Мы играем в сказочников
Цель: Создать условия для развития связной речи и аналитического мышления.
Задачи:
Обучающие: Формировать умение начинать сочинение сказки с поиска ресурсов будущего сказочного героя;
Развивающие: Развивать умение выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения активизировать словарный запас детей;
Воспитывающие: Воспитывать интерес к художественной литературе, умение работать в группе.
Оборудование. Рисунки детей по теме «Сказки», клубок, демонстрационная картинка «Дерево», картинки предметов (колокольчик, ключик, ковер-самолет, шапка-неведимка, палочка волшебная, звезда, монетка, ведро, кольцо, зеркальце, перо, сапоги-скороходы, бусы, ключи, звезды), картинки сказочных персонажей (Баба Яга, Иван Царевич, Иванушка Дурачок, Василиса Прекрасная, царь, лиса, Змей Горыныч, Три поросенка, Красная шапочка, Золушка, Снежная королева, Буратино), сказочных мест (царство, ледяной замок, лес, поляна с деревянной избушкой, замок, деревня) и сказочных предметов (яблоки, кольцо, волшебная палочка, зеркало, шапка-невидимка, волшебный клубочек), сказочных средств передвижений (печь, ковер-самолет, карета, конь, корабль, ступа). Мнемотаблица «Описание сказочного персонажа», панно с игры «Твистер», игральный кубик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой альбом у нас получился из ваших рисунков. Давайте вместе посмотрим, какие сказки вы нарисовали.
Рассматриваем. Попадается рисунок несуществующего животного
1.Игра «Несуществующее животное»
Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображено несуществующее животное.
Воспитатель:
- Смотрите, какое необычное животное. Ребята, в сказках часто и животные сказочные, такие которых не встретишь на самом деле.
- Назовите, чьи части тела у этого животного? Лапы у него чьи? (Ослиные). Голова чья? (Свиная).
- Давайте придумаем ему имя. (Ослосвинобык).
Воспитатель:
- А каких несуществующих героев сказок вы можете назвать?
Дети припоминают несуществующих героев сказок (Змей–Горыныч, Кощей Бессмертный, Колобок, Водяной, Русалка, Баба – Яга и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а ведь у нас в группе нет ни одной игры со сказками. Что же можно нам сделать, чтобы играть в сказочные игры.
Дети: сделать игру.
Воспитатель: А у меня есть вот такое полотно (достает игровое полотно с разноцветными кругами).
Воспитатель: посмотрите, что есть на полотне?
Дети: круги
Воспитатель: Да, круги расположены рядами. А сколько рядов?
Дети: четыре.
Воспитатель: Я предлагаю в первом ряду расположить героев сказок.
А во втором ряду, что можно расположить? (где будет происходить сказочное действие)
В третьем? (волшебные предметы, которые помогают героям сказки).
В четвертом? (средство передвижения сказочного героя)
Воспитатель: Давайте повторим, что бы мы не забыли, какие картинки будут расположены в первом ряду, во втором, в третьем, в четвертом.
Воспитатель: А где же взять эти картинки? Я предлагаю обратиться за помощью к волшебному предмету - КЛУБКУ.
(в группу вкатывается клубок). Давайте посмотрим, куда он нас приведет.
- Клубок катиться к дубу.
Воспитатель: Посмотрите на это волшебное дерево. На нем развешаны разные предметы (картинки волшебных предметов). Рассмотрите их хорошенько и назовите сначала те из них, про которые можно сказать «ОН» (ответы детей); теперь назовите предметы, про которые можно сказать «ОНА» (ответы детей); про которые можно сказать «ОНО» (ответы); и про которые можно сказать «ОНИ» (ответы).
Воспитатель: Молодцы, нам надо с дерева снять только волшебные предметы. Вместе с детьми проверяем и складываем их в корзинку.
- Воспитатель: Посмотрите, а это кто?
Дети: Это кот-ученый.
Воспитатель: Где сидит кот-ученый?
Дети: кот сидит под деревом.
Воспитатель: Кот-ученый отдаст нам картинки, на которых изображены различные места, где происходят сказочные действия, если мы ему расскажем:
- Какие части есть у сказки? (начало, середина, конец).
- О чем говорится в начале сказки? (где жили герои, место действия)
Какими словами начинаются сказки?
- В середине сказки? (о каком-то приключении героя, о волшебном предмете)
- В конце сказки? (о возвращении героя)
А какими словами заканчивается сказка?
Воспитатель: Я думаю, кот-ученый остался доволен нашими ответами и отдает картинки (рассматриваем картинки и кладем в другую корзинку)
- Дальше клубок ведет к сундуку.
Воспитатель: Чтобы узнать, чей это сундук надо отгадать загадку (загадка прикреплена на замок сундука).
- Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. - Очень страшный и опасный,
Любит золото он страстно.
Смерть его в иголке – в утке,
Любит он лишь злые шутки!
Он – противный, он – злодей.
А зовут его… - Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик …
- Воспитатель с ребятами открывает сундук и достает картинки с героями сказок.
Воспитатель: Давайте рассмотрим сказочных героев. (2-3 ребенка составляют описательные рассказы о сказочных героях с помощью мнемотаблицы).
- Воспитатель: Мы с вами собрали почти все картинки, остались лишь картинки со средствами передвижений сказочных героев. Посмотрите, волшебный клубок хочет нам подарить эти картинки. Ему было очень интересно с нами путешествовать.
Давайте начнем делать нашу игру. Кто помнит, какие картинки должны быть в первом ряду? (дети приклеивают картинки со сказочными героями к кругам первого ряда).
А какие картинки будем приклеивать на второй ряд? (места, где происходят сказочные действия)
К третьему ряду? (картинки с волшебными предметами)
К четвертому ряду? (средства передвижения сказочных героев).
Посмотрите, клубок привел к нам своего друга. (Воспитатель показывает кубик с точками). Что это? (Кубик)
Как вы думаете, как кубик с точками может нам помочь в игре?
Придумывание детьми правил игры и проведение игры в свободной деятельности.