a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Наблюдения в природе на декабрь в ст гр

Автор: Витюгова Елена Степановна Опубликовано: 2023-12-24 13:28:37

Документы для скачивания

Наблюдения на декабрь 2023 года Прогулка №1. Наблюдение за сезонными изменениями Цель:   формирование представлений об изменениях в природе в начале зимы  ( ночь растет, а день убывает) ; обучение умению различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях. Ход наблюдения   Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!   Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый!   Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер!   Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.   Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд,   Только гроздья на вершине ярче прежнего горят. Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах. - Текло, текло и под стекло легло.  ( Вода. ) - Без рук, без ног, а в избу лезет.  ( Мороз. ) - Декабрь год кончает — зиму начинает. - Теплая зима к холодному лету. - Солнце летом греет, а зимой морозит. Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее. Воспитатель задает детям вопросы. За каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь? Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой и осенью?   Прогулка №2. Наблюдение за птицами зимой Цель:   формирование представлений о жизни птиц зимой; воспитание желания заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения   Не видно в лесу тропинок,   В тулупах кусты стоят.   Уснувших жуков и личинок   У крыл под корой снегопад.   Лети же, пичуга, к людям   И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем   Крошками хлеба, пшеном. Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?   Прогулка №3. Наблюдение за состоянием природы Цель:   обучение умению видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных тек стах, стихотворениях; закрепление умению воспринимать описание узоров на окне. Ход наблюдения   Удивительный художник у окошка побывал,   Удивительный художник нам окно разрисовал:   Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.   Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.   На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.   Но без красок и без кисти разрисовано стекло.   Замечательный художник у окошка побывал.   Отгадайте- ка, ребята, кто окно разрисовал?  ( Мороз. ) За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие- то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный. Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами. Прогулка №4. Наблюдение за воробьём Цель:   продолжение закрепления знаний о зимую щей птице — воробье; формирование представления об особенностях поведе ния птицы в зимнее время; обучение умению поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Ход наблюдения   Прыгал воробьишка   В коричневом пальтишке,   Ростом мал, да боевой,   Нелегко ему зимой Прыгает он у крыльца — Покормите молодца.   Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?  ( Зимующие птицы. )   Чем отличаются перелетные птицы от зимующих?  ( У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв. )   Какие птицы не улетают от нас на зиму?  ( Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты. )   Чем питаются воробьи в зимнее время?  ( Крошками, зернышками. )   Почему зимующих птиц надо подкармливать?  ( Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло. )   Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой.  ( Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза. )   Почему воробьи селятся рядом с человеком?  ( Чтобы прокормиться и согреться возле него. )   Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать?  ( Отчистить от снега место для корма. )   Прогулка №5. Наблюдение за работой дворника Цель:   продолжение наблю дения за ра ботой дворника; совершенствование словарного запас а; формирование стремления к порядку и чистоте; привитие любови к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде. Ход наблюдения   Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой? Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит. Прогулка №6. Наблюдение за огородом Цель:   ознакомление с сезонными изменениями в огор оде в зимний период; воспитание интерес а к исследовательской деятельности. Ход наблюдения   Батюшка наш огород!   Поклонюсь тебе с любовью —   Ты корми нас целый год   И капустой и морковью. Угощай нас кабачком, Сельдереем и лучком. Что изменилось в огороде с приходом зимы?  ( Все замело снегом. )   Чем является снег для растений?  ( Одеялом, спасающим в холода и ветра. )   Если много снега в огороде — это плохо или хорошо.  ( Хорошо, много влаги. )   Ровно ли лежит снег в разных частях огорода?  ( Нет. )   Где больше снега — у здания или в центре?  ( У зданий) . Почему?  ( Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию. )   Прогулка №7. Наблюдение за изменениями на участке детского сада Цель:   обучение умению наблюдать за изменениями вокруг нас.   Ход наблюдения   Улицей гуляет Дед Мороз, Иней рассыпает по ветвям берез. Ходит, бородою белою трясет, Топает ногою, только треск идет. Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили  ( семечками, крупой, крошками) , поедят вредителей на нашем огороде. Прогулка №8. Наблюдение за ветром Цель:   расширение и углубление знаний о неживой природе; формирование интерес а к природным явлениям.   Ход наблюдения   Ветер дул всю ночь,   Шумели ели,   Морщинилась вода.   Сосны старые скрипели,   Ивы гнулись у пруда, Выло, дуло, завывало. И когда пришел рассвет, Ветра будто не бывало, Будто не было и нет. Какая сегодня погода?  ( Холодная, ветреная, пасмурная. )   Как называется снег с ветром?  ( Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой. )   С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили?  ( Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса. )   Как образуется ветер?  ( Солнце нагревает воздух неравномерно, где- то теплее, где- то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер. ) Прогулка №9. Наблюдение за домашними животными зимой Цель:   закрепление знаний о жизни домашних животных в зимнее время года; формирование представления о том, что о домашних животных заботится человек  ( заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище) . Ход наблюдения   Домашних животных я очень люблю:   Кормлю, берегу и ласкаю.   Собаку и кошку, козу и свинью   Друзьями своими считаю.   Помощники наши — корова, баран И конь вороной темногривый   Живут с нами рядом, привязаны к нам, Доверчивы, миролюбивы. Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Почему животных перестали выгонять на пастбища? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные. Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время? Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся? Прогулка №10. Наблюдение за снегопадом Цель:   формирование представления о свойствах снега; закрепление знания о сезонном явлении — снегопаде.   Ход наблюдения   Снег из тучи прилетел,   Лечь на землю захотел.   Ищет места — не найдет, Задержался у ворот. Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их  ( размер, найти одинаковые) . На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему? Прогулка №11. Наблюдение за елью Цель:   уточнение знания об отличиях натуральной ели от игрушечной. Ход наблюдения   Новогодние деньки,   Снег морозный, колкий.   Загорелись огоньки   Н а пушистой елке. Шар качнулся расписной, Бусы зазвенели. Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое? Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно У держивается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала  ( пластмассы) , у нее нет корней, она не растет. Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год. Прогулка №12. Наблюдение за крышами домов Цель:   предоставление знаний о том, что шапки снега могут быть опасны для человека  ( если упадут с крыш и- травма) , подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность. Ход наблюдения   Р ассмотреть крыши домов. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы. ПРАВИЛА!   Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя: - Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! - Подходить и трогать свисающие сосульки! - Нельзя сосать и есть сосульки! - Не кидайся сосулькой или снегом! - Будь внимательным и наблюдательным! - Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее! - Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других  ( например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей) ! Прог улка №13 Наблюдение за общественным транспортом Цель:   закрепление знаний об общественном транспорте, знать правила дорожного движения; воспитывать интерес к технике и труду взрослых. Ход наблюдения   Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи Б егут, бегут по улицам, друг друга обгоняя. Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре, Укажет он кому идти, кому стоять на месте. Наезда можно избежать и столкновенья тоже — На перекрестках всех дорог наш светофор поможет. Со светофором я дружу, внимательным бываю, На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.   Какой общественный транспорт вы знаете? Как называется место, где останавливаются автобусы?  ( Остановка. )   Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке?  ( Маршрутки, такси. )   В какую дверь автобуса нужно входить?  ( В переднюю. ) Из какой двери надо выходить?  ( Из задней. )   С какой стороны надо обходить автобус?  ( Сзади. )   Почему?  ( Хорошо видно движущийся по дороге транспорт. )   Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему? Как нужно переходить дорогу?  ( Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо. )   На какой свет светофора?  ( На зеленый. ) Прогулка №14. Наблюдение за метелью Цель:   формирование представлений о движении снега в ветреную погоду. Ход наблюдения   Гуляю в поле,   Летаю на воле,   Кручу, бурчу,   Знать никого не хочу. Вдоль снега пробегаю Сугробы наметаю.  ( Метель. ) Как вы думаете, что такое метель?  ( Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое. )   Посмотрите внимательно, что происходит со снегом?  ( Снег перемещается по направлению ветра. )   Почему во время метели появляются сугробы?  ( Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы. )   Как вы думаете, метель это хорошо или плохо?  ( Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять. ) Прогулка №15. Наблюдение за морозным солнечным деньком Цель:   формирование у детей представлений о зиме;   Ход наблюдения   Стали дни короче,   Солнце светит мало,   Вот пришли морозы, И зима настала. В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа  ( кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое) . Отметить, какое солнце  ( тусклое, яркое, закрытое тучами) . Вспомнить, какое оно было вчера. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из- за этого уменьшается день. Прогулка №16. Наблюдение за снежинками Цель:   обращение внимания на то, что снежинк и бывают разными по форме; обучение умению сравнивать, развивать познавательную активность. Что за звездочки сквозные   Н а платке и рукаве,   Все сквозные, вырезные   Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла А возьмешь — вода в руке?   На моей ладошке. Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор. Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки.  ( Одинаковых не бывает. )   Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?   Прогулка №17. Наблюдение за погодой Цель:   расширение и углубление представления о солнце в зимних условиях; формирование интерес а к неживым объектам природы. Ход наблюдения   Ой ты, зимушка- краса!   Побелила все леса,   Горы снега намела,   Нас кататься позвала.   Повела зима над нами   Снеговыми рукавами   Снеговыми рукавами И рассыпала снежинки На поля и на леса.   Мы с горы кататься будем, И поэтому нам очень- очень   Н равится зима! Что изменилось в природе? Чем покрылась земля? Что лежит на ветках деревьев? Что делают деревья зимой? Прогулка №18. Наблюдение за снегоуборочной машиной Цель:   расширение представления о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитание интерес а к технике и уважение к труду взрослых. Ход наблюдения   Что за дворник удалой   Снег сгребал на мостовой? ( Снегоуборочная машина. ) У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из чего они сделаны?  ( Из стальной проволоки. )   Какая у них щетина?  ( Жесткая, колючая. )   А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть?  ( Два больших винта. )   Что делают эти винты?  ( Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону. )   Как называется эта машина?  ( Снегоочиститель. )   Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная машина?  ( К специальному. ) Прогулка №19. Наблюдение за солнцем Цель:   продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.   Ход наблюдения   Где ты, солнце, в самом деле?   Мы совсем окоченели.   Без тебя вода замерзла,   Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей! Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Оставить комментарий: