a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Речедвигательная ритмика"

Автор: Рубайло Светлана Анатольевна Опубликовано: 2024-02-15 17:00:26

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «СЕМИЦВЕТИК» Консультация для педагогов. Речедвигательная ритмика Подготови ла: учитель- логопед Рубайло С. А. 2023г. Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики. Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения. Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чѐткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания. К методическим приёмам речедвигательной ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено- отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения. Включение системы речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает еѐ применение, в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При проведении коррекционно- логопедических мероприятий с применением данной технологии целесообразно следовать следующим принципам. 1. Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. 2. Использование технологии речедвигательной ритмики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения. 3. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком, звуки объединяются между собой в звуковые цепочки( от двух до шести гласных звуков на один речевой выдох) . Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком, движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения. Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определѐнное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком, движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями. Рекомендации по проведению занятий: Проводить игровые упражнения нужно ежедневно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки. Движения и ре чевой материал предварительно выучиваются. Каждое упражнение повторяется 2- 3- раза индивидуально. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально- положительную окраску. Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых у пражнений на основе речедвигательной ритмики показало, что: У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; Улучшается фонематический слух; Нормализуется речевое дыхание; Формируется умение изменять силу и высоту голоса; Улучшается ритмико- интонационная сторона речи; Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; Повышается речевая активность детей. В процессе автоматизации гласных звуков выполняются следующие упражнения: 1. Произнесение гласных: - длительно по времени и громко по звучанию; - кратко по времени и громко по звучанию; - длительно по времени и тихо по звучанию; - кратко по времени и тихо по звучанию( но не шѐпотом) ; - произнесение цепочки гласных звуков на одном речевом выдохе; - произнесение звукового ряда со сменой логического ударения. Звук А И. П Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. При произнесении А руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят. 108013511493500 Звук О И. П Руки впереди внизу округло соединены. При произнесении О руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бѐдер. 9277353926600 З З вук У И. П Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Указательные пальцы смотрят вверх. При произнесении У кисти выводятся вперѐд, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается. 10325109906000 Звук И • И. П Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении И руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки. Звук Э • И. П Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. При произнесении Э руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце – опускается. Звук Ы • И. П Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повѐрнуты к себе. При произнесении Ы воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается. Можно использовать упражнения речедвигательной ритмики для развития фонематического слуха у детей. Когда ребенок, услышав заданный звук, показывает и произносит его. 956310571500 В процессе автоматизации согласных звуков. ( см. презентацию) «Пальчики здороваются». Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т». Упражнение «Барабан». Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно: «Та- та- та- та». ( затем добавляется громко – тихо) . Упражнение «Туча». Туча тут  ( показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону) Туча там  ( левой рукой вверх и в сторону) Туча, туча тут и там  ( показываем правой и левой рукой) . Рекомендация создана по ма териалам книги Н. Ю. Костылевой «Покажи и расскажи»

Оставить комментарий: