Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ через реализацию детских социокультурных практик.
Документы для скачивания
Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ через реализацию детских социокультурных практик. Неклюдова С. А. Учитель- логопед СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. Н. С. Доровского с. Подбельск Похвистневского района Самарской области Развитие коммуникативных навыков у детей – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Согласно взглядам отечественных ученых( Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние не только на речевое и психическое развитие ребенка, но и формирует личность в целом. От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально- психологической адаптации детей в обществе. Эпоха детства согласно Л. С. Выготскому, это такой возрастной период, который характеризуется своей социальной ситуацией развития – совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Дети с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи имеют трудности социализации и коммуникативно го общени я. У них снижен а личн ая инициатив а, самостоятельност ь, познавательн ый интерес. Все это затрудняет осмысление повседневного опыта и освоение культурных практик в любой области. Тем не менее в ФГОС ДО появился термин, который до того не использовался в дошкольной педагогике. А именно, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных организаций должны быть представлены культурные практики разных видов. Социокультурные практики – это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия всех участников образовательного пространства, инициируемое взрослым или самим ребенком. Поэтому, мы педагоги уделяем особое внимание развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ через реа лизацию социокультурных практик, исходящих из текущих интересов детей. На основе сотрудничества детского сада с различными социальными объектами разработана определенная последовательность ознакомления дошкольников с социумом. Наши воспитанники традиционно участвуют в праздниках «День матери», «День Победы», «День села», «День защитника Отечества», «8 Марта », «Маслен ица», организованных ДК «Родник». Участие в этих мероприятиях позволяет детям не только расширить свой кругозор и обогатить опыт социальных контактов, но и приобре сти нравственный и эмоциональн ый опыт сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д. Ещё одной формой организации социокультурных практи к является сюжетно- ролевая игра, где дети уч атся брать на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводить деятельность взрослых и отношения между ними. Для ребёнка роль – это образец того, как надо действовать, исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимани я, взаимопомощи, подчинять свои действия действию других игроков, формир уется адекватная самооценка. Одн ими из самых любимых игр продолжа ю т оставаться игр ы в «Семью», «Магазин», «Больницу» с различными сюжетами: «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома мы одни», «В нашей семье появился питомец», «День рождения» и другие. Кроме того, были специально организованные сюжетно- ролевые игры «Библиотека», «Ателье», «Школа». Логическим продолжение сюжетно- ролевой игры «Ателье» стало участие в региональном Чемпионате «Будущие профессионалы 5+ », где наша команда «Весёлые портняжки» стала призёром. В решении задач социализации и развития коммуникативных навыков помогает нам т еатрализованная деятельность. Чтобы задействовать этот вид деятельности, в группе создана соответствующая предметно- развивающ ая сред а( н астольный, масочный, перчаточный, теневой, фетровый театры, ш ирма, костюмы и а трибуты для ряженья) . Дети с удовольствием включаются в разыгрывание импровизаций, небольших этюдов. В результате совместной работы педагогов и родителей в течение учебного года был и организованы несколько постановок. На осенний утренник «Сказка о непослушном горошке», на новогодний праздник «Жадные мышата», «Где живет Новый год? ». Театрализованная постановка «Айболит и чистый воздух» заняла 1 место в районном конкурсе «Экологический серпантин». П остановка тенево го театр а « Колобок» заняла 2 место в X открытом окружном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие ребенка и формировани е базиса его личностной культуры. Э то мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприя тия окружающей действительности, означающей готовность ребёнка к встрече с новыми социальными ситуациями. У детей совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаим оотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. С целью преодоления и предупреждения трудностей социализации и коммуникации успешно используем метод проектов. Проектная деятельность, как форма работы с дошкольниками, включает все компоненты социализации, объединя ет воедино все виды деятельности и вовлека ет всех участник ов процесса, поэтому активно используется нами для реализации образовательных и воспитательных задач. Реализованный проект «Книга и я, лучшие друзья » был направлен на развитие коммуникативных навыков в социокультурной среде, позволяющий активно взаимодействовать ребенку со сверстниками и другими людьми. Так, в рамках проекта была экскурсия в детскую библиотеку, где дети не только обогатили своё представление о б библиотеке, труде библиотекаря, но и закрепи ли на практике знани я ПДД, а также социокультурны е норм ы поведения в обществе нных местах. Защита проекта проходила в форме досуговой деятельности, на которую были приглашены родители, заведующая детским садом. Дети получили опыт публичного выступления, имели многообразные возможности для самореализации, проявления инициатив ы, творчества. Радостные эмоции, сопровождающие досуговую деятельность, способств овали созданию благоприятной эмоциональной обстановки, формированию уверенности в себе, становлению личности ребенка. Включая детей во все виды социокультурных практик, мы предполагаем не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку( совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Н аши воспитанники успешно социализируются в обществе. У них активно формируются коммуникативные навыки, позволяющие им общаться друг с другом, со взрослыми, и получать радость от общения.
- Буклет "Игровой самомассаж"
- Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в компенсирующей группе для обучающих детей с ТНР на тему "Деревья, листья, плоды"
- СТЕМ- технология
- Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ через реализацию детских социокультурных практик.
- Дидактическое пособие «Семейный кубик»