской дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в

черную краску, а кончиком кисти мелкие части (голова, усики). Гусеница, ловко перебирающая лапками.

Использование пробок разного размера.

Необходимые материалы и инструменты:

Пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты (разных

размеров), гуашь, кисть;

Порядок работы:

Намазываем кистью с краской верхнюю часть пробки (от пластиковой

бутылки) и отпечатываем на поверхность приготовленного листа.

Получившееся изображение круга дополняется элементами, деталями с

применением других бросовых изобразительных инструментов (шляпка

шурупа, запонка, цепочка и т. д.).

Если пробку перевернуть и обмакнуть в гуашь, то отпечаток на бумаге похож

на легкий воздушный шарик, колечко, мыльный пузырь и многое другое, что

может увидеть ваша фантазия.

"Прямые и кривые линии".

Необходимые материалы и инструменты:

Картон (толстый, тонкий, гофрированный), газета, кисть, гуашевые краски,

лист бумаги.

Порядок работы:

Для того чтобы получить в качестве оттиска прямую или ломаную линию,

берем кусочек плотного картона.

Нарежем полоски из картона разной толщины. Обмакнем край картона в

краску и отпечатаем на бумаге прямую линию. Толщина линии зависит от

толщины и вида картона.

Чтобы получить кривые (изогнутые) линии, обмакнем в краску край картона

и, слегка согнув его, нанесем на бумагу оттиск. Если отпечатать несколько

изогнутых линий, сходящихся в середине, выйдет стилизованный цветок.

Для составления узора из цветов можно использовать прием рисования

картонкой, смещая ее определенным образом. В результате лепестки

получаются в виде клинышков.

. Чтобы отпечатать клинышек, нужно обмакнуть в краску край картона и прижать к бумаге, затем сдвинуть картонку, держа ее за верхний край. Нижний край остается прижатым к бумаге. Из нескольких клинышков-лепестков можно сделать цветок

"Вместо кисточки рука"

Необходимые материалы и инструменты:

Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук). Порядок работы:

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный
отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши
ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а
выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы
вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой
палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного
ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку,
да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и
цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое
другое можно нафантазировать вместе малышом. И совсем не страшно, если
маленький художник перепачкается, главноечтобы он получал

удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Оставить комментарий: