a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Занимаемся с ребёнком дома"

Автор: Рубайло Светлана Анатольевна Опубликовано: 2024-02-18 10:05:32

Документы для скачивания

МАДОУ «Детский сад №3 « Семицветик » Консультация для родителей, воспитывающих детей с РАС 710565635000 Составила: учитель- логопед Рубайло С. А. Занимаемся с ребёнко м дома. Многие родители  детей с аутизмом  жалуются на то, что не могут дома привлечь их к целенаправленным занятиям.   Аутичный ребёнок  может считать занятия неинтересными, скучными, не воспринимать родителей в качестве педагогов. В результате ребенок убегает из- за стола, расстраивается, злится, нервничает. Родители в свою очередь волнуются и переживают. Давайте разберёмся с причинами, почему так происходит. Мотивация. Если В ы видите и понимаете, что ваш ребёнок не проявляет достаточного интереса, необходимо подумать, каким образом можно повысить его мотивацию. Иногда отсутствие учебной мотивации связано с тем, что в зону интересов ребенка с РАС попадают исключительно узко специализированные вещи( например, только машинки или шарики) . Когда его отвлекают от любимой игры и предлагают что- то другое, он нервничает, переживает, плохо себя ведет. Так почему бы не использовать любимые игрушки для занятий? ! Например, подбирать развивающие игры, картинки с машинками, мишками, куклами и т. д. Воз можно, увлечения ребёнка удастся использовать д ля создания внешней мотивации. « Ты сможешь вернуться к игре, по сле того, как выполнишь задание». Вы лучше всех знаете своего ребенка! Попробуйте определить, какой режим ему лучше всего подходит для занятий. Некоторые способны ждать какое- то время и выполнять несколько заданий подряд, другим тяжело терпеть, поэтому вы можете поощрять их любимой игрой или небольшим отдыхом после выполнения каждого задания. Обратите вни мание, что поощрение – это не «подкуп». Заслуженной наградой после занятий будет отдых, прогулка на свежем воздухе, просмотр мультфильма, совместная игра или творчество. Только лучше заранее предупредить об этих планах! Если вы решите использовать какое- либо поощрение для создания внешней мотивации, то это должно стать правилом, постоянным и не отменяемым. Пообещали муль тфильм после занятия, а ребенок отказался занимат ься, то просмотр автоматически «отменяется». И наобо рот, занятия с ребенком сРАС прошли успешно, вы обязаны сдержать своё обещание. Чтобы поддерживать внешнюю мотивацию, необходимо, чтобы поощрение не было постоянно в свободном доступе. Возвращаясь к примеру, с мультфильмом, это означает, что ребёнку вряд ли будет значимо посмотреть его после занятия, если он может свободно пользоваться гаджетами в любое время суток.   Кроме создания внешней мотивации, можно подумать, как в целом заинтересовать совместными занятиями. Быть может лучше подобрать не учебные материалы, а игровые. В начале, пока только формируется привычка заниматься, можно включать в план занятия исключительно интересные и занимательные игры. Ребенок с удовольствием согласится играть с любимыми игрушками. Единственное правило на этом этапе – нах одиться вместе с родителями на « рабоч ем месте». Для этого также может понадобиться, чтобы не было в течение дня доступа хотя бы к некоторым интересным для него игрушкам. Доступ к ним только во время занятия. По мере того, как появляется доверие к процессу обучения, вы сможете постепенно вводить помимо игр короткие учебные задания. Терпение и усидчивость. Некоторым детям тяжело выдержать все время занятия. В этом случае желател ьно продумать, как сделать занятие менее тягостным. При организации развивающих занятий важна предсказуемость и понятность ситуации. Хорошо, когда удаётся сделать их частью распорядка дня. Тогда всем будет понятно, что занятия дома проводятся в определённое время суток, всегда длятся одинаково по времени. И спользуете для этого визуальное расписание или карточки ПЕКС, чтобы он знал, когда они начнутся, и был готов к этому моменту. Хорошо оборудовать уголок или специально отведённое рабочее место. Это не обязательно должна быть отдельная, особым образом оснащенная комната, просто постоянное пространство, в котором комфортно заниматься. Очень важно, что место для занятий должно быть  постоянным.  У ребенка должна в ыработаться привычка, что занятие проходит именно здесь. Необходимо зонирование- выделение «игровой» части ком наты и рабочего места, что позволяет лучше настроиться на серьезный лад. Важно, чтобы ребёнок знал, когда процесс обучения закончится. Для этого вы можете поставить песочные часы или таймер, в этом случае сработает наглядность и визуальное расписание. С помощью картинок р ебёнок сможет проверить, сколько заданий он уже сделал и сколько ещё осталось. П лан может включать всего 2- 3 картинки с очень быстрыми и лёгкими заданиями, важно, чтобы в нем можно было легко ориентирова ться, здесь тоже важна честность «договора». Если вы договорились, то ребёное должен учиться следовать этому, задания не могут отменяться «просто так», но и добавлять новые задания, не преду смотренные планом, тоже нельзя. Согласитесь, гораздо приятнее, когда взрослый тебя заранее предупреждает, сколько нужно потерпеть и долго ли ещё осталось. Эмоции. Некоторые дети аутисты с трудом усваивают материал и, как следствие, начинают переживать, расстраиваться, отказываются заниматься. Существует нюанс, связанный с объёмом и пониманием самого задания. Иногда дети начинают плакать, только увидев незнакомы задания. Важным навыком будет научить ребёнка просить помощь каждый раз, когда задание кажется ему трудным. В этом случае он будет чувствовать вашу поддержку и принятие. Вероятнее всего снизится число поводов для расстройства и пыток избежать занятий. Подумайте, какое обращение лучше подойдёт вашему ребёнку. Если он владеет речью, вы можете обучить его реч евой просьбе. Для детей с выраженными речевыми нарушениями подойдёт дополнительная коммуникация( жест" помоги" или карточка PECS" помоги" ) . Еще один важный момент, которому стоит уделить внимани е – управление эмоциями. Ребенку необходимо науч ить успокаиваться, если он сильно расстроился во время занятия дома, помогите ему перестать волноваться и вернитесь к выполнению заданий чуть позже. Понаблюдайте, что утешает вашего ребенка. Некоторым детям нужно побыть одним, других необходимо обнять, дать поиграть с любимой игрушкой. Помогите ребёнку пользоваться этими способами успокоения: быть может, он научится вовремя( до того, как сильно расстроился) обращаться к вам с просьбой" пожалей меня" ( " обними" , " поцелуй" ) или просить перерыв, чтобы побыть одному, успокоиться. Некоторым помогает, когда рядом лежит антистрессовая игрушка, которую в случае необходимости можно помять, побить или даже покусать. Так ребёнок поймёт, что вы сочувствуете ему, учитываете его состояние. Неусидчивость и гиперактивность. Ребенок неусидчив, отказывается побыть на месте даже несколько минут. Взрослым эта проблема кажется одной из самых трудных. Но, если встать на сторону ребёнка, то ему тоже несладко. Зачастую детям очень трудно усидеть на месте, подолгу заниматься одним и тем же делом, особенно когда неподалёку телевизор, кровать и игрушки. Многие дети очень сильно расстраиваются и злятся, что родители предлагают занятия вместо игры и отдыха. Вместе с тем, чтобы создать внешнюю структуру и предсказуемость, как было описано выше, можно продумать сам режим занятий, их длительность и частоту.   Важно качество, а не длительность!  Если вам удаётся привлечь ребёнка к занятиям на 5 минут, а после этого он убегает, то проводите занятия длительностью 4 минуты, и отпускайте отдохнуть. Тогда получается, что вы сами( на своих условиях) заканчиваете занятие, причём «на хорошей ноте». После того, как 4- х минутные занятия войдут в привычку, время можно постепенно увеличивать, буквально по минуте. Можно ввести в режим дня несколько таких коротких занятий. Бывает так, что ребёнку достаточно просто передохнуть, и он снова согласен заниматься. В таком случае мо жно устраивать «переменки», как в школе: позанимался – отдохнул – снова позанимался. Заранее продумайте, как вы будете начинать и заканчивать перемены. Вероятно, понадобится таймер или песочные часы, чтобы все понимали, когда закончится отдых и нужно будет вернуться за стол. Новизна. Далеко не все дети любят перемены, новшества. Многие тревожатся, когда видят новые игры и пособия. Части чно это связано с тем, что ребенок ещё не знает, что с этим необходимо делать, боится, что незнакомые материалы окажутся слишком сложными или неприятными. Поэтому перед тем, как предложить ребёнку что- то ранее неизведанное, вы можете показать ему образец и что нужно с ним делать. Иногда лучше, чтобы это делал второй взрослый, а ребёнок смотрел со стороны. Родители могут разыграть мини- спектакль, чтобы мотивировать, заинтересовать, сделать ситуацию более понятной. В современных реалиях дети обожают смотреть видео, мультфильмы. Попробуйте использовать этот интерес для объяснения что- то нового. Существует такое направление, как видеомоделинг. Взрослые( иногда с участием детей) записывают на видео различные ситуации, часто с проговариванием ситуации, объяснением правил. При пр осмотре видео ребёнок получает представление о том, как правильно действовать в той или иной ситуации. Часто такие видео касаются именно сферы взаимодействия( например, по видео ребёнок учится знакомиться) , но вы так же можете использовать видео, чтобы привлечь внимание ребенка к новой игре или объясни ть смысл задания. Многим детям интереснее смотреть на запись, как кто- то взаимодействует с какими- то материалами, чем на живого человека, который показывае т то же самое. Можете записать «фильм» с членами семьи, которые играют во что- то, чтобы вызывать у ребёнк а интерес. После того, как ребёнок увидел образец, предложите ему повторить это самому. Практика. Ребенок учится чему- то только на занятиях со специалистами, а дома полученные знания не может применить. Если Вы замечаете подобную ситуацию, значит, есть трудности переноса полученных знаний. Это может быть связано с тем, что малыш « заучи вает» вопросы и задания, прочно связывает их с учебной ситуацией, а после занятия нигде не сталкивается с необходимостью применять их на практике. Может создаться впечатление, что занятия с ребёнком дома обязательно должны напоминать школу, то есть проходить за столом с учебниками и пособиями. Однако это не так. Существует концепция  естественного обучения, ког да необходимые знания и навыки «ученик» получает во время возникающих в течения дня жизненных ситуаций. Естественное обучение имеет ряд неоспоримых плюсов: ребёнок учится применять свои знания, взаимодействовать в житейских ситуациях, кроме того, он не воспринимает эти ситуации как учебные, рутинные, значит возникает более высокая мотивация для взаимодействия и обучения. И, наконец, ребёнок учится быть боле е гибким в поведении. Например: вы учите ребёнка отвечать на вопросы о себе, и на детской площадке к нему подходит ребёнок, который хочет узнать его имя. Когда вы учите цвета, то сможете поиграть в игру, где ребёнок находит свою любимую игрушку в коробке именно того цвета, который вы называете. Как дома выстроить режим занятия? Х отелось бы прояснить, что под режимом занятий подразумевается не только их стабильность и постоянство, но и режим нагрузок. Даже если занятие проходит в игровой форме, оно всегда является нагрузкой: необходимо сосредотачиваться на чём- то, поддерживать совместное с взрослым внимание, тратить эмоциональные ресурсы, контролировать своё поведение. Поэтому подумайте, как выстроить п роцесс обучения так, чтобы занятия были в радость. Ограничение по времени. Засеките время, по истечении которого, на ваш взгляд, ребёнок становится уставшим. Лучше незадолго до наступления усталости закончить занятие или организоват ь перерыв. Помните, что ребёнок не обязан сразу выдерживать длительные занятия. В самом начале он будет заниматься 10- 15 минут, и только потом можно будет увеличивать длительность. Чередование нагрузки и отдыха. Чтобы избежать накопления усталости и одновременно с этим увеличить продолжительность занятия, жела тельно вводить в течение занятия переменки. Чередование разных типов заданий. Для того, чтобы у ребёнка сохранялась мотивация к продолжению занятия, н ачинайте с более лёгких заданий. На простых занятиях ребёнок отдыхает, кроме того, он чувствует себя успешным, что даёт возможность позже вернуться к чему- то более сложному. Хорошо чередовать неинтересные и интересные задания. Так вы учтёте интересы реб ёнка и по высите его мотивацию( Сейчас работа в тетрадке, потом поиграем в то что любичь) . Многим детям нравится делать что- то самостоятельно, устанавливать свои правила. Предложите выбрать из заранее подготовленных материалов, чем сегодня хочется позаниматься и в каком порядке, сам остоятельно выбрать сферу деятельности. Конечно же предложенные задания обязательно должны включать что- то, что нравится и приносит радость, удовольствие. Каждому родителю хочется, чтобы его чадо гармонично развивалось, росло здоровым и сильным, успешно умело преодолевать жизненные трудности.   Занятия с ребенком  дома принесут несомненную пользу. Но при этом не стесняйтесь обращаться за советом и помощью к специалистам, они подскажут как более интересно организовать обучение, помогут подобрать такие игры и задания, которые будут интересны не только ребёнку, но и вам, чтобы совместные занятия приносили радость и удовольствие. АНКЕТА Обведите «да» или «нет» после каждого вопроса. 1. Если вы показываете на что- то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? ( пример: Если вы показываете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное) А) Да Б) Нет 2. Вы когда- нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим? А) Да Б) Нет 3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно- ролевые игры? ( пример: Ребенок понарошку, пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефон, кормит куклу или плюшевую игрушку) А) Да Б) Нет 4. Ребенку нравится забираться на различные предметы? ( пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки) А) Да Б) Нет 5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? ( пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз) А) Да Б) Нет 6. Ребенок указывает пальцем, чтобы что- то попросить или получить помощь? ( пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться) А) Да Б) Нет 7. Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что- то интересное? ( пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге) А) Да Б) Нет 8. Ребенок интересуется другими детьми? ( пример: Ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним) А) Да Б) Нет 9. Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? ( пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку) А) Да Б) Нет 10. Ребенок отзывается на свое имя? ( пример: Ребенок смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его( или ее) по имени) А) Да Б) Нет 11. Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ? А) Да Б) Нет 12. Ребенка расстраивают обычные звуки? ( пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка) А) Да Б) Нет 13. Ребен ок умеет ходить? А) Да Б) Нет 14. Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете? А) Да Б) Нет 15. Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? ( пример: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки) А) Да Б) Нет 16. Если вы обернетесь и посмотрите на что- нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите? А) Да Б) Нет 17. Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? ( пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня») А) Да Б) Нет 18. Ребенок понимает то, что вы ему говорите? ( пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло») А) Да Б) Нет 19. Когда случается что- то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? ( пример: Если ребенок слышит странный или непривычный звук или видит новую игрушку, он смотрит на ваше лицо) А) Да Б) Нет 20. Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? ( пример: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях) А) Да Б) Нет Алгоритм для подсчета результатов Если вы ответили «Нет» на любой вопрос, кроме 2, 5 и 12 – это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра. Если вы ответили «Да» на любой из вопросов 2, 5 и 12- это указывает на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра. За каждое совпадение начисляется 1 балл. Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется. Средний риск: Общий результат 3–7 баллов. 15 Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальней шее, более детальное, обследование. Высокий риск: общий результат 7–20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

Оставить комментарий: