a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Кружковая деятельность « Юный финансист» для детей подготовительной группы

Автор: Москалева Ирина Викторовна Опубликовано: 2024-01-08 12:22:17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 « Золотая рыбка » Рабочая программа кружк овой деятельности для детей подготовительной группы Тема: « Юный финансист » Подготовил и: Москалева И. В. Петрусева Н. Г. г. Зеленогорск 202 2- 202 3 гг. Содержание I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка ………………………………………………… … 3 1. 2. Основные цели и задачи кружка …………………………………………. 4 1. 3. Основные принципы …………………………………………………… … 5 1. 4. Предполагаемые результаты реализации Программы кружка…… …. . . . 6 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ РАЗДЕЛ 2. 1. Интеграция образовательных областей ………………………………. . . . . 8 2. 2. Система оценки результатов освоения Программы кружка ……… …… 8 2. 3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы кружка……………………………………………………………………… …. 11 2. 4. Содержание Программы кружка………………………………………. . . 13 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. Материально- технические условия реализации программы ………. . . . . 14 3. 2. Организация кружковой деятельности ……………………………… … 15 3. 3 Методическое обеспечение …………………………………………… … 1 7 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка «… Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях! . . . Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли Сами, побуждаемые Собственной страстью, Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». К. И. Чуковский Федеральный государственный образовател ь ный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его освед омленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Актуальность программы Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок». Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить( «поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п. ) . Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. 1. 2. Основные цели и задачи кружка Цель данной программы кружка: Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие задачи: сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители; дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг; расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»; создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми; познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека; заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника. Развивающие задачи: развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность. Воспитательные задачи: воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту. 1. 3. Основные принципы Программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; гармоничного восприятия экономической культуры; экономической направленности в воспитании; целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности; единство воспитания, обучения и развития; системность и последовательность; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы; наглядность; доступность; активность. 1. 4. Предпо лагаемые результаты реализации П рограммы кружка Результаты освоения Программы кружка представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства( гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) , а также системные особенности дошкольного образования( необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой- либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики( мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий( деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр. ) ; осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными; осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей; понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем; иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности; осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь; следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ РАЗДЕЛ 2. 1. Интеграция образовательных областей Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям: - материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга; - содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка. Программа кружка составлена с уче том реализации интеграции образовательных областей: 1. Художественно- эстетическое развитие: изготовление сюжетно- ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др. 2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности( трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др. ) через использование художественной литературы 3. Познавательное- совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач. Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники( заработная плата, пенсия, стипендия) . Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь- товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др. 2. 2. Система оценки результатов освоения Программы кружка Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы кружка. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей. В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников. Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности. Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде. Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности. Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников № Ф. И. ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 1 2 Задание 1 «Выбери верное предложение». Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям( деньги, игрушки, реклама и т. д. ) Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал». Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена. 1 балл – правильно один или два ответа 2 балла – правильно 4 ответа 3 балла – правильно больше 5 ответов Задание 2 «Найди лишнее». Материал: 6 карточек, на которых изображены: - рубль, доллар, евро, кошелек( категория «деньги») ; - банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 – копеечная монета( категория «деньги») ; - кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин( категории «товар», «производство») ; - человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу( категория «труд») ; - игрушки, посуда, машина, солнышко( категория «товар») ; - одежда, дом, продукты, книга( категория «потребности») . Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет( действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три? » 1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя; 2 балла – две карточки – с помощью воспитателя; 3 балла – все карточки отобраны правильно. Задание 3 «Продолжи предложение». Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки. Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи». Любой труд приносит …( пользу) Моя мама получает за свой труд…. . , бабушка получает…. , а брат( сестра) учится в институте и получает…. ( зарплату, пенсию, стипендию) . Доходы семьи можно увеличить, если …. ( вести дополнительное хозяйство; кто- то из членов семьи пойдет на работу и т. д. ) Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это( профессии) . Любой товар можно …( продать, купить, изготовить) . Место хранения и накопления денег называется…( банк) . Чтобы люди узнали о товаре, нужна…( реклама) . 1 балл – правильно два ответа; 2 балла – правильно четыре- пять ответов; 3 балла – правильно больше пяти ответов. 2. 3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы кружка В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно- исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий( деньги, цена, стоимость и т. п. ) успешно проходит в игровой деятельности: ― сюжетно- ролевые игры( «Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка») , ― дидактические игры( «Купи другу подарок», «Рекламный мешочек») , ― настольно- печатные( «Кому что нужно? », «Магазины») , ― речевые( «Наоборот», «Что лишнее? ») . Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности. Особое место занимают интеллектуальные игры- викторины «Что? Где? Почём? », «Бизнес- клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры- путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада»( с целью познакомиться с профессиями сотрудников) , экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий. При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы. Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному: 1 Уровень- предполагает ведущую роль педагога. На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу. 2 Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого. Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем. 3 Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи. 4 Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях. Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы: - подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; - высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос; - предложение рассмотреть явление с различных позиций( «две стороны медали») ; - побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов; - постановка проблемной задачи( например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др. ) . Формы организации детей в зависимости от образовательных задач: - фронтальная( одновременно со всей подгруппой) ; - подгрупповая( работа в группах: парах, тройках и др. ) ; - индивидуальная( выполнение заданий, решение проблем) . 2. 4. Содержание Программы кружка Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет. В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям. В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей. Учебный план № Тематика Всего часов 1 Деньги и цена( стоимость) 6 2 Банк 2 3 Семейный бюджет. 10 4 Реклама 3 5 Профессии людей 6 6 Полезные экономические навыки 6 7 Диагностика 2 ИТОГО 35 часов II I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. Материально- технические условия реализации программы Обеспечение материально- технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч. : осуществлять все виды деятельности р ебенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей; организовывать участие родителей воспитанников( законных представителей) , педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность; использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии( в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей) ; обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей( законных представителей) , с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей; обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей; обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно- коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно- телекоммуникационной сети Интернет. 3. 2. Организация кружковой деятельности Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно- пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно- образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности. Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно- ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно- дидактические игры. Так, играя в сюжетно- ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно- дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно- ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно- ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги( имитация) . В дидактических играх «Кому что нужно? », «Обмен», «Что быстрее купят? », «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно- печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет». Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий Психолого- педагогические и методические требования к реализации программы: 1. Преобладает игровой метод обучения. 2. Использование специализированной литературы в обучении. 3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности. 4. Создание ситуации успеха. 5. Организация различных видов стимулирования. Сроки реализации программы: 1 год. Категория: подготовительный дошкольный возраст 6- 7 лет Режим занятий – 4 раза в месяц Время проведения: четверг 16. 10 Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная. Количество занятий- 36 Методы: игровой практический, наглядный, словесный. Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования. Длительность занятия 30 минут. Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности: - упражнения на мелкую моторику; - экспериментальная деятельность; - игровые ситуации; - мозговой штурм; - чтение произведений детской литературы; - рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»; - поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку». 3. 3 Методическое обеспечение 1. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом/ Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128 2. Поварницина Г. П. , Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. 3. Слободчиков В. И. , Короткова Н. А. , Нежнов П. Г. , Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция/ Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с. 4. Щербинина С. М" Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста" . Учебно- методическая программа. / . - г. Усолье- Сибирское, 2010. 5. Сказки о деньгах. 6. Интернет источники. Приложение 1 Учебно- тематический план Месяц Н еделя Тема занятия З адачи Сентябрь 1 Входная диагностика. Оценка уровня финансовой грамотности на начальном этапе. 2 Презентация- «Откуда пришли деньги? » Путешествие в прошлое денег. Виртуальное путешествие с использованием ИКТ. Познакомить с историей возникновения денег. 3 Беседа- Зачем нужны деньги? Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. 4 Интерактивное занятие- Какие деньги бывают. Виды денег. Дидактическая игра «Заветные желания», Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. 1 Беседа- « Понятие цены, стоимости ». Д емонстрация мультфильма «Телефон». Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. Октябрь 2 Беседа- «Современный вид денег- пластиковая карта». Игра – «Магазин» Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты. 3 Беседа – « Что такое валюта. Какая бывает валюта? ( Игра – путешествие. ) Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро. 4 Презентация – « Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? ( Виртуальная экскурсия. ) Сюжетно- ролевая игра «Сберегательный банк» Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. Ноябрь 1 Деловая игра- Раз не найден клад- беги в банке делать вклад. Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. 2 Беседа – « Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают? » Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. 3 Беседа- «Семейный бюджет» Формировать первичные представления о семейном бюджете. 4 Беседа – « Семейный бюджет: доходы семьи» Сформировать знания об источниках доход а семьи( зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т. д. ) Декабрь 1 Деловая игра- « Семейный бюджет: расходы семьи» Сформировать понятие об основных расходах семьи. 2 Деловая игра – « Правильный выбор: куда тратить деньги? » Ф ормировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии. 3 Беседа – « Что такое налоги и зачем их платить» Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России. 4 Деловая игра – « Семе йная копилка. Учимся экономить». Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». 5 Игра- «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» Январь 1 Беседа – « Что такое долг? Долг платежом красен » Дать детям, понятие денежный долг. 2  Игра – «Карманные деньги» Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить. 3 Беседа – « Что за деньги купить нельзя » Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т. д. Февраль 1 Беседа – «Рекламы разные нужны» Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу. 2 Деловая игра- «Рекламное агентство» Познакомить детей с понятием «рекламное агентство». 3 Беседа- «Благотворительная деятельность». Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие. 4 Беседа- «Чем пахнут ремесла? » Формировать представление о потребностях и возможностях: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон». Закреплять понимание экономических категорий( потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. Март 1 Игра- «Путешествие в страну  профессий ».   Обобщить знания о профессиях. 2 Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну». Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. 3 Ролевые игры в профессии Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. 4 Игра- « Любой труд – оплачиваем » Развивать социально- личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. Апрель 1 Чтение сказки- «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»( финансовая грамота в народной мудрости) Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления; Давать нравственную оценку поступкам героев 2 Игра- «Свой бизнес» Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий; Формировать экономическое мышление; Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи. 3 Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги» Закрепить экономические знания в практической ситуации. 4 КВН- «Путешествие в денежную страну» Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре. Май 1 Продуктивная деятельность- «Изготовление поделок для ярмарки»( по выбору детей) Изготовление различных поделок для ярмарки. 2 Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал». Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности. 3 Квест – игра- «Путешествие в страну финансовой грамотности» Развивать сообр азительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. 4 Диагностика по итогам изучения курса Оценка сформированности финансовой грамотности. Приложение 2 План работы с родителями № п/ п Месяц План работы с педагогами, родителями 1. Сентябрь Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» 2. Октябрь Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» 3. Ноябрь Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» 4. Декабрь Разработка буклетов «Ребенок и финансы» 5. Январь Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» 6. Февраль Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» 7. Март Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» Буклет «История о дереве и человеке» 8. Апрель Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» 9. Май Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы