a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НОД Тема:«Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Автор: Ярцева Елена Николаевна Опубликовано: 2024-02-18 17:34:52

Документы для скачивания

НОД Тема: « Народное творчество в развитии элементарных математических представлений» Цель:  познакомить с предметами старины средствами занимательной математики, формировать познавательную активность. закреплять навыки счёта количественного и порядкового в пределах 10; закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов по числу и раскладывать на полосках; закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги; закреплять знания о геометрических фигурах;   развивать наблюдательность, смекалку, тренировать память и внимание. Демонстрационный материал:  сундук, ключи, матрёшки, чашка с блюдцем, рушник, бусы, иллюстрации. Воспитатель: Ребята, у всех у вас есть бабушки и дедушки. У меня тоже они были. Я очень люблю пересматривать их старые вещи. Там столько интересного. Все эти вещи – предметы старины. Они хранятся уже много лет, и обращаться с ними нужно очень аккуратно. - А вы знаете, где люди раньше хранили самые ценные и дорогие вещи? Есть у бабушки- старушки   О чень маленький секрет:   Всё в него упрямо прячет,   Чтоб не смог добраться внук.   Есть у бабушки на даче  Ветхий старенький… ( Сундук) - Правильно, ребята. В старину сундук называли скрыней или схованкой( открывать, прятать) . Сейчас уже редко встретишь в домах сундуки. А раньше наши бабушки и прабабушки прятали в сундуке дорогие их сердцу вещи. Много лет назад сундук занимал самое почетное место в каждой хате, заменяя собой шкаф. Сундук вместе с людьми пережил все радости и горести долгой жизни ( выдвинуть сундук) . О днажды разбирая старые вещи, я наткнулась на этот старый сундук. ( Вместе с детьми рассматриваю сундук) . Потёртая крышка, красивые узоры сбоку, удивительный замок. Что же можно хранить в этом красивом, расписном сундуке? Как, вы думаете? ( ответы детей) «В бабушкином доме, в дальнем уголке Притаилось чудо в старом сундуке. Очень любопытно, что хранится в неё? Что же прячет бабушка в сундуке своем? Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок И на свет появится вышитый платок. ( воспитатель достает платок) Шею обвивали бусы в два ряда( воспитатель достает бусы) - В сундуке может храниться и одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или для всей семьи. Наши прабабушки сами себе вышивали, подбирали узор и по этим вещам считали, какая она мастерица. А хотите, ребята, откроем сундук и заглянем вовнутрь, что же там лежит?  ( Воспитатель пробует открыть сундучок, но он не открывается) Воспитатель находит в группе ключи. - Ребята, посмотрите, у меня есть три ключа. Чтобы открыть сундучок надо подобрать ключ. Давайте попробуем.  ( Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму: круг, квадрат, треугольник. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок.   Дети помогают подобрать правильный ключ. Воспитатель открывает сундучок. ) Воспитатель:  - Очень хочется узнать, с чем сейчас начнем играть. Воспитатель достает Матрешку. Воспитатель: - Ребята, кто же прятался в сундучке?  ( матрешка) . - Да ведь здесь она не одна. Давайте сосчитаем: сколько всего матрешек.  ( Всего 5 матрешек)   Обратный счёт. Ребята все ли матрешки одинаковые?  ( разные по цвету и размеру) . Воспитатель:  Ростом разные подружки Но похожи, друг на дружку, Их не трудно сосчитать Здесь матрешек ровно пять. - Ребята, скажите, какая по счету самая большая матрешка? ( первая) А какая самая маленькая? ( пятая)   Затем воспитатель меняет расстановку матрешек на столе, и дети опять называют какая матрешка по счету самая большая, а маленькая? и т. п. - Молодцы, ребята, вы очень внимательные и правильно отвечаете. Давайте посмотрим, что есть ещё в сундучке.   Воспитатель достает чашку с блюдцем. Я беру её за ручку, Наливаю в неё чай. Пе й- он сладкий и горячий, Хочеш ь- в блюдце остужай.   Воспитатель:  - Ребята, как можно назвать чашку и блюдце одним словом? ( посуда) Правильно. Это чайная посуда, т. е. посуда из которой пили чай. Судя по её внешнему виду, это посуда праздничная. Она более нарядная, чем повседневная. Такая посуда была гордостью каждой хозяйки. Стояла в буфете на самом видном месте. Подавали гостям на праздники. Работа с раздаточным материалом. Воспитатель: Ребята, посмотрите, и все перевернуто в нем, вся посуда на полках перепутана. . Давайте поможем убрать все по местам, расставить все на полках. На верхней полке стояло 6 чашек. Отсчитайте и положите на верхнюю полку столько же квадратов. На нижней полке стояли 7 блюдец. Отсчитайте столько же кружков и положите на нижнюю полку. Чего больше? Меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну? Молодцы и с этим заданием вы тоже справились. Воспитатель: П осмотрим, что же ещё спряталось в бабушкином сундуке. Говорит дорожка —  Два вышитых конца:   — Помылся хоть немножко,   Чернила смой с лица!   Иначе ты в полдня  Испачкаешь меня.  ( п олотенце) Стар. н азв. – утирка, рукотёрка, рушник. Позже стали называться «полотенце»( полотнище ткани) . Рушник – украшенное вышивкой полотенце- непременный атрибут всех народных праздников и обрядов. . . Имели разное применение( для вытирания рук, для убранства  дома в праздник, по случаю каких- либо семейных событий) . В древности люди полотенца изготавливали сами, украшали затейливыми узорами, дарили друг другу, хранили. Давайте рассмотрим наше полотенце. Назовите предметы, которые изображены на нём. Это элементы русской народной вышивки. Цветы, ягоды, листья означали- д остаток. Красный цветок — цвет солнца, тепла. Птицы, повёрнутыми головами друг к другу, означали взаимную любовь.   Ориентировка на листе бумаги. Ребята, скажите что нарисовали в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? И т. д. Игра на развитие мышления. Воспитатель: Ребята, заглянем ещё раз в наш сундучок. Жемчужинки чудесные На ниточке висят, На шею надеваются, На солнышке блестят.  ( б усы) Бусы- одно из древнейших украшений. Люди с первобытных времён старались украсить себя. Сначала они использовали материал, который предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. Бусы стали предметом роскоши. Воспитатель:  А теперь попробуйте собрать бусы, которые Мальвина рассыпала в траве. Бусы состояли из 9 геометрических фигур. Они были сложены у нее в следующем порядке – 1 круг, 2 квадрата, 3 круга, 2 треугольника и 1 квадрат. Ребята, нарисуйте бусы в этом порядке на своих листах ( диктант под диктовку) . - Ребята, вам понравился бабушкин сундучок? А у меня на дне сундука ещё для вас сюрприз. . Мы с вами поиграем в народную игру  . Но, нам с вами, необходимо надеть вот эти волшебные головные уборы.  ( Мальчики надевают фуражки с цветком, а девочки косыночки)  Закрывайте глаза и говорим! «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть. Дети под музыку гуляют, как только музыка прекращает играть, мальчики находят пару себе- девочку. В конце занятия подводим итог.

Оставить комментарий: