a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на родительском собрании в 1 младшей группе "Речевое развитие детей раннего возраста"

Автор: Клейман Наталья Георгиевна Опубликовано: 2024-03-20 15:54:04

Конспект родительского собрания учителя- логопеда в I младшей группе « Развитие речи детей раннего возраста» Цель:  ознакомление родителей воспитанников с приемам и и методами развития речи детей раннего возраста. Задачи: 1. Расширить знания родителей о причинах нарушен ий и задержки речевого развития; 2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей; 3. Вовлечь родителей в совместный педагогический процесс. Участники: учитель- логопед, родители воспитанников группы раннего возраста. Оборудование: мультимедийная установка, проектор, ноутбук, клубок ниток, зеркала, ручки, бумага, буклеты, атрибуты для выполнения дыхательной гимнастики, памятка. Ход меропри я тия: Учитель- логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу, которая посвящена теме «Р азвитие речи детей раннего возраста». - Нашу встречу хочу начать с высказывания: « Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому ч то останется с ним на всю жизнь». - Уважаемые родители, п родолжите фразу « Первое слово у моего ребенка появилось в… »( ответ родителей) . - Ваши ответы показали, что все дети начинают говорить в разные временные отрезки. Некоторые дети начали говорить в период с 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, и это является физиологической нормой. Другая часть детей не начала говорить и в 2 года, таким образом у них наблюдается задержка речевого развития. - Познакомлю вас нормами речевого развития в онтогенезе: До 1 года дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми ежедневно имеют дело( например, бутылочка, ложк а, стол и т. п. ) . Многие дети в возрасте 11 – 12 месяцев начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п. В 1 год – 1, 3 дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В 1, 6 – 2 года многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух- трех слов. Ребенок в возрасте 2 лет распознает п ривычные для него объекты и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д. В 2 – 3 года  начинается активный ро с т словаря, словарь ребенк а должен превышать сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д. Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми. Причиной этого является то, что ребенок с различными речевыми отклонениями ст ановится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Наша с вами задача – воспитать чистую речь у детей, сформировать правильное звукопроизношение и обогатить активный и пассивный словарь. - Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и педагогами детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. - В ходе нашего собрания я вас познакомлю с методами и приемами, с помощью которых вы сможете помочь своим детям в развитие речи. - Форма проведения нашей встречи будет не совсем обычной. Вы сегодня будете проходить КВЕСТ( в переводе с анг. – приключенческая игра) . Я буду вам предлагать испытания, за каждое пройденное испытание вы получаете одну бу кву, из которых в конце игры должны составить слово. Всего испытаний пять. - Поиграем? Поехали… Первая станция «Ловкие пальчики». - Прибыли на первую станцию «Ловкие пальчики». ( На экране м ультимедийной установки высказывание педагога В. А. Сухом линского «Ум находится на кончиках пальцев») . - Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэт ому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются в речевые центры, что активизирует речь. Упражнения для развития мелкой моторики выполнять нужно ежедневно по 5 – 10 минут. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их разными руками, затем двумя одновременно. Постепенно темп нарастает. - Вашему вниманию предлагаю презентацию, в которой представлены различные виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики рук. ( Просмотр презентации) . - Предлагаю размять наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику « Мы делили апельсин ». ( Родители выполняют) . Мы делили апельсин. Много нас, а он один. ( С жимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки. ) Эта долька — для ежа. Эта долька — для стрижа. Эта долька — для утят. Эта долька — для котят. Эта долька — для бобра.  ( По очереди загибают пальцы, начиная с большого пальца) . А для волка — кожура.  ( Сжимают пальцы обеих рук в кулаки) . - Молодцы, справились! За выполнение этого упражнения вы получаете первую букву С. Вторая станция «Послушный ветерок». - Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. - Р екомендации для выполнения дыхательной гимнастики: - вдох через нос, выдох осуществляется ртом; - губы при выдохе немного открыты( «трубочкой») ; - выдох должен быть продолжительный и плавный; - предметы должны находиться на уровне рта ребенка; - не поднимать плечи и не надувать щеки при выдохе; - упражнение на развитие дыхания повторить не более 3- 5 раз; - осанка р ебенка должна быть правильной; - про водить упражнения в игровой форме; - помещение пр едварительно проветрить. - Примеры дыхательных упражнений, которые вы можете выполнять вместе со своими детьми, вы можете прочитать в буклете «Дыхательная гимнастика». ( Учитель- логопед раздает буклеты «Дыхательная гимнастика») . ( Приложение 1) . - Предлагаю выполнить упражнение для развития речевого дыхания «Снежинка», «Листочек».   Вам нужно легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони( на уровне рта) снежинку, листочек из бумаги. - Здорово! Получаете вторую букву Е. Третья станция « Веселый Язычок»- Прибыли на третью станцию «Веселый Язычок», на которой я вам расскажу о том, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна. - Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности. Выполнение артикуляционной гимнастики у силивает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибко сть органов речевого аппарата, а также с пособствует развитию правильн ой и выразительной речи, четкому звукопроизношению. -  Артикуляционной гимнастикой следуе т заниматься ежедневно по 3- 5 минут. Для начала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом( с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание, а затем без него) . - Предлагаю вам сейчас попробовать выпол нить артикуляционные упражнения. Во зьмите каждый зеркало, которо е л ежи т у вас на столах. «Орешки».  Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики( «орешки») : Словно белки, мы без спешки, Ловко щелкаем орешки. «Качели».   Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу. «Часики».   Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта. - Молодцы! Видами артикуляционной гимнастики вы можете ознакомиться в буклете «Артикуляционная гимнастика»( Учитель- логопед раздает буклеты) . ( Приложение 2) . За пра вильное выполнение упражнений получаете следующую букву М. Двигаемся дальше. Четвертая станция « Звукопроизношение». - Прибыли на четвертую станцию. Многие родители ошибочно считают, ч то речь передается по наследству. Речь не передается по наследству, он перенимает речевое общение у взрослых, которые его окружают, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. О чень важно, чтобы дети слышали правильную, грамотную, четкую, спокойную речь. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью. - Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Вашему вниманию предлагаю игры, в которые вы можете играть вместе с детьми дома. - Давайте вместе попробуем выполнить эти задания. Речевая игра «Вьюга». «Вьюга начинается»- дети тихо говорят «У- У- У…»; по сигналу: «сильная вьюга»- говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается, говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают. Речевая игра «Насос». Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С- С- С…». Игра по типу сказки «Теремок». Бабушка – бабуля Нам каши сварила, Нам каши сварила, Платочком накрыла. Ждет –пождет, кто же в гости придет! И разыгрываем на основе стихотворения диалог с игрушками – нашими гостями. На столик для игр ставим настоящую кастрюлю, накрываем ее платочком. Кладем рядом тарелку и ложку. И прячем рядом игрушки, например, кошку, собаку и т. д. Читаем стихотворение и перемешиваем нашу воображаемую «кашу» в кастрюле ложкой. Раздается стук. — Тук- тук. — Кто- то стучит. Давай узнаем, кто там? Взрослый с ребенком спрашивают вместе: «Кто там? » — Мяяяу. — Кто же там? Кто это?  — Кошка! — Мяу – мяу, есть хочу. — Давай покормим кошку. Ребенок кормит кошку( игровое действие, т. е. каша у нас воображаемая, а вот ложка настоящая) . — Мяу! Спасибо! Вкусная каша! До свидания! — До свидания, кошка( если ребенок еще не может сказать это слово, то заменяем на жест и слово «пока» — «пока, киса, пока! ») . Повторяем сценку со второй игрушкой. Варим с малышом кашу( изображаем, как ее мешаем ложкой в нашей кастрюле) и приходит вторая игрушка.  Угощаем ее и прощаемся с ней. На этом игру- диалог заканчиваем. Если ребенку было интересно, то он обязательно попросит Вас еще раз поиграть с ним в этот сюжет, принеся игрушки, ложку и кастрюлю. Тогда повторите речевую игру — диалог, но уже с новым гостем. - Молодцы! Весело выполняли задания. Получайте четвертую букву Ь. Пятая станция « Играем с мамой»- Для развития разговорной речи дошкольника решающее значение имеет его общение с вами. Во время совместных прогулок с детьми обязательно разговаривайте с детьми, обращайт е внимание на различные объекты, и рассказывайте для чего они нужны. Во время прогулок в парке, в лесу привлекайте внимание ребенка к красоте окружающей природы, растений, животных. Многие родители не реагируют на вопросы ребенка, тем самым снижают речевую активность у своих малышей. Знакомя с новыми предметами, вещами называйте их правильно. - В раннем возрасте необходимо знакомить ребенка с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они формируют такие качества, как доброта, честность, заботу о ближнем, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Обсуждайте с детьми прочитанные сказки, обыгрывайте их. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. - Список рекомендуемой художественной литературы для детей второй группы раннего возраста вы можете посмотреть в памятке, которая лежит у вас на столе. ( Приложение 3) . - Вот вы и закончили свои испытания, за последнюю станцию получаете букву Я. Вам нужно собрать слово из полученных вами букв. Получается слово СЕМЬЯ. Заключительный этап. - На этом наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что мои советы и рекомендации будут вам полезны. - Прошу вас вспомните все, что вы сегодня узнали, у слышали и попрошу закончить предложения в бланках. ( Учитель- логопед раздает родителям бланки с рефлексией) . Рефлексия «Незакон ченное предложение»( Приложение 4) . Список литературы: 1. Датешидзе Т. А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб. : Речь, 2004. 2. Григорьева Г. Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М. : Просвещение, 2003. Приложение 1 Буклет «Дыхательная гимнастика » для воспитанников групп раннего возраста. Приложение 2 Приложение 3 Список рекомендуемой художественной литературы для детей второй группы раннего возраста Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Ладушки, ладушки! . . », «Петушок, петушок. . . », «Большие ноги. . . », «Водичка, водичка. . . », «Баю- бай, баю- бай. . . », «Киска, киска, киска, брысь! . . », «Как у нашего кота. . . », «Пошел кот под мосток. . . ». «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька. . . »; « Чики, чики, кички. . . », «Ой, ду- ду, ду- ду, ду- ду! Сидит ворон на дубу»; «Из- за леса, из- за гор. . . »; «Бежала лесочком лиса с кузовочком. . . »; « Огуречик, огуречик. . . »; «Солнышко, ведрышко. . . ». Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; « Бу- бу, я рогатый», лит. , обр. Ю. Григорьева; « Котауси и Мауси », англ. , обр. К. Чуковского; «Ой ты, заюшка- пострел. . . », «Ты, собачка, не лай. . . », пер. с молд. И. Токмаковой; « Раговоры », чуваш. , пер. Л. Яхнина; « Снегирек », пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск. , обр. Б. Заходера. Произведения поэтов и писателей России Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка»( из цикла «Игрушки») , «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ»( в сокр. ) ; Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар. . . »; Н. Саконская. «Где мой пальчик? »; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет. . . »( из «Сказки о царе Салтане ») ; М. Лермонтов. «Спи, младенец. . . »( из стихотворения «Казачья колыбельная») ; А. Барто, П. Барто. «Девочка- ревушка »; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. « Федотка », «Путаница». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“? »; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. « Желтячок »; Н. Павлова. «Земляничка». Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га- га- га! », пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья»( из книги «Приключения Мишки Ушастика ») , пер. с польск. В. Приходько.

Оставить комментарий: