a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет

Автор: Андреева Александра Аркадьевна Опубликовано: 2024-01-25 15:16:12

Документы для скачивания

Картотека дидактических игр для детей 3- 4 лет Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад № 19 «Звездочка» станицы Зольской Андреева А. А. Тема: «Ребенок и здоровье»                     Кому что нужно Цель:   закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец. Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу( повару, продавцу) . Разложи картинки по порядку Цель:   систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал:   картинки с изображением моментов распорядка дня Ход игры:     воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его. Оденем куклу на прогулку Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Материал: бумажная кукла с различной одеждой Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно( различные ситуации) . Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор. Что такое хорошо, что такое плохо Цель:   познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память. Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями. Ход игры:   1- ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо» 2- ой вариант.   Показ   картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол. Азбука здоровья Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: иллюстрации Ход игры:   играют от 1 до … человек.   Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации. «Где позвонили? » Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек. Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко¬торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому- нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора»- и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают дру¬гого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4- 5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. Лото Цель: Упражняться в образовании форм множественного числа су ществительных ( в именительном и родительном падежах) . Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе( матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др. ) . Ход игры: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры: —  Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая- нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро ска зать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть. Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему. В конце игры проигравшим  ( у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, вы соко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумы- - ваем вместе с детьми.   ПОРУЧЕНИЯ Цель: Упражняться в образовании форм повелительного наклоне ния глаголов скакать, ехать. Материал: Грузовик, мышка, мишка. Ход игры: Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: —  Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай! » А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи! » ( Просьбы сопровождаются действиями с игрушками. ) —  Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес. ПРЯТКИ Цель: Правильно использовать в речи предлоги с пространствен ным значением( в, на, около, под, перед) . Материал:   Грузовик, мишка, мышка. Ход игры: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим: — Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной? » Нет. Где же он, ребята? ( В кабине. )   Вон он куда забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. ( Са жаем мышонка на кабину. ) Где же мышонок? Ребята, подска жите мишке! Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мы шонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной. Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно прово дить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы до суга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих жи вотных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх- драматизациях, спе циальных дидактических играх. Тема: «Полезные продукты» Узнай на вкус Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу. Материал:   тарелка с нарезанными овощами, фруктами               Ход игры:   воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого- то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это? »,  «Какой на вкус? » Назови правильно Цель:  уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества( цвет, форма, вкус, запах) ,   закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом   и описать его. -  У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху? Чудесный мешочек Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать. Материал:   мешочек, муляжи овощей, фруктов Ход игры:   воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов. - У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Дети складывают все овощи, фрукты на поднос. Полезные и вредные продукты Цель:   систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье Материал:   картинки   с изображением различных продуктов, два обруча Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны. Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья. Угадай на вкус Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать. Материал:   тарелка с нарезанными овощами, фруктами           Ход игры:   воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого- то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это? »,  «Какой на вкус? », «Кислый, как что? », «Сладкий,   как что? » Узнай и назови овощи Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя Ход игры: воспитатель описывает какой- либо овощ( фрукт) , а дети должны назвать этот овощ( фрукт) . Отгадайте что в руке. Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе. Материал: овощи и фрукты. Ход игры Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что- то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю. Тема: «Опасности вокруг нас» Малыш   поранился Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь. Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи Ход игры:   Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить( промыть рану, наложить  стерильную повязку, вызвать врача) Определи растение по запаху Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи. Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи. Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты( цветки ромашки, черёмухи) Что помогло вам почувствовать этот запах? Где можно почувствовать такой запах? Что где растёт Цель:   закрепить знания о том, где растут лекарственные растения Материал:   мяч Ход игры:     воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос: - Где растёт подорожник?  ( Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно) - Где растёт ромашка? и т. д. По грибы Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах. Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов Ход игры:   картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы. Тема: «Личная гигиена» Правила гигиены Цель: закреплять культурно- гигиенические навыки( умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание) , формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются( одеваются, чистят зубы и т. д. ) , соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. Сделаем куклам разные прически Цель:   закреплять навыки ухода   за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид» Материал:   куклы, расчёски, заколки. Ход игры: воспитатель   предлагает детям причесать кукол. Вымоем куклу Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены   для мытья и умывания, последовательность   действий, способствовать формированию привычки к опрятности. Материал:   различные предметы и предметы личной гигиены   для мытья и умывания, куклы. Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть( умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет( умоет) куклу. Таня простудилась Цель:  способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять   знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто- то находится рядом, отворачиваться Материал:   носовой платок Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен   носовой платок? И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами: - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д. Подбери картинки Цель:  уточнить представления детей о   предметах   личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни Материал:   картинки различных предметов, картинки с изображением предметов   личной   гигиены Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом( лицом, зубами, волосами) Тема: «Тело человека» Запомни движение Цель:  упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно- моторную память, внимание. Ход игры: воспитатель или ребёнок   показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести. Посылка от обезьянки Цель:  продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху. Материал:   посылка с овощами, фруктами Ход игры:   играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ( фрукт) . Выигрывает тот, кто угадает. Угадай по звуку Цель: формировать представления о помощнике человека( уши) , развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств Материал:   музыкальные инструменты Ход игры:   воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их- Что помогло вам услышать разные звуки? Угадай по запаху Цель: формировать представления о помощнике человека( нос) , развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств Материал:   баночки с различными запахами( ваниль, апельсин, мыло …)   Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать   баночки с различными запахами и спрашивает: - Что помогло вам почувствовать этот запах? – Где можно почувствовать такой запах? Игра с микрофоном Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга Материал:   микрофон Ход игры:   воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон. Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.         Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать. Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т. д. Ты – моя частичка Цель:   систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память. Материал:   мяч Ход игры:     воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос. Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? ( глаза, бровь, нос и т. д. ) Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? ( волосы, уши …) Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? ( спина, живот. . . ) Кто я такой? Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков. Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки- накладки. Ход игры:   воспитатель называет какую- либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку. «Медвежата мед едят» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту( пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. ( обязательный показ всех действий воспитателем. ) Игра повторяется 3- 4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу( показ) , нижнюю губу( показ) . Гладят животики, говоря: «У- у- у»( 2- 3 раза) . Тема: «Ребенок на улицах города» О   чем говорит светофор Цель:   закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице. Материал:   цветные картонные кружки( красные, жёлтые и зелёные) , макет светофора. Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов. Найди листочек. Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3- 4 листочков( клена, дуба, ясеня, березы) , один букет у воспитателя. Ход игры Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой- то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три- такой же листочек покажи! » Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки. Деревья и их плоды. Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: иллюстрации деревьев( ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки( шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка) . Ход игры Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды. Назвать птицу. Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Материал: картинки птиц( воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица) . Ход игры Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет. Какого цветка не стало. Цель: учить детей называть цветы «уголка природы»( традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: цветы «уголка природы». Ход игры Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение. Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его. Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи( игрушка, камень, книга и т. д. ) . Ход игры На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают. Магазин цветов. Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя- тремя предложениями развивать связную речь, память. Материал: растения «уголка природы». Ход игры Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета». Найти  цветок. Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы». Материал: цветы «уголка природы». Ход игры Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название. Назвать дерево. Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе. Материал: деревья на уличной площадке. Ход игры Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева. Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три- к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут. С какого дерева листочек. Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик. Ход игры На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает- дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились. Узнаете по описанию. Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память. Ход игры Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т. д. . Кто лишний. Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность. Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно. Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она- домашнее животное». Кто как кричит. Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе. Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы. Ход игры Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют. Какой птицы не стало. Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность. Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно. Ход игры Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель. Название птицы. Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам. Материал: карточки с изображением птиц( ласточка, скворец, журавль) . Ход игры Перед детьми на наборном полотне- птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку. Тема: «Врачи- наши помощники»   Если кто- то заболел Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача Материал: телефон Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь. Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —& gt; адрес —& gt; возраст —& gt; жалобы «На приеме у врача» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. В: Покажите доктору свои зубы( воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот( дети широко открывают рот) . Врач доволен: горло ни у кого не болит. Тема: «Опасные предметы» Источники опасности Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества Правило:  не толкаться, не отбирать предметы друг у друга. Материал:  макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы( фишки или картинки) Ход игры:  воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами. Игра- дело серьёзное Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам,   закреплять знания о том, какими предметами можно играть. Материал: картинки   с изображением различных  предметов( опасных и неопасных) , два обруча Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор. Что мы знаем о вещах Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества Материал:  карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов. Ход игры:  в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними. На прогулке Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными Материал: иллюстрации, 2 обруча Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок. Или  в один обруч положить картинки с   изображением   правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями. Так или не так Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком, картинки с изображением   опасных и безопасных действий детей; Правила: под красную   карточку( кружок) положить картинки с   изображением   опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных( разрешённых) . Варианты: индивидуально с воспитателем; несколько детей по очереди, объясняя свой выбор. Убери на место Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества Правило:  не толкаться, не отбирать предметы друг у друга. Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки- предметы. Ход игры:  на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор. Сто бед Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль- ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку. Мы – спасатели Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль- ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Материал:   картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации. Ход игры:  воспитатель на стол кладёт картинку с изображением   опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их. Тема: «Животные» ПОТЕРЯЛИСЬ Цель: Соотносить  название  животного  с  названием  детеныша. Материал: Игрушечный домик, животные( игрушки) : утка и уте нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок. Ход игры: Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.  - Давайте посмотрим. Кря- кря- кря — кто это? Утка? Доста ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму- утку. Вася, возьми утен ка. Поищи утку. -    А это чей голос — пи- пи- пи? Кто это? ( Достаем цыплен ка. ) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжа ют на машине в гости к другим детям.   60. ЧЕЙ  ГОЛОС? Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподра жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете ныша. Материал: Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля гушонок, корова и теленок. Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали. -    Му- у- у — кто так мычит? ( Корова. ) А кто мычит тонень ко? ( Теленок. ) Ква- ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее( «Лягушонок, иди ко мне! », «Утенок, иди ко мне! ») . 61. ДОМИКИ Цель:   Употреблять названия детенышей животных. Материал: Поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др. — по количеству детей, строительный материал. Ход игры: Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала дол жен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка( бель чонка) ». В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название. На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют. ПОРУЧЕНИЯ Цель: Называть детенышей животных. Материал: Игрушки: бельчонок и котенок. Ход игры: Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где? » Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем малень кие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, по скачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем? После игры животные прощаются с детьми и уходят( уез жают) . ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА Цель: Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей живот ных. Материал: Белка и лиса. Ход игры: Объясним детям содержание игры: — Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая- - лисята. Вот ваши домики( ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису) . Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно! » бегите домой к своим ма мам. Выигрывает тот, кто скорее соберется. Игра повторяется 3—4 раза. Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. На пример, взрослый принимает на себя роль курицы- мамы, дети — роли цыплят. Ку рица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно! » цыплята бегут под крыло к маме- курице. Для активизации наименований детенышей животных могут использоваться варианты игр «Прятки», «Где наши ручки? »( «Где наши зверята? Нет наших котят? Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата») , «Лото», «Кого не стало? . . », «Чудесный мешочек» и других игр, описания которых даются ниже.   КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА Цель: Упражняться в произнесении звукоподражания. Ход игры: Из детей выбирают курочку- рябушечку, надевают ей на голо ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог: — Курочка- рябушечка, Куда идешь? —   На речку. —   Курочка- рябушечка, Зачем идешь? —  За водой. —   Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода? —   Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — Пи- пи- пи! ( Русская народная песенка. ) После слов «На всю улицу пищат» дети- цыплята убегают от курочки и пищат( пи- пи- пи) . Дотронувшись до пойманного ре бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но вой курочки- рябушечки.   ЧЕЙ ГОЛОС? Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Материал: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль. Ход игры: В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их( по одной) , а дети называют. —   Кукареку! Кто это? ( Петушок. ) Как кукарекает петушок? ( Кукареку. ) —   Куд- куда, куд- куда! Кто это? ( Курочка. ) Как кудахчет ку рочка? —   Гав,   гав,   гав!    Кто  это?   ( Собачка. )    Как лает собачка? —   Мяу, мяу! Кто это?  ( Кошка. )   Как мяукает кошка? —   Гав, гав, гав! Чей это голос? ( Собачки. ) Что она делает? ( Лает. ) —  Мяу,   мяу! Чей  это голос?   ( Кошки. )    Что  кошка  делает? ( Мяукает. ) —   Куд- куда, куд- куда! Чей это голос? ( Курочки. ) Что делает курочка?  ( Кудахчет. ) —   Кукареку! Кто это? ( Петушок. ) Что делает петушок? ( Ку карекает. ) 63. ГУСИ Цель: Использовать в речи однокоренные слова. Материал: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята. Ход игры: Взрослый рассматривает с детьми игрушки( картинки) : «Это. . . гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты. А это — мама. . . гу. . . сыня. У гуся и гусыни — дети- гусятки. Гу. . . сята. Один гу. . . сенок, много — гусят. Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком. ( В. Берестов. Гуси. ) Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапа ми- ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой- гусыней и папой- гусаком». 64. «Идут животные» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи. Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко( дети громко произносят звукосочетание «топ- топ- топ», повторяют его 3- 4 раза. - Идут медведи, они топают потише( дети повторяют звукосочетание 3- 4 раза немного потише) . - Идут поросята, они топают еще тише…- Идут ежики, они топают очень тихо…- Пошли слоны( дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание) . Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется

Оставить комментарий: