Дидактические игры по патриотическому воспитанию
Документы для скачивания
Дидактические игры РАЗДЕЛ 1 . РОССИЯ – РОДНАЯ СТРАНА «Узнай наш флаг( герб) » Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге( гербе) , научить узнавать флаг( герб) России среди флагов( гербов) других стран. Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран( около 10) . Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз. «Флаг России» Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны( города, области, района, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают. Материал: полосы красного, синего и белого цвета Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России. «Герб России» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, ( района, области, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает. Материал: картинка герба, разрезанная на 6- 8 частей Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки. «Продолжи пословицу» Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. «Путешествие в страну часов» Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на Кремле есть самые главные часы нашей Родины. . Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, , затем изобрели часы…. «Подбери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры - Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла. «Подбери наряд кукле» Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре. , любовь к Родине, Родному краю Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов» Ход игры - Дети одевают куклу в национальную одежду. «Скажи какая» Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д. Ход игры : Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним словом и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т. д «Я имею право. » Цель. Расширить область правовых знаний детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» ( ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п. ) . Ход игры Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. «Отгадывание и толкование загадок об ( Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно- патриотическую тему. Материал: загадки и картинки с отгадками Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку «Иностранец» Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве. Ход игры Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет иностранец, который ничего не знает о нашей. . . ( стране, столице) . Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям ( например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка) . «Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать: О России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне. О Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита? В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз. «Кто в какой стране живет» Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран. Ход игры Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборном полотне выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг. Воспитатель. Кто живет в Америке? — Американцы. Кто живет в России? — Россияне. Кто живет в Японии? — Японцы. Кто живет в Китае? — Китайцы. Кто живет в Украине? — Украинцы. Кто живет в Грузии? — Грузины. Кто живет в Англии? — Англичане. Кто живет в Испании? — Испанцы. Кто живет в Литве? — Литовцы. Кто живет в Бразилии? — Бразильцы. «Русские матрёшки» Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно- прикладному искусству. Русская матрёшка- чудный сувенир Прославила Россию и покорила мир. Красой твоей любуемся, Мы взор не отводя. Матрёшка- чудо- куколка Все любим мы тебя! « Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. «Праздники» Цель: - ввести детей в круг основных праздников жизни своего народа; - развивать логику и мышление. Ход игры Карточки лежат на столе у детей. Дети внимательно смотрят и подбирают соответствующие друг другу картинки. Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым осуществить подбор соответствующих карточек. Игровое действие: Подбор нужных карточек. В комплект игры входит 12 карточек: 4 с видом праздников и по 2 карточки- с основными атрибутами к ним. В игре могут участвовать два игрока и более. «Назови кто» Цель: знакомить детей с главными людьми РФ( Путин, Шайгу, Медведев) . Материал: портреты известных соотечественников. Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. «Ассоциации» Цель игры: развивать умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений. Ход игры Педагог раздает детям одну карточку с изображением храма и несколько карточек – схем. Дети внимательно смотрят и подбирают к карточке, с изображением храма, соответствующую карточку – схему. Затем каждый ребенок объясняет свой выбор, говорит, что обозначает та или иная форма храма. Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек. Игровое действие: Поиск нужных карточек – схем. В комплект игры входят карточки – схемы и карточки с изображением храмов. В игре могут принимать участие 2- 4 человека. «Какие праздники ты знаешь? » Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, ( народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. Динамическая игра «Герб России» Герб страны – орёл двуглавый Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку Он Россию сохранил нарисовать руками круг На груди орла – щит красный, приложить руки к груди Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо- влево Скачет юноша прекрасный шаг на месте На серебряном коне. Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо, влево. И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс Злой дракон у ног лежит показать руками Подтверждает герб старинный Независимость страны. Для народов всей России Наши символы важны. поднять руки вверх «На суше, в небе, по воде, под водой( транспорт) » Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Ход игры: воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. «Почта» Цель: закрепить знания детей о городах России. Материал: почтовые конверты, открытки Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми. «Страны и народы" Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них «Богатства недр земли». Цель : расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми ( уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни) . Расширять представления детей о внутреннем строении земли Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли Ход игры- Воспитатель показывает детям картинку ( природное ископаемое) предлагает назвать его. РАЗДЕЛ 2. РОДНАЯ СТАНИЦА «Где я живу? » Цель: Учить детей свободно использовать свои знания о родной станице( селе, его своеобразии, основных отраслях производства) . Формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее. Игровое задание: заинтересовать других рассказом о родной станице. Материал: Художественные открытки или рисунки детей, изображающие станицу( село, где живут дети; картинки с изображением ведущих предприятий) . Ход игры Воспитатель показывает детям картинки с изображением тех товаров, которые производятся местной промышленностью. Просит вспомнить все, что они знают о родной станице( селе) . Предлагает им представит себя взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просит рассказать об этом так, чтобы другим тоже захотелось работать там же; проводится конкурс рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет о родной станице( селе, придумает больше вариантов. Как быть ему полезным. Игровое правило: Не повторять предыдущий ответ. Рассказывать увлекательно. «Дом, в котором я живу» Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге. Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома. Ход игры: рассмотреть рисунок дома- Для чего нужна крыша? ( Защищает от снега и дождя) - Для чего нужны стены? окна? ( Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: - Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму( папу, бабушку, дедушку? - А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? - По какому адресу находится твой дом? «Сложи картинку» Цель: закреплять знания детей о внешнем виде зданий станицы; учить складывать из частей целое. Ход игры 1. Ребенок собирает из частей картинку с видом детского сада, дома культуры и др. 2. Участвуют 2- 3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок. Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет картинки первым. Игровое действие: Подбор нужных частей картинок. В комплект игры входят картинки с видом музея, детского сада, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1- 3 человека. «Найди пару» Цель: закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах; развивать умение анализировать свой ответ. Ход игры Карточки с изображением учреждений станицы педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней. Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек. Игровое действие: Поиск нужных карточек. В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений станицы и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях. В игре могут принимать участие 2- 3 человека. «Герб города Курганинска» Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков. Материалы: шаблон- образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте. Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона- образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона- образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов- накладок. «Путешествие по городу» Цель: знакомить с родным городом Материал: альбом фотографий родного города Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. «Путешествие по родной станице» Цель: знакомить с родной станицей. Материал: альбом фотографий родной станицы. Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей станицы Константиновской, предлагает назвать их. «Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит: Я живу на … улице», ребёнок продолжает, называя свою улицу, и передаёт мяч соседу и т. д. «Родные улицы» Цель игры: в игровой форме закрепить названия улиц родной станицы. Ход игры Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. - Что такое улица? - Назовите части улицы( тротуар, мостовая, перекресток) . - Кто такие пешеходы? - Как надо переходить улицу? - На какой улице стоит наш детский сад? - Какие еще улицы вы знаете? В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше. «Жилище человека» Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба… «Наш детский сад». Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т. д. Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ «Что за ягода такая» Цель: познакомить детей с видами ягод и учить называть их; учить узнавать ягоды, которые произрастают в Краснодарском крае; развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям. Ход игры 1 вариант: Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку. 2 вариант: Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае. В комплект игры входят карточки с изображением ягод наших лесов. «Кто такой? » Цель: закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края; воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать. Ход игры 1 вариант: Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края. 2 вариант: Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу Краснодарского края, дети называют его. 3 вариант: Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную. Игровое правило: Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края и ряд карточек, содержащих животных занесенных в Красную книгу и нет. «На суше, в небе, по воде, под водой( животный мир) » Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки животного мира. Ход игры: воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. «Зеленая аптека» Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства. Ход игры Дети делятся на две команды. У одной команды картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух, облепиха. У второй команды картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом. По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор. - Подорожник прикладывают к ранке. - Из крапивы варят витаминные щи. - Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине. - Из одуванчика делают полезный салат. - Из мяты заваривают ароматный снотворный чай. - Из облепихи делают масло для смазывания ссадин. - Отвар цветков липы принимают при простуде. «С какого дерева листок» Цель игры: закрепить названия деревьев родного края. Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий листьев с участка. - С какого дерева прилетел этот листок? Дети отвечают: с дуба, с березы, с тополя, с ирги, с акации и т. д. «Природа и человек» Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал : картинки и иллюстрации по теме. Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось. «Птицы нашего края» Цель игры: формировать обобщённое представление у детей о зимующих и перелётных птицах: повадках, внешнем виде, питании, месте обитания. Варианты игры: 1. «Найди перелётных и зимующих птиц». Детям предлагается найти перелётных птиц и зимующих на картине. 2. «Отгадай и назови». Педагог загадывает загадку, ребёнок должен отгадать и найти птицу. 3. «Найди по описанию». Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. д. Ребёнок отгадывает и находит птицу. 4. «Найди, кого назову». Необходимо найти птицу по названию. 5. «Найди, о ком расскажу». Педагог подбирает заранее произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки. После прочтения, дети отгадывают и находят птицу. 6. «Опиши, а мы отгадаем». Ребёнок старшей и подготовительной группы может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают. 7. «Кого не стало? » Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог закрывает одну птицу. Дети по памяти называют, какой птицы не стало. 8. «Расскажи, чем питается». Педагог называет птицу, ребёнок находит и рассказывает, чем она питается. «У кого какой домик» Цель : закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища Материал : картинки и иллюстрации с изображением жилища животных. Ход игры : Медведю – берлога Белке – дупло «Малая красная книга» Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. Материал : малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц РАЗДЕЛ 4. ОНИ ПРОСЛАВИЛИ РОССИЮ «Русские богатыри» Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа. Ход игры На карте- портреты богатырей под цифрами. У детей цифры на столах. Воспитатель: - Отгадайте, о ком идет речь, и поднимите ту цифру. Вопросы: 1. О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает»( 2) ( Микула Селянинович) 2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. ( 4) ( Садко) 3. Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? ( 5) ( Святогор) 4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? ( 1) ( Вольга Всеславьевич) 5. Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? ( 3) ( Илья Муромец) ( 6, 7) «С кем бились богатыри» Цель: Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа. Ход игры В игре участвствует 2 команды: у каждой команды карта ( вложена в файл А3) и даны маркеры. За 1 минуту дети должны стрелками соединить богатырей с героями( Змей Горыныч, Соловей разбойник, Тугарин Змей) с которыми они бились. Получается игра многоразового использования. «Служу России» Цель: Учить подбирать воинскую должность к виду войск( например: танк- танкист) . Воспитывать любовь и уважение к Российской армии. Игровое действие: Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок( или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военную профессию. «Угадай- ка» Цель: уточнить и закрепить знание детей о писателях; развивать умение детей правильно называть автора и его произведения. Ход игры 1 вариант: Педагог зачитывает отрывок из произведения, дети называют произведение и автора, получают карточку – рисунок, закрывая окошко на своей карте. 2 вариант: Дети самостоятельно подбирают карты – рисунки произведений писателей. Игровое правило: Выигрывает тот, кто быстрее закроет все окошечки на карте. В комплект игры входят маленькие карточки с иллюстрациями к произведениям, большие карты с портретами поэтов и четырьмя делениями для маленьких карточек. «Великие соотечественники» Цель: Дать краткие сведения о некоторых знаменитых соотечественниках и научных областях, в которых они прославились. Вызвать желание узнать больше о родной стране и соотечественниках. Ход игры: Воспитатель предлагает разные варианты игры от простого - к сложному. 1. Показ портрета и краткий рассказ о личности. В конце рассказа подвести детей к выводу о его деятельности с показом и наложением маленькой карточки на большую. 2. Самостоятельное наложение детьми маленькой карточки на большую, с кратким пояснением. 3. Показ маленькой карточки и поиск соответствующего портрета, наложение их друг на друга. 4. Сообщение сведений о предложенных героях без показа, отгадывание детьми большой и маленькой карточки. «О ком говорю? » 5. Заранее неверно наложенные большие и маленькие карточки. Предложить детям найти ошибки и исправить. «Что не так? » «Слава Земли Русской» Цель: Закрепить представления детей о великих соотечественниках: художниках, полководцах, композиторах, детских поэтах, святых защитниках земли русской, об их достижениях. Материал: Альбом" Слава Земли Русской" . 2. Карточки с символами без цветного фона. 3. Кубик с точками на гранях, определяющий очередность. 4. Фишки. Правила игры: В игре участвуют от одного до пяти человек. Ведущий раскладывает на столе 5 карточек без фона размером( 7 на 9 см) . Дети по очереди листают книгу, определяя, в соответствии с символами, чем занимался человек, портрет которого находится на странице книги. Если ответ правильный, фон выбранного сектора и фон, на котором расположен портрет, совпадают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает ребенок набравший большее количество фишек. «Защитники Отечества» Цели: 1. Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2. Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества. Ход игры: Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом. РАЗДЕЛ 5. МОЯ СЕМЬЯ «Расскажи о своей семье» Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи. «Моих родителей зовут…» Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал: семейные фотоальбомы, мяч. Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи. «Какой подарок ( букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого. Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда. «Профессии» Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание. Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы. Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель. Кем именно они мечтают стать- отгадайте! Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией. «Как я дома помогаю? » Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал : Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома. «Все профессии важны». Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление. Материал: картинки с профессиями взрослых. Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны. «Кому что нужно для работы». Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление. Материал: большие картинки с профессиями взрослых( врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией. «Родословное дерево» Цель: расширить представление о семье; учить ориентироваться в родословных отношениях; пополнять знания о родных им людях; прививать любовь к ним. Материал: фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева. Ход игры: А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь( аналогично о бабушке? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. ( Информация о родословном дереве на обороте) . РАЗДЕЛ 6. В КРУГУ ДРУЗЕЙ «Оцени поступок» Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность. Материал: сюжетные картинки. Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя». «Комплименты» Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие. Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый! » Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети. «Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам ( женщинам) и мальчикам ( мужчинам) . Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. «Поиски добрых слов» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости. , связь слова и поступка, слово и отношение Материал: Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие. «Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д. Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине. «Назови ласково» Цель : совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно- ласкательные слова. знакомить с разными именами. Материал: Ход игры : Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля …. «Я люблю…» Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что- то или кого- то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. «Узнай о ком я говорю» Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.