a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия "Солнце, Земля и другие планеты"

Автор: Лазарева Любовь Сергеевна Опубликовано: 2024-02-19 13:07:31

Возрастная группа : подготовительная группа.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: создание условий для формирования представлений о строении солнечной системы (Солнце – это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник – это планета Луна, которая вращается вокруг Земли).

Задачи:

  1. Образовательные: дать детям представление о солнечной системе, познакомить с последовательностью расположения планет солнечнойсистемы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет; закреплять знания дертей о космосе, солнечной системе, об освоении космоса.
  2. Развивающие: развивать умение поддерживать диалог во время общения, развивать познавательную деятельность, внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к строению солнечнойсистемы и интерес к познанию окружающего мира.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, игра.

Формы организации: групповая.

Материал и оборудование: карта солнечной системы; глобус и лампа для его освещения; иллюстрации с изображением планет солнечной системы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Планеты солнечной системы»; чтение художественно-познавательной литературы о космосе, загадывание загадок про космос, конверт с загадками и изображениями на тему «Планеты».

Ход НОД:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Дети стоят полукругом.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Мотивация детей на изучение нового материала.

Ребята, нам с вами сегодня утром почтальон прислал письмо, давайте его откроем и посмотрим, что в нём.

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие ребята!

Я составил для вас интересные загадки.

Уверен, что вы их быстро и легко отгадаете».

Ребята, давайте достанет первую загадку, и вы попробуйте ее отгадать.

Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

Молодцы! Вы угадали!

Ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие по Солнечной системе!

Предполагаемые ответы детей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дети проходят и садятся на стулья. Беседа сопровождается презентацией.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картину, и узнаем, что же такое солнечная система.

Солнечная система- это система планет, в центре которой находится Солнце. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца.

Воспитатель: Ребята, а сколько планет движется вокруг Солнца? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

В солнечную систему входит 8 основных планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Воспитатель: Ребята, в нашем письме есть ещё одна загадка, попробуйте её отгадать.

Воспитатель читает загадку:

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

Молодцы! Вы угадали!

Ребята, как вы думаете, что такое Солнце? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Вы много знаете о Солнце.

Солнце – это единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращается наша планета и все планеты Солнечной системы. Оно в миллион раз больше Земли.

Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.

Всему живому на Земле нужно тепло и свет. Весной мы с вами наблюдаем, как радуются солнечному свету первые весенние цветы, когда лучи солнца попадают на них, у них раскрываются бутоны. Как звонко щебечут птицы.

Ребята, а что чтобы было, если бы пропал солнечный свет? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, конечно без Солнца плохо и растениям, и животным, и человеку.

Давайте с вами посмотрим на карту- это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. Сейчас с каждой планетой мы познакомимся.

Давайте возьмём письмо почтальона и прочитаем следующую загадку.

Воспитатель читает загадку:

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, это планета- Меркурий.

Меркурий — это самая маленькая планета в нашей Солнечной системе. Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко. Его поверхность покрыта длинными глубокими трещинами. Вокруг Солнца он движется быстрее других планет, а вокруг своей оси очень медленно. Одна сторона Меркурия всегда освещена солнцем, а на другой вечная ночь.

Ребята, а как вы думаете, живут ли люди на этой планете? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Жизни на этой планете нет.

Ребята, давайте с вами теперь отправимся в гости на следующую планету. Давайте достанем из нашего письма ещё одну загадку.

Воспитатель читает загадку:

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара… (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, это планета- Венера.

Beнepa - самая горячая планета в Солнечной системе. Ребята, все планеты Солнечной системы двигаются в одну сторону, а Венера в другую. Венеру часто называли «близнецом Земли» — она, действительно, похожа на нашу планету и размером, и массой, поэтому раньше считалось, что на ней может быть жизнь. Но нет: на Венере слишком жарко. Кроме того, в атмосфере Венеры практически нет кислорода, необходимого для жизни. Люди, конечно же, не смогли бы существовать в таких условиях.

Ребята, теперь давайте отправимся на 3 планету от солнца. Давайте заглянем в письмо и отгадаем следующую загадку.

Воспитатель читает загадку:

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, это планета- Земля, на которой мы с вами живём.

Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь. Земля, как и другие планеты, шарообразна. Для того чтобы представить себе не только форму, но и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты – это глобус.

Давайте с вами внимательно посмотрим на него, какие же цвета преобладают на планете Земля? (ответы детей)

Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.

Ребята, а как вы думаете, почему день сменяется ночью, а потом приходит день? (ответы детей)

Воспитатель: Наша планета находиться в постоянном движении, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, в результате чего на Земле сменяются части суток и времена года.

Ребята, давайте достанем следующую загадку и отгадаем её.

Воспитатель читает загадку:

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, молодцы!

Луна – это естественный спутник Земли, который вертится вокруг своей сестры Земли. Второй по яркости объект после Солнца. Луна по размерам меньше Земли и намного меньше Солнца, но не только меньше, но и значительно легче. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. на Луне нет воздуха, а значит, нет ветра.

Воспитатель: Ребята, а когда можно наблюдать на небе Луну? (ответы детей)

Луна- единственное небесное тело кроме Земли, на котором побывал человек.

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте)

Воспитатель: Ребята, давай откроем наше письмо и посмотрим следующую загадку.

Воспитатель читает загадку:

Есть ли жизнь там или нет,

Мы пока не знаем,

Цвета красного она,

Это точно знаем…

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, это планета- Марс.

Марс – четвёртая по удалённости от Солнца. Его называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей ржавчиной.

Ребята, как вы думаете планета Марс больше нашей планеты Земля? (ответы детей)

Воспитатель: По размеру Марс, значительно меньше Земли.

Ребята, как вы считаете на планете Марс жарко или холодно? (ответы детей)

Воспитатель: Температура на Марсе очень низкая — в среднем -47 °C. На Марсе самые высокие горы и самые глубокие впадины из всех известных планет нашей системы. Также там расположены крупнейшие вулканы. На Марсе есть вода. Из-за низких температур она существует в виде льда.

Воспитатель: Ребята, существуют четыре газовых гиганта, располагающихся за орбитой Марса: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Теперь, давайте с вами отправимся на пятую планету от Солнца. В нашем письме есть ещё загадки, давайте с вами отгадаем следующую.

Воспитатель читает загадку:

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет.

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята, это планета-Юпитер.

Юпитер – крупнейшая планета в Солнечной системе. Юпитер – это желтоватый шар с цветными полосами облаков, и блуждающим гигантским пятном. Атмосферные явления на Юпитере — такие, как штормы, молнии, полярные сияния. У него также самая большая скорость вращения.

Ребята, чтобы попасть на следующую планету, нужно в письме достать следующую загадку и отгадать её.

Воспитатель читает загадку:

Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли…

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, это планета- Сатурн.

Сатурн – вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Относится к газовым гигантам. Атмосфера Сатурна состоит из различных газов. Сатурн обладает заметной системой колец, состоящей из частичек льда, тяжёлых элементов и пыли.

Теперь давайте прочтём из письма следующую загадку.

Воспитатель читает загадку:

Вращается не так, как все,

Огромный газовый гигант,

Имеет голубой лишь цвет,

Что придает ей газ метан!

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Это планета – Уран.

Уран – Относится к «ледяным гигантам». Уран и не имеет твёрдой поверхности. Атмосфера его необычно спокойная по сравнению с атмосферами других планет-гигантов.

Ребята, как вы думаете, какой климат на этой планете? (ответы детей)

Воспитатель: Это самая холодная планета Солнечной системы с минимальной температурой 224 °C.

Ребята в нашем письме осталась всего лишь одна загадка, значит у нас осталась с вами последняя планета в Солнечной системе. Давайте отгадаем, как называется последняя планета.

Воспитатель читает загадку:

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Холодно на ней весьма —

Состоит из воды, газа и льда.

(ответы детей)

Воспитатель: Верно! Это планета-Нептун.

Нептун –зеленоватого оттенка, по составу близкая к Урану, принадлежащая к «ледяным гигантам». В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы. Нептун имеет шесть колец, вокруг планеты.

Подвижная игра «СолнцеЗемля и Луна».

(Дети должны встать в линию лицом к водящему взрослому. Водящий произносит команды, а дети должны выполнять действияСолнце. Дети разводят руки в стороны. Земля. Ставят руки на пояс. Луна. Поднимают руки вверх.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ребята о чём мы сегодня говорили? Какие планеты вы запомнили? Какие называются планеты-гиганты? Как называется спутник у нашей планеты Земля? Давайте ещё вспомним сколько существует планет в солнечной системе и перечислим их по порядку, начиная от Солнца?

Очень хорошо, ребята! Спасибо Вам за это замечательное путешествие, в котором мы узнали много нового, интересного и полезного о Солнечной системе.

А сейчас, ребята, предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Удивительная солнечная система».

Оставить комментарий: