Буклет для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".
Документы для скачивания
Организация слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком посредством устной речи, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. Вот основные условия создания слухоречевой среды. 1. Речевое общение с детьми в процессе практической деятельности Родителям необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом, постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жизни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые- уточнять содержание сказанного. Например, взрослый после прихода любого человека домой сообщает о цели прихода этого человека: «Папа пришел домой с работы», «Бабушка пришла в гости» и т. д. Взрослые, приходящие к Вам в дом, обязательно должны обращаться к детям с приветствием, вопросами, просьбами, понятными детям( «Привет! », «Кто тут? Бабушка», «Где тетя…? », «…, дай мне стул» и т. д. ) . Вся практическая деятельность: рисование, конструирование, игра, прогулка, режимные моменты, - должны сопровождаться речью, быть прокомментированы. Например: « Что ты рисуешь? Это дом? А это что? Крыша? » и т. п. 2. Формирование потребности в речи, побуждение к использованию речи. Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для ребёнка, поэтому взрослые должны поддерживать любые речевые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые побуждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а так же неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ребёнку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, поддерживая любые попытки говорения. 3. Использование звукоусиливающей аппаратуры. Создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухового( или слухо- зрительного) восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих. Прежде всего родителям необходимо контролировать постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры( слуховых аппаратов) дома. Родители должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речевые и неречевые звучания. Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений. 4. Контроль за речью детей. Родители должны контролировать речь детей и знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку: «Повтори правильно»- и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву или слово и попросить ребенка повторить правильно. Иногда в качестве помощи можно привлечь дактильное проговаривание при условии повторения звука и слова устно. 5. Требования к речи взрослых. Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекомендуется перегружать фразы( они должны быть четкими) , изменять структуру высказываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка( вместо «Где мяч? »- «Мяч где? » или «Где ты была летом? »- «Летом ты где была? ») . Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устно- дактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушением слуха зависит от возможностей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №104» Консультация для родителей" Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха" . Выполнила учитель- дефектолог Бредихина Е. А. Курск – 2024 г.