"Мама - главное слово в каждой судьбе"
Цель: Формирование у детей уважительного отношения к маме, умение выразить ей свою любовь словами и действиями.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям представление, что мама – лучший друг, мама – самый любимый человек на свете.
Закреплять знание имен своих мам.
Закреплять знание, что мамы есть у всех
Формировать умение включаться в диалог, пользоваться простыми фразами.
Развивающие:
Способствовать развитию речи детей и активизации словаря
Развивать познавательную активность детей раннего возраста.
Развивать эмоциональную сферу детей раннего возраста (развитие симпатии, доброжелательности).
Развивать мелкую моторику рук, восприятие.
Развивать двигательные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и уважение к матери.
Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и рассказов о маме; беседы о маме, изготовление коллажа ко дню Матери.
Материалы и оборудование: петушок, письмо с фотографиями мам, фонограмма песни про маму, картинка- мама улыбается и мама грустит, два тазика (один с холодной ,второй с горячей водой). Полотенце.
Форма деятельности: беседа с элементами игры.
Ход
Звучит песня «Мама, первое слово…»
Дети заходят в группу, садятся на стульчики.
(Стук в дверь, заходит петушок.)
Петушок. Здравствуйте ребята! Я услышал песенку и пришел к вам.
О ком эта песня?
Дети: О маме
Воспитатель: Ребята давайте все вместе скажем – мама.
(Ответы индивидуальные, хоровые)
Воспитатель: Правильно ребята - песенка о маме!
Воспитатель. А вы знаете ребята, что осенью, в конце ноября, мы отмечаем праздник – день Матери.
А теперь предлагаю вам поиграть. Я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечайте
- «Ма-моч-ка!»
Кто пришёл ко мне с утра? – мамочка
Кто сказал: «Вставать пора!» - мамочка
Кашу кто успел сварить? – мамочка
Чаю в чашечку налить? – мамочка
Кто цветов в саду нарвал? – мамочка
Кто меня поцеловал? – мамочка
Кто ребячий любит смех? – мамочка
Кто на свете лучше всех? – мамочка!
Дети после каждого вопроса воспитателя дружно отвечают: «Мамочка!»
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько дел успевает сделать мама! У мамы добрые руки!
Обращается к детям
- Расскажи нам, пожалуйста, что делает (чем занимается) твоя мама дома?
Ответ ребёнка: Готовит еду, стирает бельё, убирает квартиру
Воспитатель: - А что твоя мама любит делать?
Ответ: Играет со мной в игры, гуляет, рисует.
Воспитатель: - Скажи нам, какую работу ты выполняешь вместе с мамой?
- Как ты помогаешь своей маме?
Ответ: Я убираю игрушки.
Воспитатель: Ребята петушок мне передал письмо, а в ней лежат фотографии мам. Он не знает, чьи мамы и как их зовут? Вы поможете ему?
(по очереди смотрят фото и дети говорят как зовут маму)
(словарная работа повтор имени мамы)
- Юля скажи, как зовут маму – скажи еще раз, громко и четко. (умничка)
Индивидуальные ответы детей
Воспитатель: Молодцы ребята все знают, как зовут свою маму.
- У наших мам много дел, забот. Как вы считаете, трудно мамам?
Ответ детей хором – да!
- Устают ли наши мамы? – да!
- Детям надо, как можно чаще радовать мам своим вниманием, заботой.
Предлагаю вам немного поиграть.
Проводится малоподвижная игра. «Маме надо отдохнуть»
Дети встают в круг
Воспитатель читает текст игры, дети выполняют движения соответственно тексту
Маме надо отдыхать (Дети стоят в кругу и грозят пальчиком)
Маме хочется поспать (ладошки под щёчку)
Я на цыпочках хожу (осторожная ходьба на носках)
Маму я не разбужу (приложить пальчик к губам « тс-с-с…»)
Воспитатель. Мама самая добрая и ласковая, у нее золотые руки и нежное сердце. Если у вас радость, она радуется вместе с вами. Если вам грустно, она успокоит вас и утешет. Поэтому, если вы любите свою маму, а я в этом не сомневаюсь, то, как только можно больше дарите маме радостных минут и как можно меньше доставляйте ей огорчение.
Воспитатель обращается ко всем детям.
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, бывает так, что мама сердится?
Ответы детей: Да, бывает.
Вопросы воспитателя к детям:
-Костя скажи нам, за что на тебя мама сердится?
Ответ: Я балуюсь, не помогаю, обижаю маму.
Воспитатель: - Если мама устала на работе, что-то болит у неё или она переживает за тебя,
- Какое у мамы настроение?
Ответ детей: Грустное, плохое и т.д.
Воспитатель: Умница, правильно.
- А если мама поёт песни, смеётся, какое настроение тогда у мамы?
Ответы детей: Весёлое, хорошее.
Проводится дидактическая игра «Наша мама»
Цель: определение эмоционального состояния мам на портретах.
Описание игры:
Перед детьми на стенде два портрета: на одном – мама смеётся, на другом – мама грустит.
Воспитатель просит внимательно рассмотреть эти портреты, читает им стихи, соответствующие настроению на портретах мам. Дети определяют эмоциональное состояние мамы на портрете.
Тексты стихов:
Тише , тише, тишина,
Наша мамочка больна!
Улыбнется мамочка
Ясно и тепло-
Вот уже и солнышко
В комнату вошло. (О.Дрид)
Вопросы:
-Когда мама болеет, какое у мамы настроение?
-Когда мама улыбается, какое у мамы настроение?
Просьба к ребёнку:
-Покажи, пожалуйста, на каком рисунке нарисована грустная мама?
-Покажи нам, на каком портрете мама улыбается?
Ответы:
-Мама улыбается, у неё хорошее настроение
-Мама болеет, у неё плохое настроение
Петушок. Молодцы ребята, все правильно определили настроение мамы.
Воспитатель: Мама, мамочка, мамуля.…Сколько тепла таит это простое слово, которым называют самого близкого, самого дорогого и единственного человека.
Воспитатель. Ребята, а вы любите свою маму?
Дети: Да
Воспитатель. Её нужно любить не только за то, что она для вас, что- то делает, а за то, что она ваша мама, она о вас заботится, обучает. Мама учит вас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится, оберегает. Готовит вам вкусную еду.
Наши мамы имеют ещё одну профессию - хозяйка дома. Дом держится на маме. Они готовят, убираются и очень многое умеют делать. А если мамы ещё работают? То вы должны мамам помогать!
А скажите, вы помогаете своей маме? А как вы ей помогаете?
Физкультминутка
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мамам надо помогать,»
Цель: развитие слухового восприятия, повышение или стабилизация работоспособности детей в период занятий.
Воспитатель. Что-то мы засиделись. Давайте немного разомнемся, а заодно вспомним, как нужно помогать маме!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мамам надо помогать,
Чтобы чистым был наш дом,
Веником мы пол метём.
А теперь без суеты
Моем тряпкою полы.
Всю посуду перемоем,
Стол к обеду мы накроем.
Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре – потянулись,
Наклонились,
Хорошо мы потрудились.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
(словарная работа- веник, тряпка, белье, посуда)
Хорошо ребята, садитесь!
Индивидуальные и хоровые ответы
Вот теперь я точно знаю, что вы можете помогать своим мамам. Из вас выйдут замечательные помощники.
Петушок. Ребята, а чтобы помочь маме убираться, надо узнать, какая вода в тазике холодная или горячая.
Игра: «Горячая - холодная»
Цель: развитие тактильных ощущений ребенка;
знакомство со свойствами воды (горячая, холодная);
активизация словаря: «вода», «горячая», «холодная»
Оснащение: два тазика (один с холодной ,второй с горячей водой; температура воды должна быть комфортной для ребенка — не очень холодной и не очень горячей), полотенце для рук.
Воспитатель: Маша скажи у тебя в тазике на ощупь, какая вода- холодная или горячая (ответы индивидуальные)
Воспитатель. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое – от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто бы солнышко в комнату вошло.
Чем больше мы будем помогать маме и меньше огорчать её, тем дольше мама будет молодой, красивой и здоровой.
Ребята, теперь вы знаем, какой праздник отмечает вся страна осенью в ноябре. Я думаю, что вам было интересно. Не забудьте поздравить своим любимых мам с праздником Днем матери и подарить теплые слова и любящие сердца!
Итог занятия.
Воспитатель: - О ком мы сегодня говорили? О маме.
(Ответы хоровые и индивидуальные (о маме))
-Кто самый дорогой, нежный, красивый и заботливый человек на свете?
(Ответы хоровые и индивидуальные ) (мама)
И в заключении я предлагаю фотографии наших мам прикрепить к доске и порадовать наших мам.
(Под фонограмму , песни про маму, дети выполняют работу)
Петушок говорит вам большое спасибо.
До свидания ребятки!
Мама – это радость, мама – это свет,
Мама – это счастье, мамы лучше нет!
Мама – это сказка, мама – это смех,
Мама – это ласка, мама любит всех!