a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья по нейрогимнастики.

Автор: Чипчина Ирина Александровна Опубликовано: 2024-04-07 09:40:36

Документы для скачивания

Использование элементов нейрогимнастики в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста. И. А. Чипчина МБДОУ244 г. У льяновск Аннотация: Данная статья раскрывает эффективность работы по использованию кинезиологических упражнений и элементов нейрогимнастики в развитии ребенка. Статья содержит рекомендации по применению игр, упражнений, направленных на активизацию межполушарных взаимодействий. Ключевые слова: кинезиология, нейрогимнастика, личностное развитие дошкольника. Основы развития дошкольника начинают закладываться в дошкольном детстве. Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Развитию личности ребенка уделяется огромное внимание на дошкольной ступени образования. При реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования и в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в ДОО уделяется внимание развитию гармоничной личности ребенка по всем направлениям: познавательное, художественно- эстетическое, физическое, социально- коммуникативное и речевое развитие. В последние годы имеет место тенденция роста речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Поэтому перед педагогами стоя т задачи в выборе действенных методов и приемов в работе по речевому развитию. В особенности применение элементов кинезиологии и нейрогимнасти ки, которые позволяют восстанавливать работоспособность и продуктивность в деятельности у детей дошкольного возраста. Напомним, что к инезиологи я- наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях[ это наука о развитии головного мозга через движение. Нейрогимнастика – это телесно- ориентированных комплекс, который относится к кинезиологическим упражнениям позволяющих через тело воздействовать на мозговые структуры. . По наблюдениям педагогов – исследователей регулярные занятия с выше перечисленными приемами позволяют улучшать эмоционал ьн ый фон, способствуют раскрытию внутреннего потенциала ребенка, повышают уровень самооценки. На пр отяжении двух лет мы разработали и реализовываем проект с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Умная гимнастика» Выбор данной темы связан с тем, в дети нашей группы поступили в детский сад в возрасте трех лет. Большинство воспитанников группы на момент поступления имели задержку в развитии речи. Для повышения эффективности работы и развития речи дошкольников мы решили использовать элементы кинезиологии и нейрогимнастики. Цель проекта: развитие и активизация межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с применением кинезиологических упражнений и нейрогимнастики. Были поставлены следующие задачи: - развивать межполушарные взаимодействия мозга; ; - синхронизировать работу обеих рук; - развивать мелкую моторику у детей; - развивать речь у детей старшего дошкольного возраста; - сформировать комплексы упражнений по кинезиологии и нейроги мнасти для улучшения речи детей; - определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнасти ки у детей дошкольного возраста. В ходе диагностики было выявлено значительное количество детей с низким уровнем речевого развития. Таким образом, выявлена необходимость в применении дополнительных нетрадиционных форм в работе с детьми дошкольного возраста. Свою работу мы выстроили в два этапа: 1 этап – кинезиологические упражнения 2 эта п- элементы нейрогимнастики. На первом этапе мы состави ли комплекс упражнений которые способствуют активизации межполушарного взаимодействия, что в свою очередь влияет на эффективность работы по речевому развитию. Данный компле кс вкл ючает в себя дыхательные упражнения, самомас саж, артикуляционная гимнастика. На втором этапе мы начали использовать упражнения нейрогимнастики с детьми, которые включают механизм объединения мысли и движения. Гимнастика для мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы деятельности мозга. Все упражнения удобны в применении, а главное дети выполняют их с большим удовольствием, что является немаловажным фактором в развитии личности ребенка и создании благополучного эмоционального фона. Данная работа осуществлялась в утренние, вечерние режимные моменты, а так же в ходе совместной образовательной деятельности педагог с ребенком. Нами также был разработан ряд игр направленных на работу межполушарных взаимодействий коры головного мозга. С некоторыми дидактическими играми хотим ознакомить педагогов ДОО. Дидактическая игра « Ребро- кулак» Оборудование: карточки с наклеенными геометрическими фигурами. Цель: - развивать умственную способность и межполушарное взаимодействие головного мозга; - согласовывать действие обеих рук. Ход: Перед детьми кладется карточка с фигурами. Дети должны обеими руками выплнять одновременно действия. Ова л- ребро руки Кру г- кулак Прямоугольни к- ребро Лепесто к- кулак Сначала в медленном темпе, в дальнейшем с ускорением. Дидактическая « Разложи не ошибись! » Оборудование: ручки – 2шт, альбом- 2шт, карандаши- 2шт, ластик- 2шт. Цель: научить детей ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов Ход: Дети сидят за столами. Воспитатель говорит разные способы действий, которые ребенок должен выполнить Дети сначала раскладывают предметы одной рукой, затем обеими руками синхронно. Способы раскладки: - Положи ручку на альбом- Положи альбом на ручку- Положи карандаш между ластиком и альбомом. - Положи ластик ближе к карандашу, чем к альбому- Положи альбом слева от ручки, но справа от ластика. - Положи ручку справа от альбома и ластика». Дидактическая игра « Лабиринт» Оборудование: цветные фишки, игровое поле. Цель: - формировать у детей умение выполнять упражнения обеими руками; - способствовать развитию речевой компетенции дошкольников через активизацию межполушарного взаимодействия; - синхронизировать работу полушарий. Ход: Перед ребенком лежит игровое поле, на котором с одной стороны выкладываются цветные фишки. Ребенок должен ф ишки по очереди переместить с одного края поля на другое. Выполнять с комментированием напр авлений. Вести строго по линиям. Задание считается выполненным, когда все фишки одного края будут находиться на противоположном крае поля. Дидактическая игра « Крышечки» Оборудование: 3- поля с клеточками, 15 цветных крышечек. Цель: Способствовать развитию межполушарного развития мозга; - развивать усидчивость, мышление. Ход: Воспитатель на первом поле выкладывает рисунок из крышек. На двух других полях ребенок должен одновременно обеими руками повторить рисунок. Выполнять задание с комментированием( право, лево, вверх, вниз) Помимо этого дети выполняли задания индивидуального характера: раскраски, зеркальное отражение, графические задания с работой правой, левой руки и обеих одновременно. Применение данных упражнений всегда вызывает у детей положительн о- эмоциональный отклик среди детей старшего дошкольного возраста. Наблюдалась максимальная увлеченность детей. Но в данной работе были и сложности –э то синхронизация обеих рук, асинхронные движения рук, они вызывали у детей затруднения. Таким образом, мы пришли к выводу, что использование э лементов нейрогимнастики и кинезиологии в работе с дошкольниками дает более качественную результативность в формировании личности ребенка. Отдельным результатом применения комплекса упражнений нейрогимнастики и кинезиологии можно считать существенное улучшение речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Оставить комментарий: