Мой малыш
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 22 п. Стодолище Принято на «Утверждаю» заседании педагогического заведующий МБДОУ д/ с № 22 с овета п. Стодолище Протокол № от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С. В. Мартынова Приказ № « » от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ г. ПРОГРАММА КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « МОЙ МАЛЫШ » Информационная справка реализации программы клуба для родителей « Мамина школа » Полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 22 п. Стодолище с приоритетным направлением культурологического развития воспитанников. Сокращённое наименование учреждения: МБДОУ д/ с № 22 п. Стодолище. Адрес: 216470; Смоленская область; Починковский район; п. Стодолище; 2- й Советский переулок; д. 6 а. Телефон, факс: 2- 71- 52. Организационно- правовая форма: юридическое лицо со своим наименованием, самостоятельным балансом, обособленным имуществом, расчётным и лицевым счетами. Детский сад имеет Лицензию на право осуществления образовательной деятельности( Серия 67Л01 № 0001317 от 02. 06. 2015 года) . Учредитель: Муниципальное образование «Починко вский район» Смоленской области; функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области. МБДОУ осуществляет работу по всем направлениям развития воспитанников, приоритетным направлением работы является культурологическое направление. Детский сад функционирует с октября 1968 года и находился на балансе ОПХ Смоленской ГОСХОЗ до 01. 02. 1993 года. С 01. 02. 1993 года детский сад был передан Отделу образования Починковского района Смоленской области. Здание детского сада двухэтажное кирпичное, отопление центральное, имеется канализация и водопровод, сантехническое оборудование находится в удовлетворительном состоянии. В 2019 году в здании ДОУ был проведён ремонт( заменены окна, входные и межкомнатные двери, радиаторы, осветительная арматура, косметический ремонт помещений) . В здании ДОУ имеется чет ыре групповых комнаты: группа раннего возраста и младшая группа на 1 этаже здания и средн е- старшая и подготовительная группы – на 2 этаже здания, групповые помещения в ДОУ имеют среднюю площадь- 60 кв. м. Спальные помещения имеются только в группах, расположенных на втором этаже, средней площадью 40 кв. м. Также имеется в каждой группе раздевальное помещение, туалет и умывальник. На втором этаже здания ДОУ имеется медицинский кабинет, оснащённые необходимым медицинским оборудованием и инвентарём. На первом этаже здания ДОУ расположен пищеблок, кладовая для продуктов и прачечная, также оснащённые необходимым оборудованием и инвентарём. На пищеблоке имеется 3 холодильника и одна морозильная камера для хранения продуктов питания, две электроплиты с духовками( 4- х и 6- и камфорные) , электромясорубка, водонагреватель, разделочные столы, кухонная посуда, двухгнездовая моечная ванна. В прачечной и гладильной имеются стиральная машинка- автомат, утюг, водонагреватель, 1 ванн а. В каждой групповой также имеется водонагреватель и двухгнездовая моечная ванна, детская мебель, необходимый инвентарь для уборки, посуда, постельные принадлежности. В детском саду создана необходимая материально- техническая база и условия для организации воспитательно- образовательной работы, позволяющие заложить фундамент знаний воспитанников детского сада. В детском саду имеется физкультурное оборудование. Воспитателями ДОУ ведётся постоянная работа по обновлению и пополнению среды развития воспитанников. При оформлении групповых комнат воспитатели исходят из требований безопасности для здоровья воспитанников, используемого материала, а также характера воспитательно- образовательной модели, которая лежит в основе планирования работы с воспитанниками и оборудования группы. В ДОУ имеются технические средства: музыкальный центр, телевизор, DVD, компьютер, принтер и ксерокс. Также имеется большое количество методической литературы и наглядных пособий для обеспечения воспитательно- образовательного процесса. Территория детского сада занимает 3815 кв. м. Имеется групповой участок для каждой возрастной группы, на которых размещены игровое и спортивное оборудование. Оборудование на групповых участках ДОУ постоянно пополняется и обновляется. На каждой групповой площадке имею тся песочницы, в которых регулярно согласно санитарно- эпи демиологическим требованиям проводится замена песка. На территории детского сада имеется огород, разбиты цветники, фонтан. Участок детского сада озеленён. Ближайшее окружение МБДОУ: Стодолищенская средняя образовательная школа; библиотека; дом культуры; детская школа искусств; Администрация Стодолищенского сельского поселения. Образовательная окружающая среда способствует реализации дифференцированного подхода к образовательным, здоровьесберегающим и социально- педагогическим потребностям участников образовательного процесса, концентрируя усилия руководства и коллектива на духовно- нравственном, интеллектуальном и творческом развитии воспитанников при сохранении и укреплении их психофизического здоровья с использованием инновационных образовательных технологий. В детском саду функционирует 4 возрастных групп ы: 3 группы для детей дошкольного возраста и 1 группа для детей раннего возраста. Состав воспитанников – 70 человек. В соответствии с современными психолого- педагогическими рекомендациями комплектование в группах осуществляется по одновозрастному принципу. МБДОУ обеспечивает присмотр и уход за детьми дошкольного возраста от 1, 5 до 8 лет, их воспитание и обучение. Режим функционирования пятидневный – с 7. 45 до 17. 45( 10- ти часовое пребывание детей) Планова я наполняемость групп ДОУ – 100 детей. Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано кадрами на 100% . Характеристика ка д рового состава Категория персонала Число штатных единиц Занято штатных единиц Занято физических лиц( фактически) Количество вакансий Обеспеченность кадрами( % ) Административно- хозяйственный персонал Заведующий 1 1 1- 100 Педагогический персонал Воспитатель 5 5 5- 100 Музыкаль- ный руководит ель 1 1 1- 100 Учитель- логопед 1 1 1- 100 Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами. Средний возраст педагогического состава- от 20 до 30 лет – 1( 12, 5% ) ; - от 30 до 40 лет – 1( 12, 5% ) ; - от 40 до 50 лет – 3( 37, 5% ) ; - более 50 лет – 3( 37, 5% ) . Характеристика педагогических кадров по стажу работы( на 01. 09. 20 2 2 г. ) № п/ п Ф. И. О. Должность Педагогический стаж работы( лет) 1. Пантюхова Татьяна Вадимовна Учитель- логопед, воспитатель 47 лет 2. Кондрашова Ольга Анатольевна Воспитатель( высшая квалификационная категория) 30 лет 3. Гусева Елена Михайловна Воспитатель( высшая квалификационная категория) 33 года 4. Чехалкова Татьяна Владимировна Воспитатель( высшая квалификационная категория) 21 год 5. Семикина Марина Александровна Воспитатель( высшая квалификационная категория) 15 лет 6. Толмачёва Валентина Николаевна Музыкальный руководитель/ воспитатель 37 лет 7. Юрченкова Анастасия Владимировна Воспитатель( первая квалификационная категория) 6 лет Образовательный уровень педагогов № п/ п Ф. И. О. Уровень образования Повышение квалификации 1. Пантюхова Татьяна Вадимовна высшее 2020 г. 2. Кондрашова Ольга Анатольевна высшее 2020 г. 3. Гусева Елена Михайловна высшее 2020 г. 4. Чехалк ова Татьяна Владимировна высшее 2020 г. 5. Семикина Марина Александровна высшее 2020 г. 6. Толмачёва Валентина Николаевна высшее 2020 г. 7. Юрченкова Анастасия Владимировна высшее 2020 г. 71% педагоги ДОУ и меют высшее педагогическое образование и аттестованы на I и высшую квалификационную категорию. Содержание и методы работы в ДОУ обеспечивают целостное развитие ребенка в период дошкольного детства: физическое, эмоциональное, нравственное, интеллектуальное, социально- личностное, эстетическое. Педагогический коллектив ДОУ осуществляет деятельность по различным программам и новым педагогическим технологиям по дошкольному образованию. С 2010 г. ДОУ работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/ с № 22 п. Стодолище. Также в ДОУ реализуются программы дополнительного образования культурологического, экологического, художественно- эстетического направлений. Реализуемые программы обеспечивают разностороннее личностное развитие воспитанников, повышают их информативный уровень и побуждают применению полученных знаний, умений и навыков в практической и самостоятельной деятельности, дают возможность педагогам реализовать свой творческий потенциал. 2. Актуальность и значимость программы в деятельности дошкольного образовательного учреждения Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недо статочно однажды получить образование и работать по специально сти. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все вре мя чему- либо учиться, заниматься самообразованием на протяже нии всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни — професси ональную, семейную, досуговую, общественную, личную и др. Со циальная грамотность — важный феномен сознания. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: меди цинских, педагогических, психологических, и др. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опи рающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возник новение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справ ляться с проблемой. Ощущение несостоятельности( в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непре рывное образование взрослых выступает фактором поддержки со циальной грамотности и компетентности. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Деятельность педагогиче ского коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельно му решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в сис теме «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ. И воспитатель, и родитель — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодей ствия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь праг матическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воз действие нового знания на личность взрослого идет непросто, тре бует от него критической переоценки собственного опыта. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию ученых- исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность расшатывает семью, вследствие чего воспитательные функции отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь других структур отдалена от места жительства семьи или не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого- педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. В детском саду ребенок равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья смогут создать условия для полноценного развития личности ребенка, признавая его ценность, уважая его права быть таким, какой он есть. Как ни странно, серьезным умудренным взрослым людям удается исправить и изменить далеко не все, что заложено в них с детства, иногда груз неразрешенных детских проблем мы несем всю свою жизнь. Именно это послужило толчком создания Клуба «Молодая семья», на базе нашего детского сада, благодаря которому созданы условия для профилактической поддержки и педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками. Работа Клуба в целом является шагом в направлении формирования п едагогического мышления и культуры родителей. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической и педагогической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству», либо являются следствием, полученных представлений из социального окружения, средств массовой информации. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ. Это новая модель дошкольной образовательной системы- совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, поддержку родителей в решении сложных психолого- педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением, а педагоги и родители могут научиться лучше понимать друг друга. 3. Общая стратегия программы, ее цели, задачи, принципы и функции. Работа родительского Клуба «Молодая семья»- это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, ЦЕЛЬ которого повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности. ЗАДАЧИ: создать систему медико- педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства; повышать педагогическую культуру родителей; выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания; оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад; содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом. Работа клуба строится на основе следующих принципов: - удовлетворение познавательного интереса; - уважение плюрализма жизненных позиций; - обеспечение свободы мнений; - отказ от критики участников процесса обучения. Работа Клуба- это групповая работа с родителями реализующая несколько функций: - коммуникативную- функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности; - личностно- ориентированную- направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей; - содержательную- направленную на решение проблем; - инструментальную- позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления. Деятельность работы клуба «Молодая семья» направлена на повышение педагогической культуры родителей и предполагает: - из учение особенностей развития психических процессов детей на разных этапах дошкольного детства; - обеспечение эмоционального благополучия детей и родителей в условиях ДОУ; - формирование психолого- педагогической культуры семьи для полноценного психического и физическ ого развития личности ребенка; - знакомство с методами семейного воспитания. В своей работе опираемся на то, что родители, педагогический коллектив и медицинский персонал являются партнерами с единым пониманием целей и задач педагогического процесса. Максимально используем воспитательный потенциал коллектива и семьи в совместной работе с детьми. Организация деятельности клуба « Мой малыш » представлена в виде следующей модели: Заведующая, является руководителем и координатором работы всех педагог ических и медицинского работников ДОУ, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в различных областях семейного воспитания и непосредственно зан имается: - изучением запроса; - планируют мероприятия; - состав ляют развернутый план занятий; - проводя т целевую групповую и индивидуальную диагностику; - проводят самоанализ; - анализирую т продукты детской деятельности по теме; - готовят раздаточный материал; - информирует участников. Деятельность воспитателей, в свою оч ередь заключается в следующем: - подготовка м еста проведения, оборудования; - дополнительное информирование ро дителей о предстоящей встрече; - по дготовка наглядной информации; - участие в заседаниях клуба. Медицинский работник: - наблюдает за адаптацией детей; - проводит п рофилактические осмотры детей; - консультирует родителей по возникающим вопросам. Узкие специалисты: - консультируют родителей по вопросам развития, воспитания и обучения; - проводят педагогическую диагностику( по запросу) ФУНКЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ, ОРГАНИЗУЮЩИХ РАБОТУ КЛУБА: 1. Руководящая функция заключается в том, что бы осуществля т ь методическо е обеспечение занятий, предлага т ь программу работы. 2. Экспертная функция заключается в том, чтобы помогать участникам провести анализ работы. Экспертиза осуществляется через представление информации по проблеме и через анализ происходящего. 3. Аналитическая функция заключ ается в том, что обобщать и комментировать происходящее. 4. Посредническая функция заключается в организации общения родителей друг с другом. Особенно важно посредничество, когда кто- либо из родителей имеет негативное мнение о контакте с том или иным человеком в группе. Пед агогам также необходимо помогать родителям в отстаивании прав ребенка или отстаивает права ребенка самостоятельно, если родители не в состоянии это сделать. 5. Мобилизирующая функция заключается в том, чтобы мобилизовать усилия родителей на решение проблем, созда т ь в группе условия для эффективного взаимодействия. 6. Консультирующая функция заключается в обеспечении родителей не обходимой информацией и ответах на возникающие вопросы. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой. Основная форма проведения встреч- практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Главными элементами подготов ки занятия являются следующие: а) выбор темы занятия; б) определение целей занятия; в) изучение научно- методической литератур ы по рассматриваемой проблеме; г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; д) определение вида, формы и этапов занятия, способов и приемов сов местной работы его участников; е) приглашение родите лей и других участников Клуба; ж) разработка рекомендаций, памяток родителям; з) оборудование и оформление места проведения заседания Клуба. Выбор темы. Избираемая для обсуждения на заседании клуба тема не бывает случайной. Ее выбор, как правило, соответствует определенным критериям: - темы занятия соответствует потребностям и интересам большинства родителей. Это в свою очередь требует большой гибкости при планировании. - родители принимают участие в отборе и разработке тематики занятий. - выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех. Определение целей занятия. Це леобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения. В качестве целевых ориент иров определяются следующие: - повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу восп итания ребенка в семье и ДОУ; - содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизн едеятельность детского сада; - выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов ДОУ в деятельности п о развитию личности ребенка; - пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей; - подведение итогов работы Клуба за полугодие или год. Изучение научно- методической литературы. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку заседания Клуба, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность обращения педагогов, организующих работу Клуба, к научно- методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Проведение микроисследования. Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями используем разнообразные диагностические приемы. Во время работы, чтобы сохранять душевное спокойствие и конфиденциальность, каждый родитель обрабатывает тест о самом себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов не видит. Определение вида, формы и этапов заседания Клуба. В работе с родителями используем различные виды и формы проведения занятий. Дискуссия- совместное обсуждение какого- либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников Клуба. Круглый стол- беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными участниками. Симпозиум- более формализованное обсуждение, в ходе которого родители и педагог- психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы. Возможны любые другие формы занятия: тренинг, делова я игра, лекция- беседа и т. д. Тренинг- направлен на тренировку и развитие нужных качеств( умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр. ) Он представляет совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формир ования навыков самопознания. Деловая игра- модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Функции игры: - познавательная; - коммуникативная; - развивающая; - объединяющая; - психотерапевтическая Схема занятия в форме деловой игры: Создание игровой проблемной ситуации «Проживание» проблемной ситуа ции, развертывание игрового сюжета Подведение итогов, анализ игровых си туаций, обсуждение действий участников Приглашение родителей и других участников Клуба. Родителей целесообразно пригласить на заседание Клуба дважды: первый раз- за 2- 3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в Клубе, и второй раз- за 2- 3 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Приглашение может быть устным и письменным. Также стоит позаботиться о своевременном приглашении и других участников Клуба( медицинского работника, учителя- логопеда и других) . Подготовка решения заседания( занятия) , его рекомендаций, памяток. Решение- это обязательный элемент завершения заседания, т. к. очень важно, чтобы любое занятие имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы детского сада и семьи. Решение заседания разрабатывается ведущим Клуба в виде памяток, готовы х рекомендаций, консультаций. Оборудование и оформление места проведения родительского Клуба. Заседание Клуба проходит в уютном и красиво оформленном месте. На доске или плакате пишется тема и эпиграф к занятию, изображаются таблицы, диаграммы. В соответствии с избранной организационной формой занятия расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки и пр. Организация пространства играет немаловажную роль в процессе общения с родителями. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения личнос тного пространства. Ведущему важно правильно выбрать расстояние не только между ним и собеседником, но и также учесть расположение. Расположение участников друг против друга. Если мотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг друга. Такое расположение эффективно тогда, когда предстоит обсуждение, участники которого придерживаются противоположных точек зрения. Если мотивом взаимодействия является сотрудничество, то люди становятся или садятся рядом вполоборота. Треугольник. Такое расположение эффективно при обсуждении вопросов, требующих равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. В центре- психолог, в ыполняющий функцию посредника. Круглый стол. Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения, организации дискуссии. Роль психолога в таком взаимодействии, как правило, минимальна. Все участники находя тся в равном положении. С семьями проводится большая предварительная работа( анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и др. ) , с помощью которой выявляются их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных составляется тематический план работы клуба, который в течение учебного года корректируется и обновляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Условия работы клуба: Для более успешной работы Клуба важно выполнять следующие условия: - при формировании группы учитываются интересы участников; теоретический материал и практические задания подбираются с учетом сп ецифики интересов слушателей; - занятия проводиться в группах числе нностью от 10 до 20 человек; - занятия проводят одновременно два ведущих; - все участники обеспечиваются раздаточным материалом, ( необходимо наличие доски и стен дов для размещения плакатов) ; - занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников; - для проведения подвижных игр необхо димо свободное пространство; - для проведения некоторых упражнений( наприме р, рисуночных) необходим стол. С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации от них можно провести предварительное анкетирование. Ожидаемые результаты работы Клуба: В ходе работы Клуба должна быть реализована ег о основная идея- способствование установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества ро дителя с ребенком. Решая в ходе занятий различные практические задачи, родители должны приобрести: - новые навыки успешного взаимодействия с детьми; - обогатить свой опыт семейного воспитания; - расширить возможности понимания собственного ребенка; - улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком. Каждый родитель должен увидеть результаты собственной активности в воспита нии и развитии ребенка, а затем, и участие в этом, всего педагогического коллектива. » Расширение знаний родителей в вопросах детской психологии и педагогики, положительно сказалось на процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ КЛУБА « МОЙ МАЛЫШ » Данная программа состоит из десяти встреч, цель которых- дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей. Каждая встреча рассчитана на 1- 1, 5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих прав ил в организации работы клуба: - предмет дискуссии- дети и способы взаимодействия с ними родителей; - все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины; - ведущий не является абсолютн ым авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой. Основная форма проведения встреч- практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Занятие сос тоит из трех основных частей: - разминка; - основная часть; - заключительная часть. РАЗМИНКА. Это этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе. Здесь используются упражнения на сокращение эмоциональной дистанции, тренировку понимания невербального поведения, на снятие напряжения и т. п. На первом з аседании Клуба это могут быть: Игры в знакомства: «Игра в имена» Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, на любую букву, на все буквы. Например, имя Ольга – ослепительная улыбка, ле гка на подъем, голубоглазая… «Моя социальная роль» Педагог называет свое имя и свою значимую социальную роль: «Я – педагог». Затем по порядку каждый родитель н азывает свою социальную роль. «Хобби» каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только наглядное представление, найти партнера со сходными интересами. Далее идет презентация друг друга с опре делением точности совпадения. Кроме того, в работе используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благопр иятный психологический климат. Варианты приве тствия могут быть следующими: «Пожелания». Каждый участник группы по кругу встает, произносит какую- либо фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использова ть любой приветственный жест. «Танцевальный ». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего( звук колокольчика) каждый говорит что- то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад вас видеть» или « Какой заме чательный сегодня день» и пр. «Комплимент ». Участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Она состоит из нескольких этапов: - теоретического в виде мини- лекции или консультации по данной проблеме. Лекция – это знакомая форма трансляции, она позволяет представлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории, ее цель- сосредоточить внимание на вопросе, познакомить с новой информацией по пробле ме и научными подходами к ней. - п рактического, где отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т. д. Игры и игровые ситуации помогут избежать монотонности занятия, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей. Игры помогают родителям более непринужден но выполнять сложные задания. Примеры та ких игр: «Стул для вопросов»( один из участников садится на стул в центре комнаты, остальные задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой тематикой, в случае задержки или неправильного ответа, стул занимает т от, чей вопрос был последним) . «Из опыта воспитания»( участник по желанию может поделиться с остальными способами решения данной проблемы, исходя из собственного опыта воспитания детей) . «Пирамида знаний»( родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на занятии, можно строить пирамиду положительных эмоций, интере сных фактов, полезных советов. - д иагностического, способствующий собственному осознанию родителями своих проблем: тесты, опросни ки, проективные рисунки и т. д. Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышления и переживания, побуждая к самоанализу. - коррекционно- профилактического в виде аутотренинга, релаксации, упражнений на снятие психоэм оционального напряжения и др. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ З авершая занятие с родителями, целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали. На завершающем этапе заседания Клуба важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый родитель должен решать для себя, что на занятии подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать? Во время проведения процедуры обратной связи( в программе этот момент отмечен как «самооценка» или «рефлексия») в конце занятия можно использовать следующие прие мы: 1. Письменная форма( каждый участник отвечает на вопросы письменно) - чем полезна именно для вас данная встреча? - ваши пожелания на следующее занятие. . . и др. 2. Устная форма( продолжи фразу: «Работая с группой, я понял, что. . . . . » или по кругу передается мяч, и участники поочередно отвечают на вопросы тренера) . Возможны другие в арианты по усмотрению тренера. Так, например: «Рисунок дня». Родители выражают свое отношение к занятию с помощью соответствующего рисунка, поясняя при необход имости его смысл. «Чудесная сумка». Ведущий предлагает участникам Клуба ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобрет енных знаний, умений, навыков. «Блиц- опрос». Каждый участник делает короткое сообщение о занятии в 2- 3 предложениях. На этом этапе можно использовать домашнее задание: - продумать свою позицию или пов едение по какому- либо вопросу; - проанализировать свою жизненную с итуацию подобную предложенной; - вести дневник своих ощущений. Предполагаемый результат работы Клуба. В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании и детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей. ТЕМАТИЧЕ СКИЙ ПЛАН- ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА « МОЙ МАЛЫШ » № п/ п ТЕМАТИКА ЗАСЕДАНИЙ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СРОКИ Ответственные 20 22- 20 2 3 учебный год 1. «Родитель – это звучит гордо! » Беседа Август Воспитатель группы раннего возраста 2. «Адаптируемся вместе» Практикум Сентябрь Медсестра ДОУ 3. «Растим малыша здоровым » Консультация Октябрь Медсестра ДОУ 4. «Правила жизни моего ребёнка» Тренинг Ноябрь Воспитатель группы раннего возраста 5. «Мотивы детской истерики» Тренинг Декабрь Воспитатель группы раннего возраста с привлечение м психолога 6. «Что наша жизнь? . . . Игра! » Деловая игра Январь Воспитатель группы раннего возраста 7. «Ладушки, ладушки…»( о развитии мелкой моторики) Консультация Февраль Воспитатель группы раннего возраста 8. «Поговори со мною, мама»( развитие речи) Круглый стол Март Воспитатель группы ран. в озр. с привлечением логопеда 9. «В царстве упрямства и капризов… или кризис 3- х лет» Практикум Апрель воспитатель группы раннего возраста с привлечением психолога 10. Итоговое заседание( эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год) Круглый стол Май Воспитатель группы раннего возраста «Утверждаю» заведующ ий МБДОУ д/ с № 22 п. Стодолище_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С. В. Мартынова Приказ № 100 «А» от 30. 08. 20 22 г. ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ « МОЙ МАЛЫШ » 20 22 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. 1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого- медико- педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства. 1. 2. Основными принципами работы Клуба « Мой малыш » являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность. 1. 3. Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги, медсестра ДОУ. 1. 4. Непосредственным руководителем Клуба является заведующ ий ДОУ. 1. 5. Клуб « Мой малыш » осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением. 1. 6. Положение о Клубе утверждается заведующ им дошкольного образовательного учреждения. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА « МОЙ МАЛЫШ » 2. 1. Оказание психолого- медико- педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников. 2. 2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания. 2. 3. Повышение психолого- педагогической компетентности родителей. 2. 4. Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона. 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ КЛУБА « МОЙ МАЛЫШ » 3. 1. Родители- члены Клуба имеют право: - на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развит ия и адаптации ребенка в ДОУ; - на получение практической помощи в органи зации занятий с детьми дома; - на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей; - давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдел ьным вопросам; - участвовать в планировании работы Клуба; 3. 2. ДОУ имеет право: - на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного во спитания; - на внесение корректировки в план работы клуба «Молодая семья» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др. ; 3. 3. ДОУ обязано: - планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возра ста; - предоставлять территорию дл я проведения заседаний Клуба; - предоставлять квалифицированную консультативную и п рактическую помощь родителям; - соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания. 3. 4. Родители – члены Клуба обязаны: - уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования де тей; - соблюдать принцип конфид енциальности в работе Клуба; - принимать активное участие в заседаниях Клуба. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА « МОЙ МАЛЫШ » 4. 1. Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения. 4. 2. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагог ов ДОУ. 4. 3. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы. 4. 3. На итоговом заседании Клуба « Мой малыш » обсуждаются результаты работы, ее эффективность. 4. 4. Формы организации работы клуба « Мой малыш »: - круглый стол, - психологические тренинги, - практикумы, - решение педагогических ситуаций, - обсуждение и распространение опыта семейного воспитания. 5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА « МОЙ МАЛЫШ » 5. 1. Создание материально- технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др. 5. 2. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями. 5. 3. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами. 5. 4. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
- Использование интегрированного подхода на ступени дошкольного образования
- Внеклассное мероприятие "Математический бой"
- Статья "Формирование личности ребенка в семье"
- Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Что мы знаем о здоровье?»
- Решение строительных споров с профессиональными юристами