Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ"
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ». За последнее время в нашей стране произошли большие изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. На современном этапе материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому в содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса нравственно – патриотического воспитания. В системе дошкольного образования проблема нравственно – патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания и ФГОС ДО определили основные принципы данного направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от окружающих его взрослых: родителей, педагогов, и от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – всё лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Нравственно – патриотическое воспитание- понятие ёмкое. Единого подхода к определению «нравственно- патриотического воспитания» не существует. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачами нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду; — развитие интереса к русским традициям и промыслам; — формирование элементарных знаний о правах человека; — расширение представлений о городах России; — знакомство детей с символами государства( герб, флаг, гимн) ; — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Нравственно- патриотическое воспитание должн о носить комплексный характер, охватывать все виды детской деятельности по разным направлениям развития и осуществляться как в повседневной жизни, так и в ООД. Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста должна выстраиваться от простого к сложному и может быть представлена следующим образом: Этапы патриотического воспитания детей дошкольного возраста: - предварительный, базовый( формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств) ; - художественно – ознакомительный( знакомство с народными традициями, национальным искусством) ; - эмоционально – действенный( формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой действительности) . В дошкольном возрасте целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город- часть большой страны, а дети- жители России, ее граждане. Гражданин- житель страны, который признает ее законы( правила поведения) , потому что он любит свою страну. Средства патриотического воспитания Единой классификации воспитательных средств не существует, та к как они слишком разнообразны. Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания: 1) аудиальный- слово, музыка, песня, стихи, звуки природ ы; 2) визуальный- предмет, изображение предмета, худ ожественный образ, видео, фото; 3) кинестетический- ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения. Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно. Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы: • Наблюдения( например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п. ) • Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей; • Беседы с детьми о стране, родном городе; • Использование детских художественных произведений, репродукций картин( их рассматривание и обсуждение) ; • Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений; • Знакомство детей с народной декоративной росписью; • Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении( труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п. ) ; • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах; • Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни( важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания) . Для этого используют различные формы работы: Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера. Чтение сказок. Работа в книжном уголке Ручной труд. Изготовление подарков. Выставки и экспозиции. Развлечения, досуги, праздники, концерты. Совместная проектная деятельность. «Уроки доброты». Игры( дидактические, имитационные, сюжетно- ролевые, подвижные, настольные) . Инсценировки, театрализации. Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне и другим знаменательным датам. Создание фотоальбомов и т. д. И, конечно же, основная форма работы – организованная образовательная деятельность. ООД проводится один- два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне ООД. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением( например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы») . Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала. При знакомстве дошкольников с историей родного села, города и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее: • По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др. • Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний. • Рассказывая о каких- то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень- очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т. п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания( например: 1941г. , 1945г. , 12 апреля 1961г. , т. п. ) • Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями. • В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что- то главное, что отличает то или иное здание от других. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия. Большое значение имеет работа с семьей. Взаимодействие семьи и ДОУ необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. С реди форм совместной работы ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию можно выделить следующие: Консультации и беседы. Круглые столы. Организация фотовыставок( «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мо й папа служил в Армии», и т. п. ) Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи( создание рисунков, аппликаций, поде лок) . Поддержание групповых традиций( чаепития, утренники) . Организация встреч с «интересными людьми». Родительский клуб. Офо рмление информационных стендов. Семейные экскурсии по району, городу. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и истори ческом прошлом страны, зависит становление личности гражданина.