a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно-творческий проект «Мини-музей кукол в чемодане»

Автор: Залага Оксана Николаевна Опубликовано: 2024-01-08 09:39:28

Документы для скачивания

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко» р. п Куйтун, Иркутская область Познавательно- творческий проект « М ини- м узей кук ол в чемодане » в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Разработчики проекта учитель- логопед Силкина Е. Н. , воспитател ь Залага О. Н. Актуальность Тряпичная кукла – важная часть р усской народной культуры. На Руси без неё не обходился не один ребёнок, да и взрослому члену семьи иногда делалась   кукла, например, когда мужчина уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась   кукла оберег, или, когда в доме был больной человек. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути, спасение больного от болезни. Кукла- оберег, как традиция, существовала вплоть до 20 столетия. В наши дни люди стали интересоваться наследие м предков и возрождат ь это искусство. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Знакомство детей с истори ей своего народа, его традици ями, культур ой, промысл ами, помогает им чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Возвращая в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную   куклу, мы с охраня ем и переда ём следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа. В играх с   куклами   дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, развивают речь. Ознакомление с произведениями народного творчества через организацию мини–музеев в условиях детского сада способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, пробуждает в детях первые представления о культуре страны, народа, способствует воспитанию патриотических чувств. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере образования и воспитания детей, создает условия для создания предметно – пространственной среды и является одним из сре дств дл я формирования разносторонне- развитой личности ребенка. Вид проекта познавательно – творческий Цель проекта Формирование у детей старшего   дошкольного   возраста   интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной   куклы в ходе создания мини- музея. Задачи проекта Для детей: 1. Познакомиться с историей возникновения тряпичной куклы и технологией изготовления этой русской народной игрушк и, получить представления о русском народном творчестве, о роли музея для получения знаний. 2. Пробуждать любознательность и интерес к истории своего народа, своей страны. 3. Расширять активный словарь, посредством обогащения новыми словами и их значениями( закрутка, оберег, лоскут, безликая   кукла и др) , знакомств а с произведениями А. Барто по теме, актуализировать словарь в самостоятельной деятельности в центрах активности. 4. Проявлять и совершенствовать коммуникативные навыки и дружелюбие. Для педагогов: 1. Подобрать методические и дидактические материалы по данной теме совместно с родителями. 2. Привлечь детей и родителей к осуществлению совместной работы с целью изготовления тряпичных кукол.   3. Объединить детский сад и семьи посредством воплощения единого замысла. 4. Стимулировать развитие познавательной и речевой активности через творческую деятельность, игры и знакомство с творчеством поэт ессы А. Барто. Для родителей: 1. Способствовать возникновению интереса к истории русского народа, его культуре. 2. Проводить намеченные мероприятия по проекту совместно с педагогами. 3. Оказывать помощь в создании предметно- пространственной развивающей среды в группе. Участники проекта дети, родители, воспитатели Залага О. Н. , учитель- логопед Силкина Е. Н. , тьютор Тряпичникова А. А. , помощник воспитателя Проблема В беседах с детьми воспитатели узнали, что дети не знают, как у людей появилась игрушечная кукла, как люди её делали в древней Руси, то есть до того, как появились игрушечные фабрики. Милана спросила: «А можно ли самим сделать куклу? ». Дети стали предлагать родителям сделать кукол. Родители вместе с воспитателями решили познакомить детей с тряпичной куклой, которая на Руси считалась оберегом и использовалась не только для игры. Педагогами группы вместе с детьми было принято решение: сделать в группе мини- музей кукол. Продолжительность проекта Краткосрочный 13. 11. 2023 – 24. 11. 2023 Ресурсное обеспечение Художественная литература, ИКТ, атрибуты к играм, аудиозаписи стихов и сказок С. Я. Маршака, наглядный и демонстрационный материал. Материально- техническая база Центры активности в группе Формы реализации проекта- занимательная деятельность в центрах активности- игры( сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные) - рассматривание иллюстраций к стихам А. Барто про игрушки- изготовление мультимедийных презентаций и видеофайлов- изобразительная деятельность, аппликации чтение художественной литературы по теме проекта заучивание стихов А. Барто составление рассказов и пересказов по лексической теме «Игрушки» работа с родителями( дети и родители, родители и педагоги) Ожидаемый результат Участие детей в проекте позволит расширить представления не только о куклах, материалах и техниках их изготовления, но и истории русского народа; обогати ть словарный запас по лексической теме « Игрушки »; развить познавательные и творческие способности, что будет способствовать повы шению речев ой активност и; совершенствовать мелко- моторные навыки при изготовлении кукол, которые помогут детям в самообслуживании и подготовке руки к письму. Повысится заинтересованность родителей в развитии детей, чувство удовлетворенности от совместного творчества детей и взрослых, положительная оценка деятельности педагогов. Повы сится уровень профессионального мастерства педагогов в вопроса х речевого развития и воспитания детей через разнообразные формы и методы работы, удовлетворенность собственной деятельностью. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с  тряпичной куклой с помощью мини- музея в чемодане. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа. Продукт проекта Мини- музей кукол в чемодане. Планирование работы по реализации проекта: Образовательная область/ раздел Форма реализации Задачи Педагоги Дети Родители 1 этап – подготовительный- Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о   куклах- Определение темы проекта, проблемы, цели, задач, стратегий и механизмов. - Подбор и изучение педагогической литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей. - Создание необходимых условий для реализации проекта. в ходе разговора с педагогами сообщают, что хотели бы узнать, как это можно сделать, кто поможет узнать Обсуждают с педагогами планирование и условия реализации проекта 2 этап – активная деятельность Физическое развитие Физическая культура Центр активности: Подвижные игры: «Гуси- лебеди», «Гори- гори ясно», «Кострома», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня- тонкопряха», «Зайцы и лиса» Логоритмические упражнения « Кукла », « Весёлые игрушки » Пальчиковые игры: «Кукла», «Обед для куклы», «Напёрсток». Проведение игр Проигрывание игр, четкое проговаривание с движениями, соблюдение правил Проговаривание речевок с движениями вместе с родителями. ЗОЖ Центр безопасности: Беседа «" Опасные игрушки" Подбор стихов и чтение их детям В ходе повторения стихов дети закрепляют правила здорового образа жизни Закрепляют правила дома Социально- коммуникативное развитие Труд Центр труда: Изготовление с детьми кукол( «кукла- пеленашка », «кукла- девочка») Подготовка материалов для труда: Рассматривание картинок, иллюстраций, рассматривание открыток, журналов по теме. Помощь родителей в изготовлении Безопасность Центр безопасности: " Подружим иголку с ниточкой" Подготавливает схемы –п равила техники безопасности при работе с иглой, ножницами Вместе с родителями подбирают материал для изготовления куклы Подбирают наглядный материал для игр Социализация Центр экспериментирования: Д/ И « Что из чего сделано? » Рассматривание игрушек, классификация игрушек по материалам: деревянные, пластмассовые, железные Просмотр презентации «Русская народная кукла» Виртуальная экскурсия «Музей народной куклы». Уточнить материалы, из которых изготавливают игрушки. Изготовление видеофайла виртуальной экскурсии Рассматривание игрушек, группировка по ящикам в зависимости от материала Просматривают видео, отвечают на вопросы педагога Подбирают игрушки, изготовленные из разных материалов. Подбирают фото и видео материалы. Центр игры: Игры- инсценировки по стихотворениям о кукле( укладывание спать, кормление и т. д. , игра- драматизация по сказке « Терешечка ». Сюжетно- ролевые игры «Семья», «Мастерская ку Дидактическая игра «Народные промыслы» кол», «Детский сад». Наполнение центра активности педагогами оборудованием для игр. Играют в дидактические и настольные игры индивидуально, подгруппами, вместе с педагогами или родителями, подбирают оборудование для игры, заучивают и разыгрывают диалоги. Берут домой папки с играми из уголка «игры выходного дня» по самостоятельному выбору детей Познавательное развитие ФЭМП Центр математики Настольные дидактические игры: «Составь картинку»; - «Кто ты куколка моя? »; - «Узнай по описанию»; - «Узнай элемент узора»; - «Закончи узор»; Разработка и подборка Д/ И Выполнение математических заданий Помощь в пополнении картотеки математических игр Ребенок и окружающий мир Центр экспериментирования Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами( рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами( шерстяная, льняная, ситцевая) . Готовит материалы для экспериментирования Проводят опыты, наблюдение Помогают в наполнении центра материалам и- продукты для экспериментов Конструирование Центр строительства: Конструирование «Домик для куклы» Подготовка материалов для работы в центре Конструируют домик для кукол Речевое развитие Развитие речи Центр литературы: Отгадывание загадок Беседы: «История возникновения куклы», «Виды кукол», «Русская народная кукла» Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка» Заучивание стихотворений А. Барто Пальчиковые игры «Кукла», «Обед для куклы», «Напёрсток». Коррекционные занятия с учителем- логопедом по развитию лексико- грамматических средств языка и связной речи. Педагоги готовят для занятий иллюстрации, загадки, стихи, пальчиковые игры Словесные игры, упражнения, схемы для описательных рассказов Заучивают стихотворения, отгадывают загадки, выполняют пальчиковые игры Выполняют упражнения, речевые задания, составляют рассказы, заучивают стихи Проговаривают и заучивают стихи, загадки, пальчиковые игры дома с детьми С детьми выполняют упражнения и игры по заданию учителя- логопеда Чтение художественной литературы Центр литературы Ч тение художественной литературы: - народн ая сказка «Василиса Прекрасная»- сказка « Крупеничка »; - стихи о куклах авторы Г. Заславск ая, Л. Рубальская, В. Берестов; - потешки, поговорки, загадки. Прослушивание аудио записей А. Барто Подбор книг для чтения в районной библиотеке, в ДОУ, в группе, оформление выставки книг, выставка иллюстраций к произведениям А. Барто Вместе с родителями подбирают дома литературу по теме, прослушивают стихи Приносят литературу по теме. Читают детям сказки и стихи А. Барто Художественно- эстетическое развитие Художественное творчество Центр искусства: Аппликация «Кукла в национальном костюме» Рисование «Нарисуй тряпичную куклу» Рассматривание альбомов «Изготовление тряпичной куклы», «История тряпичной куклы» Подбирает альбомы, книги и иллюстрации Выполняют работу из пластилина, рисуют, делают аппликацию Музыкальное воспитание Центр музыки: Хороводные игры «У бабушки Маланьи», «Платок», «Шел козел по лесу», - Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен. ( Песня «Куклы», «Русские матрешки») Подобрать музыкальные произведения в соответствии с возрастом Танцевальная импровизация Подбирают танцевальную музыку в соответствии с возрастом детей 3 этап – презентация проекта Мини- музей кукол в чемодане « Игрушечная Россия » Воспитатели Дети Родители Работа с родителями Изготовление тряпичных кукол для мини – музея в чемодане. Совместное участие с детьми в творческой деятельности. Выставка книг А. Барто Видео сопровождение проекта Электронная книга «Мини- музей кукол» Видео « Музей народной куклы » Итог проекта: Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная  кукла  – часть народной традиции. Изготавливая ее, дети узна ли историю своего народа, что к укла не рождается сама, ее создает человек. Через кукольный мир они смогли узнать историю своей страны, её прошлое.   Кукла   стала зримый посредник ом между миром детства и миром взрослых. Занятия с детьми по данной теме помог ли педагогам просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии мира, истории русского народа. Такие занятия учат детей слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Кроме того, в процессе разных видов деятельности у детей формир овались усидчивость, целеустремленность, любознательность, способность доводить начатое дело до конца, развива лась мелкая моторика, речевые навыки, мыслительные операции по анализу и синтезу полученных представлений – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. Создание мини- музея в группе позволило расширить кругозор детей, дало возможность обогатить представления дошкольников об окружающем мире, предметно- развивающую среду группы новыми формами работы с детьми и их родителями.  Экспонаты для мини- музея изготовили сами дети и их родители. Сам мини- музей в чемодане был оформлен воспитателями совместно с детьми. Народное искусство, обладая нравственной, эстетической, познавательной ценностью, помогло педагогам, детям и родителям изучить исторический опыт многих поколений своего народа, приобщиться к русским ценностям и традициям, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, обострить чувство патриотизма к своей Родине. Мы убеждены, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к Родин е, склонность к труду и уважение к родной культуре.

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы