семинар-практикум "Сказка глазами детей и родителей"
Документы для скачивания
Семинар – п рактикум для родителей старшей группы « Сказка глазами детей и родителей» Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи: 1. Сплочение коллектива родителей. 2. Создание доверительной атмосферы в группе родителей. 3. Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей. Предварительная работа: 1. Совместное изготовление родителями и их детьми книжек – малышек по сюжетам любимых сказок детей; 2. Изготовление рисунков родителями и их детьми по сюжетам любимой сказки детей; 3. Беседа с детьми о сказках, какие существуют сказки; 4. Создание видеозаписей с ответами детей на вопрос: что такое сказка? ; Материалы и оборудование: 1. Заготовки цветной бумаги, гофрированной бумаги, цветного картона, оберточной бумаги; 2. Фломастеры, ножницы, клей, карандаши, салфетки; 4. Выставка книг подходящих для чтения детям средней группы. 5. Выставка работ детей и их родителей на тему «Сказка глазами детей и родителей». 6. Видеозаписи высказываний детей на тему – Что такое сказка? Ход мероприятия. 1 теоретическая часть: Выступление библиотекаря. Занятия с книгой являются одной из самых доступных и наиболее эффективных форм развития ребёнка. Детская литература- главный источник, из которого ребёнок черпает знания о разных сферах действительности. Из книги ребёнок получает представления о жизни и поведении взрослых и детей; информацию, организованную в доступной для него форме об окружающем мире животных, растениях, других странах и пр. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка- это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности- умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение- основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению. . . В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала- колыбельными, затем – пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: " Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории" из жизни" ? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое" хорошо" и что такое" плохо" . Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания- не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: " Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот- трудно" . Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, т. к. ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, и она вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни не может замечать. «В некотором царстве, в некотором государстве» и ребенок уже «покидает» реальный мир и уносится в мир фантазии. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию сказки- могут отвлечь, увлечь, успокоить, усыпить, научить. Эти короткие поучительные рассказы- выдумки передавались из поколения в поколение. В них добро противостоит злу, смелость- трусости, альтруизм- жадности, в них" один за всех и все за одного" . Сказки готовят ребёнка к тому, что жизнь- сложная штука, что в ней есть немало несправедливости, лжи, страха, отчаяния, равно как и радости, щедрости, любви. Но в то же время, они говорят ребёнку, что даже в самой трудной ситуации нельзя сдаваться, нужно идти до конца- там ждут успех и победа. Сказки учат - они намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 4- 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Это сказки: " Репка" , " Теремок" , " Колобок" , " Курочка Ряба" , " Петушок и бобовое зёрнышко" , " Рукавичка" , " Заюшкина избушка" , " Пузырь, соломинка и лапоть" , " Маша и медведь" , " Три поросёнка" и многие другие. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5- 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, " волшебные" сказки братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, а так же сказки народов мира. Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили нужно не только прочитать, но и обсудить с ребенком. Во время чтения позвольте ребенку прерывать вас и задавать кучу вопросов. Это развивает навык анализа текста. После прочтения поговорите о книге. Спросите, что понравилось, что нет. Было ли страшно? Или возможно весело. Что испытывали главные герои? Почему главный персонаж попал в такую непростую ситуацию? Что побудило героя сказки или рассказа пойти на выручку другу? Подумайте, какие еще вопросы можно задать ребенку. Это ненавязчиво учит ребенка нравственности и воспитывает чувство сопереживания. Во время обсуждения книги можно вернуться к какому- то отрывку из прочитанного, чтобы удостовериться в правильности сделанных выводов. Это прививает очень важный навык при чтении книг — анализ текста. Самое любимое занятие детей после прочтения книг — это рисунки по теме. Например, на следующий день вечером после детского сада. Поиграйте с детьми в юных иллюстраторов книг. Даже если они не могут красиво рисовать, то пусть просто попытаются сложить в своей голове эту картинку к сказке, например. Пусть вам расскажут, а что и как они бы нарисовали на месте художника. Какие выбрали бы эпизоды для иллюстрирования. Таким образом, вы узнаете, что больше всего ребенку запомнилось из книги. Что его впечатлило. Кроме того, у ребенка будет развиваться воображение и фантазия. Очень хорошо было бы попросить ребенка рассказать сказку кому- нибудь из взрослых. Например, бабушке. Это развивает у детей речь, навык логичного и последовательного изложения, память. Читайте сказки детям- они формируют в них запас жизненной прочности, уверенность в собственных силах, веру в добро. Да и сами взрослые ненадолго возвращаются в детство, забывая про суету, погружаясь в чудо под названием сказка. 2 практическая часть: выступление воспитателей. 1 воспитатель: Наша встреча называется «Сказка глазами родителей и детей», которая позволит нам окунуться в мир сказок. Спустился вечер за окно, Затушевал дневные краски, Окутал город снежным сном, Вновь наступило царство Сказки… И мама, отложив заботы, За сказкой время забывает, И для нее, как в детства годы, Волшебный мир вдруг оживает. Сон убаюкал малыша, Его отважная душа Слилась с героем в славном царстве, Волшебном, чудном государстве. Уснул малыш. Но и во сне Он примеряет на себе Роль Золушки, Кота, Руслана, Жизнь эльфов и царя Салтана. Он в Сказке вырастет мудрей И духом тверже и добрей. Ведь тот, кто с детства Сказку любит, Тот в жизни злым уже не будет! 2 воспитатель: 1. Приветствие. Сегодня наше занятие мы хотим начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого- нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. 1 воспитатель: 2. Обсуждение «Что такое сказка? » Мы предлагаем вам подумать и ответить на вопрос «Что же такое сказка? ». А теперь послушайте размышления детей на поставленный вопрос. 3. Информационная справка. Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа. 2 воспитатель: 4. Игра «Сказочный дождик». «А теперь встаньте все в круг друг за другом. В нашей Сказочной Стране пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине…» Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия. 1 воспитатель: 5. Игра «Сказка по кругу». Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя своё воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками. Ведущий держит в руках коробку и обращается к родителям: «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку. Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки( см. П риложение 1) 2 воспитатель: 7. Творческая работа «Создание Сказочной Страны». Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время нашей встречи, и создать общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе. Родителям предлагается, используя имеющиеся заготовки, создать коллаж «Сказочная Страна». «Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет название нашей Сказочной Страны». Участникам раздаются чистые карточки, на которых они пишут начальную букву своего имени, а затем образуют название Страны. «Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь». 1 воспитатель: 8. Упражнение «Ромашка высказываний». Сейчас мы с вами составим ромашку высказываний. Каждому из вас выдано по лепестку, на котором нужно написать, что же несет с собой сказка в развитие ребенка. После выполнения этого задания все лепестки собираются в ромашку. Приложение 1 Слова к сказке: Волк колобок лиса волшебный лес пенек дерево речка Небо прятаться солнце катиться бросать сверкать бросать Добро зло счастье друг дом встреча Чудесный солнечный бежать хитрая Сказочная страна «Дом добра» ( текст составленный родителями) Жил- был волк и он хотел спрятаться от хитрого лиса, который был его другом. Хотел спрятаться в лесу, когда засверкали звезды. Наступил солнечный день, лис сел на пенек. Колобок свалился с неба на деревья, с яблочного дерева он сорвал яблоко, бросил на дорогу, побежал за ним и встретил речку. И он был счастлив. И все зло волка покатилось в волшебный мир, где стоял чудесный дом добра.