a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "На пороге Новый год"

Автор: Ярцева Елена Николаевна Опубликовано: 2024-03-17 20:46:03

Документы для скачивания

« На пороге Новый год? » СРЕДНЯЯ ГРУППА№1 Воспитатель:   Ярцева Е. Н. п. К антемировка 2022 Продолжительность проекта:   среднесрочный Возраст детей: средняя группа Участники проекта:  музыкальный руководитель, воспитатели, дети, их родители. Актуальная значимость проекта:  Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Нового года в других странах. Представления о празднике расплывчатые. Актуальность: Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? В течение месяца до Нового года, дети начинают думать о Дедушке Морозе. Стараются вести себя по- другому, совершать добрые поступки, думая, что за ними в окошко наблюдает Дед Мороз. Почти так же себя чувствуют и взрослые, родители детей. Рассказывают о новогодних праздниках из своего детства, также как и дети ждут подарков. Все, и млад, и стар, ждут с нетерпением встречи нового года, каждая семья занята предновогодними хлопотами. А самый главный символ новогоднего праздника- елка, с ее нарядами, украшениями. Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его традициями и обычаями. Разобраться в этих вопросах поможет поисково- исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Что за праздник Новый год? ». Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений. Цель:  Расширять представления о любимом зимнем празднике – Новом годе. Задачи:   1. Расширить знания детей о праздновании Нового года в России. 2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года 3. Дать сведения о том, где живет Дед Мороз. 4. Познакомить с разновидностью и этапами изготовления новогодних игрушек в разные временные отрезки. 5. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, разучивание танцев, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций. 5. Привлекать родителей к совместной деятельности со своими детьми. 6. Вызвать желание готовить подарки, сюрпризы друзьям, родным к предстоящему празднику. 7. Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику( украшение группы, изготовление пособий, поделок, фотогазеты про Новый год) . 8. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника. 9. Создать условия для детского творчества использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта.   10. Вовлечь родителей в подготовку праздника. Методы проекта: 1. Наглядные 2. Игровые 3. Словесные 4. Практические. Виды деятельности: • познавательные занятия( аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир) ; • дидактические игры и подвижные игры на зимнюю тематику; • рассматривание иллюстраций; • беседы; •Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику; •Чтение книг и стихотворений; •Слушание новогодних песен; •Разучивание песен и танцев. Работа с родителями: 1. Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников «История возникновения празднования Нового года». 2. Приобретение и изготовление новогоднего оформления. 3. Изготовление новогодних карнавальных костюмов. 4. Папка- передвижка: «Новый год для детей» Этапы реализации проекта 1 этап. Подготовительный 1. Определение темы проекта; 2. Формулирование цели и задач проекта; 3. Составление плана реализации основного этапа проекта; 4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта; Информирование родителей о задачах и содержании проекта Папка- передвижка: «Новый год для детей» 2 этап – практический. Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников Познавательная беседа: «Что такое Новый год? » Консультация для родителей «История возникновения празднования Нового года». Разучивание пальчиковой гимнастики «Новый год» Просмотр мультфильма  «Дед Мороз и лето» Сбор материалов для оформления группы к новому году. Аппликация «Елочки» Экспериментальная деятельность: «Цветные льдинки» Фонопедическое упражнение: «Вьюга» Загадывание загадок о зиме, о Новом годе. Помощь в оформления группы к новому году. Оформление приглашения на новогодний утренник для ДЕДА МОРОЗА Разучивание пальчиковой гимнастики  «Зимняя прогулка» Конструирование из бумаг и« Снеговик- озорник» Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежный ком» Чтение русской народной сказки  «Снегурочка» Беседа о правилах безопасности в Новый год Разучивание пальчиковой гимнастики «Ёлочка» Чтение сказки Б. Гримм  «Госпожа Метелица». 3 этап. Заключительный. Новогодний праздник « В гости к Снеговику» Продукт деятельности проекта: Ожидаемые результаты: Для детей: - Расширение кругозора детей об истории возникновения праздника, его традициях. - Развитие интереса к коллективной творческой деятельности и сплочение детского коллектива. - Вызвать желание участвовать в украшении группы, изготовлении поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен, танцев Для родителей: - Оптимизация детско- родительских отношений. - Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы. Приложение Познавательная беседа: «Что такое Новый год? » Программное содержание:  закладывать основы праздничной культуры. Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику. Ход занятия: Организационный момент. - Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить. Он катки для нас устроил, Снегом улицы занес, Изо льда мосты построил, Кто же это? . . . ( Дед Мороз) Вся из снега, изо льда, Но не мерзнет никогда. Вместе с дедушкой придет К ребятне на Новый год. ( Снегурочка) Красавица какая- Стоит, светло сверкая. Как пышно убрана. . . Скажите, кто она? ( Новогодняя елка) - О каком празднике мы сегодня будем говорит Рассказ об истории возникновения Нового года в России Как хороша новогодняя елка!   Как нарядилась она – погляди! Платье на елке зеленого цвета,   Яркие бусы блестят на груди Елка у нас высока и стройна, Вечером вся засверкает она Блеском огней, и снежинок и звезд,   Словно павлина раскрывшийся хвост! Елка в кармашки свои золотые. Спрятала множество разных сластей И протянула к нам ветки густые, Словно хозяйка, встречает гостей. Дерево лучше нигде не найдешь! С елкой хорошей и праздник хорош! О. Высотская А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января. Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу. После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель. 1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. История Деда Мороза Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник. Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге( Вологодская область) . Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес: 162340, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза. История Снегурочки Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник. Истории празднования Нового года в других странах? - Ребята, а вы знаете, как празднуют Новый год в других странах? В Италии в новогоднюю ночь жители выбрасывают из окон старые вещи, даже мебель. Итальянского Деда Мороза называют Баббе Натале. Но в эту ночь дети ждут не только Баббе Натале, но и кого- то ещё. . . В эту ночь на волшебной метле прилетает добрая фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк. В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажжёнными свечами. Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке — сливки, собаке — сахарную косточку, ослику — морковь. В праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены. В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей по сюжетам старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено — угощение для ослика. Французский Дед Мороз — Пэр Ноэль — приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достаётся боб, запечённый в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все ему подчиняются. В Голландию Дед Мороз приплывает на корабле и передвигается по улицам города на белом коне в сопровождении чернокожих подданных. Синтер Клаас любит весёлые розыгрыши и сюрпризы и часто дарит детям фрукты, игрушки, леденцовые цветы. Экспериментальная деятельность Тема: «Цветные льдинки» Цели: развивать у детей естественнонаучные и сенсорные представления; познакомить детей с агрегатным состоянием воды – льдом; экспериментальным путем получить темную и светлую красную воду( темную и светлую синюю воду и др. ) ; упражнять в словесном обозначении оттенков( темно- красный, светло- красный, темно- синий, светло- синий и др. оттенки) ; изготовить цветной лед и украсить ими постройки на прогулочной площадке. Ход занятия: ( В группе дети экспериментальным путем получают темную и светлую красную, синюю, зеленую воду. Воспитатель предлагает узнать, что будет с цветной водой, если вынести ее на улицу) . -  Ребята, сегодня мы с вами экспериментальным путем получили цветную воду. Какого цвета вода в ваших бутылках. ( Темно- красная и светло- красная, темно- синяя и светло- синяя, темно- зеленая и светло- зеленая) . -  Давайте разольем воду в формочки: прозрачные пластиковые стаканчики и в формочки из- под шоколадных конфет. - Какого цвета вода в формочках? - Как вы думаете, что с ней станет на морозе? - Что же стало с водой в формочках? ( Она замерзла- получился лед) - Какого цвета получился лед в формочках? - Давайте рассортируем льдинки по цвету в шесть ведерок в соответствии с цветовыми условными обозначениями. - Что же нам делать с льдинками: возьмем с собой или оставим на участке до следующей прогулки? ( взять в группу, после сна проверить) . - Ребята, посмотрите, куда пропали льдинки? ( Они растаяли, и образовалась вода) ( На следующий день воспитанники снова изготавливают воду двух- трех других цветовых оттенков( по выбору детей) и делают льдинки) . - Какого цвета вода получилась у вас сегодня? - Давайте из нее мы опять сделаем разноцветные льдинки, а потом соберем ледяные бусы и выложим красивый узор. ( Воспитатель на прогулке организует закрепление названия новых оттенков и проводит игровые упражнения «Собери бусы», «Выложи узор») Примечание:  После занятия по ознакомлению с разновидностями эталонов цвета, где дети учатся получать три оттенка любого цвета, на прогулке проводится аналогичная работа по получению разноцветных льдинок и закреплению словесных обозначений трех оттенков цвета: «темный», «светлее», «самый светлый». Кроме игр с льдинками и игровых упражнений на составление светлотных рядов( от самого светлого до темного и наоборот) , воспитанникам предлагается украсить льдинками бордюры своего участка или снежные постройки. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Новый год» Наступает Новый год! ( хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод.  ( к исти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь- наружу) Висят на елке шарики,  ( поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики.  ( и зображаем фонарики) Вот сверкают льдинки,  ( сжимать и резко разжимать кулаки по очереди) Кружатся снежинки.  ( л егко и плавно двигать кистями) В гости дед Мороз идет,  ( пальцы шагают по коленям или по полу) Всем подарки он несет.  ( т рем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: ( хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.  ( по очереди массажируем каждый палец) «Зимняя прогулка» Раз, два, три, четыре, пять ( Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять.  ( " Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили,  ( " Лепим" комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили,  ( Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались,  ( Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись.  ( Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли.  ( Отряхиваем ладошки) Съели суп, и спать легли.  ( Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) «Снежный ком» Взяли дети белый ком, Лепить будем снежный дом( движения, изображающие лепку снежков) Мы польем его водой, Домик будет ледяной( «плескать» ладонями воду) Ком за комом мы кладем, ( ставить кулачок на кулачок) Вот и вылепили дом( нарисовать в воздухе ладонями домик) «Ёлочка» Утром дети удивились,  ( разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились Этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно,  ( сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад: В ряд снеговики стоят,  ( руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят,  ( закрывают и открывают ладонями глаза) А перед ними ёлочка ( хлопают в ладоши) Пушистая, в иголочках. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Мимические упражнения Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза. Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня? Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима- волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима- старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д. Упражнения для щек и губ Снеговики радуются снегу и морозу.   Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Грустные снеговики весной.   Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд. Упражнения для языка «Сосулька» Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении( под счет до «шести—восьми») . Санки- ледянки.   Сделать язык «чашечкой». Горка для спуска.   Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой». Саночки.   Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед- назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов. Развитие речевого дыхания и голоса Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.   Воет вьюга: « З- з- з- з- з- з ». ( С усилением звука. )   Застонал лес от вьюги: « М- м- м- м- м- м ». ( Тихо, высоким голосом. )   Тяжело стонут дубы: « М- м- м- м- м- м ». ( Громко, низким голосом. )   Стонут березы: « М- м- м- м- м- м ». ( Тихо, высоким голосом. )   Шумят ели: «Ш- ш- ш- П1- Ш- П1».   Стихает вьюга: « С- с- с- с- с- с ». Речевая зарядка Мороз колдует. Разыграйтесь- ка, метели!   Гнитесь ниже, сосны, ели!   Все, что есть в моем лесу,   Я засыплю, занесу! Психогимнастика. Пластические этюды Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.   Показать: разные звери встречают Новый год. Пластические этюды Зимние забавы.   Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах. Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья. Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др. Конспект занятия. Аппликация «Елочка». Цель: - закреплять у детей навык работы с бумагой и ножницами; Задачи: - закрепить умение вырезания квадрата из прямоугольника; - закрепить технику вырезания прямых параллельных линий; - закрепить правила пользования ножницами и клеем; - прививать художественно- эстетический вкус, умение видеть прекрасное; - знакомить детей с предметами декора. Оборудование: клей- карандаш, ножницы, зеленая двусторонняя бумага. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, скоро праздник Новый год. Ну а какой же Новый год может обойтись без главной героини праздника, без елочки  ( стихотворение) : Ёлка летом просто ёлка: Тронешь ветку- пальцам колко, Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит. Вот когда зима придёт, Ёлка будто оживёт: На морозе распушится, Под ветрами распрямится, Вовсе не колючая, Как цветок пахучая. Пахнет не росой, не мёдом, Ёлка пахнет Новым годом! Скоро все мы будем украшать наши дома к празднику, поэтому сегодня я вам предлагаю сделать елочку. Давайте с вами вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Дети: Н е оставлять ножницы открытыми. Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу Работать ножницами только на своём рабочем месте. Следить за движением лезвий во время работы. При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется. Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. Руки после работы хорошо вымыть с мылом. Молодцы, вы все хорошо помните правила! У каждого из вас на столе лежит квадратный лист зеленой бумаги. Давайте вместе сложим его по диагонали. Какая фигура у вас получилась? Дети: Треугольник. Воспитатель: Молодцы, правильно! Воспитатель: Дети, получившийся треугольник оставляем в том же положении и проглаживаем линию сгиба. Затем, с помощью ножниц, мы режем полоски одинаковой ширины, начиная от короткой стороны нашего треугольника до линии сгиба, не прорезая ее. Но перед тем как приступить к работе, давайте немного разомнем наши пальчики. Физкультминутка: Вот помощники мои ( Руки вперед) . Их как хочешь поверни. Покрутили, повертели И работать захотели. Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы писать, Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим, На носочках выше, выше, И спокойнее подышим. Мы немного отдохнули и можем дальше приступить к работе. Разворачиваем нашу заготовку и кладем ее линией сгиба вверх. Получившиеся полоски поочередно приклеиваем к центру линии сгиба. Таким образом, у каждого из вас получилась зеленая, пушистая елочка- красавица, и я предлагаю вам по желанию украсить вашу поделку. Детки, посмотрите на свои поделки. Скажите, какая елочка самая аккуратная? Как вы думаете, почему? Вывод: Что же нужно было сделать, чтобы елочка стала самой красивой? Дети: Ровно сделать квадрат, аккуратно и ровно разрезать полоски. Ребята, у всех получились красивые елочки. Вы молодцы! Конструирование из бумаги «Снеговик- озорник». Цель:  Изготовить с детьми снеговиков из цветной бумаги и картона. Задачи: Образовательные:  Учить детей вырезать по шаблону части для снеговика, закрепить приемы работы с ножницами. Развивающие:  Развивать умения самостоятельно украшать изделие, соблюдать пропорции, конструктивные способности детей. Воспитательные:  Воспитывать любовь к зимней природе, интерес к новогодней тематике. Материалы:  Картон белый, цветная бумага( оранжевая) , ножницы, фломастеры, нить шерстяная, бусины. Предварительная работа:  Чтение произведения В. Сутеева" Снеговик почтовик" , рассматривание иллюстраций на тему зима, разгадывание загадок на зимнюю тематику. Ход занятия Воспитатель:   Здравствуйте ребята! Сегодня нам пришло новое письмо с заданием, а от кого оно вы узнаете отгадав мою загадку. Загадка: Друг на друге три шара Их скатала детвора На последок очень ловко, Прилепили нос морковку Не, почем ему мороз Аж, вспотел морковный нос, И к метелям он привык Кто же это? Дети: С неговик! Воспитатель: Да, все верно это снеговик. Снеговик просит помочь, т. к. дед Мороз поручил ему приготовить для всех ребят подарки, а я один он не справляется, ему нужны помощники. Поможете Снеговику? Дети:  Да! Воспитатель: Чтобы сделать объемного снеговика, нам понадобятся: белая бумага и картон, ножницы, клей, фломастеры, веревочка, бусинки. Веревочку сворачиваем пополам и приклеиваем на деталь силуэта. Сверху приклеиваем вторую часть силуэта таким образом, чтобы веревочка оказалась внутри снеговика. Концы веревочки украшаем бусинками. Пока убираем эту готовую часть снеговика в сторону. Берем круги. Каждый круг складываем пополам. Склеиваем 2 круга, приложив половинками друг к другу. Затем приклеиваем таким же образом следующий круг и так 8 кругов. Получится половина шара. Аналогичным образом из оставшихся кругов делаем вторую половину шара. Первую половину шара приклеиваем на одну сторону тела снеговика, переворачиваем задом наперед, приклеиваем вторую половину шара, получилось круглое тело. Рисуем снеговику лицо фломастерами. Из бумаги вырезаем шапочку или ведро, раскрашиваем, приклеиваем на голову. Можно еще и шарфик повязать из ленточки или даже вязаный. Снеговик готов висеть на елке и радовать всех своим присутствием: ) ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ «Новый год»  У всех Новый год, И у нас Новый год. ( Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую. )   Возле ёлочки зелёной Хоровод, хоровод.   К нам пришёл Дед Мороз. ( Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость. ) Он игрушек, и хлопушек, И конфет нам принёс! ( Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями. ) Он добрый у нас, Он весёлый у нас, —( Делают шаг с притопом, одновременно хлопают) Возле ёлочки зелёной С ам пошел с нами в пляс. ( Шагаем на месте)   «Елка»   Горит огнями елочка, под нею тени синие,  ( Поднимаем руки вверх) Колючие иголочки, как будто в белом инее.  ( Опускаем через стороны, вниз) Огни на елке яркие повсюду зажигаются.  ( Наклоны вправо, влево) Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются.  ( Ходьба на месте, улыбка) «Зимой»   Мы погреемся немножко,  ( Натираем плечи) Мы похлопаем в ладошки,  ( Хлопаем в ладоши) Ножками потопаем ( Топаем на месте) И себя похлопаем.  ( Хлопаем по коленям) Русская народная сказка «Снегурочка» Жили- были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. — А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем. — Давай, — говорит старуха. Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка. Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься. Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась. — Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется? — Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова. Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек. Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату. За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку: — Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать. Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила: —  Поди, дочка, повеселись с подружками! Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по- прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что- то жалобно: «Ау! » Обернулись они — а Снегурочки нет. Стали они кликать её: — Ау, ау, Снегурушка! Только эхо им в лесу и откликнулось. Беседа о правилах безопасности в Новый год. Задача:  познакомить с возможными источниками опасности: хлопушками, салютами, бенгальскими огнями, развивать у детей навыки осторожного пользования ими, воспитывать любовь к празднику. Оборудование:  иллюстрации с изображением новогодней ёлки. Рассматривание иллюстраций с новогодней ёлкой. – Посмотрите, вот она – красавица – ёлка. Какие на ней украшения?  ( Бусы, гирлянда, елочные игрушки, звезда) . – А вы знаете, что если повесить на елку игрушки из бумаги, дерева, пласт- массы, зажечь гирлянду и оставить её без присмотра, то может случиться пожар? - Почему это может произойти?  ( Предположения детей) - А произойти это может потому, что бумага, пластмасс легко могут загореться, а от них может вспыхнуть не только елка, но и вся квартира. Поэтому, если вы с родителями зажгли гирлянду, то не уходите из дома и следите, чтобы не произошло возгорания. – Ребята, кто наш самый долгожданный гость в Новый год?  ( Дед Мороз) – Почему?  ( Потому что он приносит нам подарки) . Какие подарки может принести Дед Мороз?  ( Сладости, игрушки)  . – А вы любите в этот праздник жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушк и( Ответы детей) – Да, ребята, все: и взрослые и дети любят жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки. Это очень красиво. Но при неправильном обращении с ними мы можем попасть в беду. - Как вы думаете, что может произойти, если не соблюдать правила осторожности? ( Предположения детей) - Если зажигать бенгальские огни самостоятельно, то можно обжечь себе пальцы или поджечь одежду. Поэтому их можно жечь лишь под присмотром родителей. – Где надо зажигать бенгальские огни?  ( На улице) . Дома их жечь запрещено, потому что даже маленькая искорка может стать причиной пожара. – Салюты могут поджигать только взрослые. Детям подходить к ним запрещено. Когда мы смотрим на салют, то видим как красиво разрываются разноцветные шары в воздухе. Поджигать их рядом с домами и деревьями нельзя, так как от салюта могут загореться деревья и даже дома находящиеся рядом. Хлопушки мы тоже можем взрывать вместе с родителями, чтобы избежать травм. - Во время прогулок по улице вы должны обязательно держать родителей за руку. Как вы думаете, зачем?  ( Ответы детей) – Ребята, сегодня мы с вами говорили о безопасности во время встречи Нового года. Давайте повторим еще раз все. - Какую опасность таят в себе бенгальские огни и фейерверки? Как надо поступать, чтобы праздник не принес никакой беды? Молодцы, теперь вы знаете важные правила, которые нужно помнить при встрече Нового года Загадки о зиме и Новом Годе Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый О бернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( Зима) Меня не растили. Из снега слепили. Вместо носа ловко В ставили морковку. Глаза — угольки. Руки — сучки. Холодная, большая, Кто я такая? ( Снежная баба) Кто с огромнейшим мешком, Через лес идёт пешком… Может это Людоед? — Нет. Кто сегодня встал чуть свет И несёт мешок конфет… Может, это ваш Сосед? — Нет. Кто приходит в Новый год И на ёлке свет зажжёт? Включит нам Электрик свет? — Нет. Кто же это? Вот вопрос! Ну, конечно…( Дед Мороз) Он приходит в зимний вечер З ажигать на елке свечи. Бородой седой оброс, Кто же это? ( Дед Мороз) Мы купили вещалку С звездою на макушке. Повесили на вешалку Н е шапки, а игрушки! ( Елка) Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет…( от елки) Ну и елка, просто диво! Как нарядна, как…( красива) Встанет елочка в углу У окошка на полу. А на елке до макушки Разноцветные…( игрушки) Какая игрушка С треляет, как пушка? ( Хлопушка) Колёсик простой С тал лентой витой. ( Серпантин) Расписные цепи Э ти Из бумаги клеят Дети. ( Гирлянды) В январе, На праздник важный, Дождь идёт Цветной, бумажный. ( Конфетти) Ветви слабо шелестят, Бусы яркие…( блестят) И верхушку украшая, Там сияет, как всегда, Очень яркая, большая Пятикрылая …( звезда) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …( снегири) . Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. ( Снегирь) А ну- ка, ребята, Кто угадает: На десятерых братьев Д вух шуб хватает. ( Варежки) На прогулке бегуны Одинаковой длины Ч ерез луг бегут к березке, Тянут две полоски. ( Лыжи) Я катаюсь на нем Д о вечерней поры. Но ленивый мой конь В озит только с горы. А на горку всегда С ам пешком я хожу И коня своего За веревку вожу. ( Санки) Все лето стояли, Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная! ( Коньки, лед) Комплекс дыхательных упражнений.   1.      «Подуем на снежинку». Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребёнок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за её движением по столу. 2.      « Подуй на снежок» Дети дуют на кусочки ваты через трубочки. 3.      " Снегопад" . Оборудование: " снежки" из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики- " снежинки" , положить ребенку на ладонь и предложить" устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.   Подвижные игры. «СНЕЖКИ» Цель:  Развитие общей и мелкой моторики. Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель( на ковре лежит обруч) ».    «СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ» Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как  играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление  движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют  движение,   останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый  не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки, После  небольшого отдыха игра  возобновляется.   «ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ» Цель:  развитие равновесия, обучение прыжкам. Материал:  снежный вал. Ход игры:  ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.   «СНЕЖИНОЧКИ- ПУШИНОЧКИ» Цель:  развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды. Ход игры:  играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит:   Снежиночки – пушиночки Устали на лету, Кружиться перестали, Присели отдохнуть! Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.   « НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ! » Цель:  развитие внимания, памяти. Материал:  кукла «Снегурочка» Ход игры:  взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.   «БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ! » Цель:  развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве. Ход игры:  все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу! » — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме. Беседа «Где живет Дед Мороз» Загадка про Деда Мороза У избы побывал – Все окно разрисовал, У реки погостил – Во всю реку мост мостил. Дети: Мороз. Рассказ воспитателя: Ребята а вы знаете где живет Дед Мороз? Ответы детей: Да, нет, не знаем. Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз? Ответы детей: А в море, океане может жить Дед Мороз? Ответы детей: А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить? Ответы детей: скорей всего, где холодно. Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот город расположился на реке Сухоне.  Дом Деда Мороза большой и построен из дерева, можно сказать, что и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Для подарков, которые присылают Деду Морозу с разных уголков страны, есть отдельная просторная комната. Есть комната специально для хранения нарядов Деда Мороза. А их у него очень много, есть и шубы, и летние кафтаны и лыжный костюм. Самая большая комната – это комната желаний. Когда гости заходят в эту комнату и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях Дед Мороз узнает, когда ложиться спать. У него есть кровать с большой и маленькой периной. Подушек на ней семь, ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за семью печатями. В конце декабря Дед Мороз покидает свой дом в Великом Устюге и направляется в Москву, чтобы зажечь первую новогоднюю елку. В период новогодних и Рождественских праздников дед Мороз не сидит на месте. В Великом Устюге Дед Мороз любит устраивать приемы гостей и народные гуляния. Дед Мороз всех помнит и непременно принесет каждому подарок под елочку в новогоднюю ночь. Почему на Новый год принято украшать ёлку?   Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю Петру 1 пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина. Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками. Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда- то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т. д. Только позже елка появилась в домах простых людей.   Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы- елочки…   Когда наступает Новый год. Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». А древние римляне придумали обычай дарить новогодние подарки и веселиться всю ночь напролет. Пожелание «С Новым годом, с новым счастьем! »- сохранившееся с древних времен магическое заклинание, чтобы призвать удачу, счастье, благополучие и отогнать беду. В Древней  Руси Новый год связывали с весной – началом зарождения нового урожая – и отмечали 1 марта. В Х IV веке Московский церковный собор постановил считать началом нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году царь Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом запретил отмечать Новый год 1 сентября и велел украшать двор, улицу, дом сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. И чтоб это украшение стояло до 7 января. В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек  учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. Первым пустил ракету Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление нового года. А затем началось празднование по всей Москве. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

Оставить комментарий: