a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ТЕМА - Физминутки и паузы

Автор: Гусева Татьяна Александровна Опубликовано: 2024-01-11 19:59:40

2. 7. 3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Э. Я. Степаненкова Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2- е изд. , испр. — М. : Издатель ский центр «Академия», 2006. — 368 с. Физкультминутка — кратковременные физические упражне ния — проводится в средней, старшей и подготовительной груп пах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения( развитие речи, ри сование, математика и др. ) . Физкультминутка способствует смене позы и характера дея тельности путем двигательной активности. Она снимает утомле ние, восстанавливает эмоционально- положительное состояние ре бенка. Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспо койство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин( С. М. Громбах) . Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно- эмо ционального состояния. На физкультминутках можно широко использовать упражне ния для кисти руки и различные жесты руками с шарами, ореха ми, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражне ния типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др. Включаются в физкультминутку также подскоки и ходьба. В физкультминутки можно включать 2—3 упражнения для пле чевого пояса и рук, подтягивания, наклоны, повороты туловища( Г. П. Лескова, Н. А. Ноткина) . В перерыве между заня тиями ребенку предлагаются игры с мя чом, скакалками, подвижные игры, игры- эстафеты и другие фор мы оптимизации двигательной деятельности. Физические упраж нения во второй половине дня проводятся спустя 30 мин после дневного сна. Последние исследования( О. Сытель и др. ) свиде тельствуют, что выполнение физических упражнений сразу же после пробуждения не приносят пользы, так как мозг и мышцы не пере ключились от сна к бодрствованию.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают их работоспособность. Это проявляется в ухудшении внимания, затруднении усвоения учебного материала, нарушении координации мелких движений, их замедленности, повышенной раздражительности, длительных отвлечениях, примитивных манипуляциях( постукивание, бросание предметов) . Объясняется это тем, что относительно однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга. Вследствие этого наступает внутреннее охранительное торможение, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Вместе с тем необходимо отметить и одновременное нарастание общего мышечного утомления. Из- за ограниченной амплитуды движений уменьшается подвижность плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ухудшается экскурсия грудной клетки, что изменяет частоту и глубину дыхательных движений, нарушает поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того чтобы избежать этих негативных явлений и облегчить детям учебную деятельность, необходимо научить их чередовать умственное напряжение с физической работой. К таким формам физкультурно- оздоровительной работы можно отнести физкультурные минутки, физкультурные паузы и физкультурные мини- паузы. Физкультминутки —  кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности( возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали) . Комплексы физкультминуток —  это упражнения, составленные из разных движений, направленных на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. Назначение физкультминутки предупредить и снять утомление на занятиях, связанных с большой сосредоточенностью, длительным поддержанием внимания, напряженными однообразными статическими положениями тела. Физкультминутки могут проводиться в форме: •  общеразвивающих упражнений.  Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3—4 упражнения для разных групп мышц; закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой; подвижной игры —  подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами; дидактической игры с движением —  хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой( фонетической) культуре речи, по формированию элементарных математических представлений. Например, игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «К названному дереву беги», «Разноцветные обручи» и др. ; танцевальных движений.  Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии с умеренным ритмом, негромкие, иногда плавные; выполнения движений под стихотворный текст,  что в практике дошкольных образовательных организаций используется чаще всего. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее: 1) текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки; 2) преимущество отдается стихам с четким ритмом; 3) содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей; любого двигательного действия и задания,   сочетающегося с содержанием занятия: отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст) , отдельных трудовых действий( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине) . Особую группу упражнений составляют сказки — композиции из упражнений на развитие мелкой моторики кисти, так называемые «упражнения на пальчики». На физкультминутках можно широко использовать различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами и др. В физкультминутку целесообразно включать упражнения для глаз. Длительность физкультминуток 1, 5—2 мин. Основные требования к проведению физкультминуток: проводятся на начальном этапе утомления( 8, 13, 15- я минуты занятия — в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала) ; упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям; упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади; упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем; содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия; упражнения для физкультминутки подбираются с учетом активизации дыхания на различные группы мышц в исходном положении стоя у стола; комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида, характера предшествующих занятий, их содержания; комплекс физкультминутки обычно состоит из 2—4( 3—5) упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног, повторяемых 5—6 раз 1. Физкультминутки необходимо проводить, начиная со средней группы на всех занятиях за исключением занятий по рисованию. Специальными исследованиями было установлено, что целесообразнее всего проводить физкультминутку перед занятиями изобразительной деятельностью или после нее. Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса. На занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи целесообразно использовать упражнения для мышц спины, потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. При планировании физкультминутки записывается только ее содержание. Физкультурные паузы  ( двигательная разминка) — активный отдых детей, проводимый между занятиями, с использованием физических упражнений. Назначение физкультурных пауз в том, что они предотвращают развитие утомления у детей и снимают эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей. Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6—10 мин. Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток при помощи нескольких гимнастических упражнений локального воздействия решаются более частные задачи, например, снятие утомления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определенную работу и др. При проведении физкультурных пауз, кроме этих целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, улучшаются память и внимание у занимающихся HYPERLINK" https: / / studref. com/ 625480/ pedagogika/ metodika_ provedeniya_ fizkulturnyh_ minutok_ fizkulturnyh_ pauz" \ l" gads_ btm" [ 1] Кожухова Н. Н. , Рыжкова Л. А. , Борисова М. М.  Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. С. 124- 125. Выделяются 2 формы организации детей для проведения физкультурных пауз. 1. Самостоятельное выполнение движений, физических упражнений, которое приучает детей целесообразно использовать время между занятиями в активном движении. Это способствует воспитанию привычек и умений саморегуляции. Для проведения двигательной разминки следует заранее подготовить оборудование и пособия. Необходимо следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки. Примерные задания: разделить группу на 2—3 подгруппы. Первая выполняет набрасывание колец( игра « Коль цеброс ») , вторая — играет с кеглями, третья — выполняет упражнения с гимнастическим роликом. 2. Фронтальное выполнение физических упра жнений под руководством педагога. Организованный( фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр. Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям. Физкультурные паузы не проводятся в дни занятий физической культурой. Проводится физкультурная пауза в любом хорошо проветренном помещении во время перерыва между занятиями. Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности. Игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. Не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить. В конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения. Физкультурные мини- паузы  — самая короткая форма отдыха, выполняется в течение 20—30 с( до 1 мин) . Чаще всего физкультурные мини- паузы проходят по изометрическому типу, т. е. без особого перемещения. Мы расслабляем мышцы, совершаем движения головой, встряхиваем кистями, выполняем дыхательные упражнения, гимнастику для глаз или элементы массажа( трем глаза, брови, кисти рук, спину) . На физкультурных мини- паузах можно использовать 1—2 упражнения типа потягивания, встряхивающих движении руками и ногами или наклонов в стороны, назад, элементов самомассажа рук, спины, головы, дыхательных упражнений и др. Контрольные вопросы Назовите признаки утомления дошкольников. Дайте понятие «физкультурная минутка». Что такое комплекс физкультурной минутки? В чем назначение физкультурной минутки и физкультурной паузы? Перечислите формы проведения физкультурной минутки. Назовите основные требования к проведению физкультурных минуток и физкультурных пауз. Что такое физкультурная пауза? Чем отличается физкультурная пауза от физкультурной минутки? Назовите формы организации детей для проведения физкультурной паузы. Дайте характеристику физкультурным мини- паузам. HYPERLINK" https: / / studref. com/ 625480/ pedagogika/ metodika_ provedeniya_ fizkulturnyh_ minutok_ fizkulturnyh_ pauz" \ l" annot_ 1" [ 1]  Сайкина Е. Г. Физкульт- привет минуткам и паузам! Сборник физическихупражнений для дошкольников и школьников: учебно- методическое пособиедля педагогов школьных и дошкольных учреждений. СПб. : Детство- Пресс, 2004. С. 4- 5.

Оставить комментарий: