a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер – класс для педагогов: «Использование игр и упражнений на балансире в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста»

Автор: Рубайло Светлана Анатольевна Опубликовано: 2024-02-11 12:36:47

Мастер – класс для педагогов: «Использова ние игр и упражнений на балансире в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста » Подготовила учитель- логопед, учитель- дефектолог МАДОУ «Детский сад №3» г. Минусинск         Рубайло С. А. Цель:  повышение педагогической компетентности педагогов через использование инновационного метода «Игры и упражнения н а балансире Бельгоу » для коррекции в речевом и интеллектуальном развитии дошкольников с ОВЗ. Задачи:   р аскрыть понятие мозжечковой стимуляции; познакомить участников мастер- к ласса с эффективными играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников с ОВЗ; вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, в ызывая интерес к данной теме; активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им практические навыки по использованию балансировочной доски Бельгоу, возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного; побуждать педагогов использовать в своей работе новые приемы и формы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию. Практическая значимость:  данный мастер – клас с может быть интересен воспитателям, учителям- логопедам, учителям- дефектологам, педагогам- психологом работающим с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Прогнозируемый результат мастер – класса: получение пед агогами представления о приемах выполнения игр и упражнений на балансире, доске Бельгоу; внедрение в образовательный процесс метода, игр и упражнений на балансире для коррекции речевого и интеллектуального развития детей с ОВЗ. Методы: словесный, наглядно- демонстрационный, практический, игровой. П риёмы:  упражнения, воспроизведение действий по показу учителя – логопеда. Оборудование: балансиры разного вида: доска Бельгоу, с ибирский балансир, балансировочная подушка; нейро- мячи, нейро- мешочки, шары пластмассовые разного цвета и размера, контейнеры, клависы, медодия « Здравствуй, как, дела». 1. Организационный момент « Приветствие ». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Педагог и делятся на две группы. Первая группа под музыку, ритмично отхлопывают и произносит слова « Здравствуй, как дела»- 3 раза, а вторая группа с помощью клавис, отбивая ритм под музыку отвечают «Все, все, хорошо». 2. Основная часть мастер- класса. Теоретическая часть мастер- класса. В своей профессиональной деятельности я нахожусь в поиске интересных форм работы. Вашему вниманию хочу представить мой опыт по развитию интеллектуальных способностей и речевой активности у детей с ОВЗ с помощью балансира, доски Бельгоу и балансировочной подушки. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А игры и упражнения на балансире являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи с помощью стимуляции мозжечка и ствола головного мозга, в следствии чего улучшается работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта, развития речи. Игры и упражнения на балансире  -  это эффективнейшая форма работы, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Актуальность. Существует современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющих значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации –это мозжечковая стимуляция. Новизна в том, что перенос традиционных п едагогических знаний с применением игр и упражнений на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции и речевой активности дает большой воспитательный и образовательный эффект, не жели стандартные формы обучения. В последнее время стали считать, что мозжечок- это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать.   Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т. д. Поэтому изучив методику Ф. Бельгоу, я стала применять ее в своей работе. Она основана на играх и упражнениях с использованием балансировочной доски. Эта программа была  разработана Фрэнком Бильгоу. В 60- х годах он  работал  учителем в школе и заметил, что когда дети стоят на выгнутой доске и пытаются балансировать, то улучшается память, улучшается обучаемость детей, повышается успеваемость детей в школе. Он придумал целую серию упражнений. Ученые продолжили его учение и количество упражнений постоянно растет. Балансир – незаменимая вещь для мозжечковой стимуляции. В основе мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске. Довольно часто родители и педагоги считают, что нарушение координации и расстройство равновесия- это лишь особенности ребенка, которые заболеванием не считаются. Для чего же нужна мозжечковая стимуляция- ее цель научить мозг ребенка правильно обрабатывать и передавать информацию в лобные доли. При передаче информации образуются новые нейронные связи и чем этих связей больше, тем быстрее формируется речь. Игры и упражнения на балансировочной доске  показаны детям, которые- гиперактивны; - имеют проблемы с успеваемостью; -  имеют вестибулярные нарушения: координации и согласованности движений; - име ют проблемы в сенсорном обогащении; - задерживаются в психоэмоциональном и речевом развит ии ( дислексия, диспарксия и дис графия) ; - имеют нарушения осанки( снижен тонус мышц, быстрая утомляемость) . При выполнении упражнений на балансире у детей задействуются одновременно несколько систем: - вестибулярная, - моторная, - сенсорная, - проприоцептивная, - глазодвигательная. - кинестетическая, - аудиальная. У детей, посещающих индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с использованием балансировочной доски наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процесс ов: - повышается и увеличивается пластичность мозга; - развиваются межполушарные связи; - появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функционирования базовых структур головного мозга; - нормализуется функции мозжечка; - стабилизируется работа вестибулярной системы; - развиваются зрительно- пространственные представления( чувство тела, схема тела, ориентирование во времени и пространстве) ; - происходит интеграция сенсорных систем( слуховой, зрительной, вестибулярной, тактильной) ; - улучшается координация, моторная ловкость, мелкая и артикуляционная моторики; - улучшается саморегуляция и контроль; - развивается внимание: увеличивается объем, переключаемость, концентрация; - стимулируется речевая активность. Результаты занятий с использованием игр и упражнений на балансире достигаю т положительной динамики в разв итии познавательных процессов. Франк Бельгоу говорил, что после 15 минут занятий можно видеть начало кратковременной, а затем более устойчивой эффект в улучшении концентрации внимания, скорости, мышления, самоконтроля. Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3 года. Оптимальная периодичност ь занятий – это 2- 3 раза в неделю по 10- 15 минут. Для домашнего обучения, то 2 раза в день по 15 минут, каждый день. Игры и упражнения на балансире рекомендую проводить в первой половине дня, т. к. появляются эмоции, адреналин. Если проводить вечером, то ребенок будет актив ным и плохо засыпать. Головной мозг вечером должен отдыхать. Противопоказания. Их не много. Не следует применять данную методику- при различных формах эпилепсии, в стадии активно- повышенной опасности психического заболевания ( ребенок агрессивно настроен, капризен) ; - п ри органических нарушениях головного мозга. Они во зникают по вине самого пациента; - при хронической интоксикации; - при черепно- мозговых травмах; - при неверн о вылеченных инфекционных заболеваниях; - при высоком давлении; Занимаясь на балансире, ребенок выполняет несколько действий одновременно: держит баланс+ выполняет инструкцию+ говорит. Все упражнения, выполня емые на балансировочной доске, сначала разучиваются без ее использования. Первые знакомства: начинаем с самого простого: залезть – слезть с  доски. Постоять на  доске, подвигать глазами, головой в разные стороны. Например, воспитатель держит ребенка сзади, а педагог двигает игрушку перед глазами ребенка ( влево, вправо, вверх, вниз)  ребенок следит глазами. 1. Качаем куклу с девочками, машинку покатали с мальчишками. Т. е.   2. Дыхательные упражнения. Бегемот надул живот ( ребенок надувает живот) . Дыхательная разминка. Это подготовка на первом этапе. Главная задача в  работе  с детьми- балансировка. И кончено, отличное настроение! Далее- старший возраст, здесь все идет на усложнение, дети хорошо держат баланс и можно начать играть с мячами, с мешочками, с п ланкой с мишенью. Можно добавлять карандаши. Сидя на  доске  ребенок пытается собрать все 5 карандашей, а потом встать и подняться с карандашами в руках. Либо поднимать по одному карандашу с пола, стоя на  доске. Либо поставить мешочки на голову и поворачиваться вокруг себя, стоя на  доске. Детям нравится это упражнение. Можно отбивать подвешенный мяч левой, правой, обеими руками и т. д. Если у ребенка получаются легко упражнения, то можно усложнять. Практическая часть. - А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько упражнений. 1. Фонетическая и дыхательная гимнастика. Цель: вызывание гласных и согласных звуков. Формирование носового вдоха и выдоха через нос. Развитие длительного плавного выдоха. Описание: « Пропевание » гласных звуков, стоя на балансировочной доске. Все гласные « пропеваем » на выдохе. «Цветок распускается» ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны вверх – вдох, руки через стороны вниз, «поем»: АААА( на выдохе) «Рубим дрова ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые руки вверх- вдох, наклон, «поем»: УУУУ( на выдохе) «Обнимаем солнышко» ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки вверх, кисти складываются, изображая «О», поем: ОООО( на выдохе) . «Держим шарик» ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки пред грудью- выдох: ЭЭЭЭ. «Медвежонок» ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводим назад – выдох: ЫЫЫЫ. «Бабочка» ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх – ИИИИ( выдох) « Пропевание » слогов. «Делай и повторяй» ИП. с тоя на балансировочной доске, руки согнуты в кулаки на груди. Вдох- носом, на выдохе, сначала, правую руку, а затем левую по очереди отводим в сторону, произносим – ПА. Р уки возвращаем в исходное положение. Затем- вдох носом, на выдохе опуская поочерёдно руки вниз произносим – МА. Руки возвращаем в исходное положение. ( так меняя положение рук- произносим слоги, называемые логопедом) . 2. Артикуляционная нейро гимнастика. Выполнение артикуляционной гимнастики, совмещенной с кинезиологическими упражнениями. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие межполушарного взаимоде йствия, концентрации внимания, пространственных предст а влений, ощущения своего тела. 3. Упражнение «Ветряная мельница» Цель:   развивать координацию между левой и правой сторонами тела. Встаньте на балансир, широко разведите ноги по краям, раскачивайтесь из стороны в сторону, поочередно поднимая и опуская руки. Теперь вы словно мельница на ветру. ( Можно использовать стихи, песенки, потешки, чистоговорки) . Ветер дует завывает Нашу мельницу вращает Раз, два, три, четыре Завертелась за кружилась. 4. Игры с использованием предметов для детей с РАС( мешочки с песком, мячи) . Цель: Закреплять знания о цвете, форме. Развивать слуховое и зрительное внимание, моторное планирование, координацию движений, пространственные представления, понимание инструкции, отработка глагольного словаря- найди, кидай, где, дай, кати) , межполушарные взаимодействие, баланс, вестибулярный аппарат, концентрацию внимания, пространственные представления. Игра «Найди такой же»( с мешочками, шарами, кубиками) Стоя на балансир, нужно наклониться и взять из корзинки мяч или кубик определённого цвета или размера и показать. Затем можно дать инструкцию: « Дай », «К идай ». Игра «Разложи фигуры по цвету» И. П. - стоя на балансировочной доске, наклониться и качаясь разложить по корзинкам геометрические фигуры. Инструкция: сюда влево клади круги, предметы круглой формы. Сюда справа- квадраты, предметы квадратной формы. Игра с мячом И. П. - стоя на балансировочной доске. Подбрасывать мяч вверх, отрабатываем понятие вверх, вверху. Затем вниз- отра батываем понятие внизу, низ. Зат ем Инструкция: Кидай вверх- вниз. Игра « Жанглёр » И. П. - стоя на балансировочной доске. В руке мешочек. 1 уровень сложности. Перекладывать мешочек из одной руки в другую. 2 уровень сложности. Передавать мешочек из руки в руку сначала себе, затем взрослому. 3 уровень сложности. Перекладывать мешочек правой р укой в левую руку взрослого и наоборот. Игра с мешочками «Бери- кидай» Стоя на балансире, нужно присесть взять мешочек заданного цвета, встать, балансирую на доске, подушке и кидать на наклонную мишень, где нарисованы кружки основных цветов. Аналогичная игра с мишенью где нарисованы геометрические фигуры разного цвета и с цифрами. Инструкция: Най ди квадрат- синий, кидай мешочек( отработав навык с мешочком, можно переходить к мячику) и т. д. 3.  Заключительная часть- Подведение итогов: т аким образом, применение игр и упражнений на балансире Бельгоу для коррекции в речевом и интеллектуальном развитии дошкольников с ОВЗ позволяет достичь положительных результатов. - Рефлексия: А теперь я вас попрошу написать на сердечках свои впечатления о мастер- классе. ( прошел ли плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе; тематика мастер- класса для вас знакома, был ли для ва с интересен) . Спасибо за внимание! Н адеюсь, вы для себя узнали что- то новое. Список используемой литературы: 1.   Ворошнина О. Р. , Санникова А. И. , Мальцева М. Н. , Кобялковская Е. А. , Гилева А. Г. «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»; ПГГПУ. - Пермь, 2018. - 140с. 2.  Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений( электронный ресурс) -   https: / / taplink. cc/ id: 8547120: 449e 3. Сиротюк А. Л. , Сиротюк А. С. Роль мозжечковой стимуляции в      психическом развитии детей дошкольного возраста/ / Вестник   экспериментального образования. 2015. №3.

Оставить комментарий: