16.04.2024. Конспект по познавательному развитию "Правила дорожного движения"
Документы для скачивания
Конспект занятия: «Правила дорожного движения». Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить применять ПДД на практике в различных ситуациях. Задачи: 1. Познавательные: - продолжать знакомить детей с элементами дороги; - п родолжать закреплять прав ила поведения на проезжей части, расш и рять знания детей о дорожных знаках, светофоре, о значении сигналов светофора. 2. Развивающие: - развивать психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие; - развивать связную речь; - развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД; - формировать умение составлять композицию, формировать умен ие вырезать круг из квадр а та, аккуратно пользоваться ножницами, клеем. 3. Воспитательные: - воспитывать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения; - воспитывать общую кул ь туру поведения на улице. Методы и приёмы: - наглядные методы- показ наглядных пособий, иллюстраций, показ образца; - словесные методы- рассказыва ние стихотворений, вопросы, бе седа, объяснение, рассказ педагога, ч тение, по яснение, инструк ции; - игровые методы- загадка, сюрпризный момент, игровая ситуация, вообра жаемая ситуация) ; - практические- выполнение апплика ции; - проблемные методы- диалогическое проблемное изложение, соз дание проблемной ситуации; - наглядно- практический метод обучения – моделирование; - создание эмоционально положительного настроя. Предварительная работа: бе седы на темы: «Сигналы светофора», «Зачем нужны дорожные знаки? »; чтение художественной литературы: В. Семерин «Запрещается- разрешается», М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице», отгадывание загадок по теме, заучивание стих о творений про светофор. Литература: Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице» С- Пб 2008 г. «Азбука безопасности» МЧС г. Воронеж 2011 г. Ход занятия. Введение в ситуацию. В группе на полу расположен макет перекрёстка. Дети входят в группу. Воспитатель ч итает детям зага д ку: Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? ( Медведь) После ответа детей воспитатель вносит и г рушку- медведя. - Сегодня Мишка пришел к нам в гости. Но он пришел не просто так, ему нужна ваша помощь. Основная часть. - Мишка, чем же мы можем тебе помочь? Мишка: - Я шел в магазин за медом, но на моем пути повстреч а лась автомобильная дорога. Я хотел перебежать ее, но машины ехали очень быстро и я испуга л ся. Я не знаю, как мне попасть на другую сторону, что бы продо л жить свой путь. - Знаешь, Мишка, я думаю, мы с ребятами сможем тебе помочь. Игра « Ответь правильно». Д ети встают в круг, воспит а тель в центре с мячом, кому из детей воспита тель бросает мяч, тот отвечает. Вопросы: - Где можно переходить автом о бильную дорогу? - У светофора 4 глаза? - Белые полосы на пешеходном переходе называются тигр? - Перебегать дорогу можно на красный сигнал пешеходного светофора? - Машины спят в кроватях? - Как называется дорога, по кот о рой ходят пешеходы? - Где люди ждут транспорт? - С кем можно переходить дор о гу? - Можно ли выбегать и играть на проезжей части? - По какой стороне тротуара надо идти? Воспитатель обращает внимание детей на перекресток. - Ребята, давайте посмотрим на наш перекресток, как вы думаете, ч то помогло бы Мишке перейти дорогу? ( Светофор и пешехо д ный переход. ) - Как светофор может помочь Мишке? ( Сигналом подскажет, когда можно переходить дорогу, а когда нельзя) . - А пешеходный переход? ( По д скажет где можно переходить дорогу) . Одобрение правильных ответов. - Ребята, давайте вспомним, к а кие стихотворения мы выучили про светофор. Дети рассказывают ранее в ы ученные стихотворения: Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети: Верно поступает тот, Кто лишь при зеленом свете Через улицу идет. * * * * * * * * * * * * * * * * * Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день и ночь- Зеленый, желтый, красный. Наш домик — светофор. Мы три родных брата, Мы светим с давних пор В дороге всем ребятам. Мишка: - Но на перекрестке так много светофоров. Какой же мне выбрать? - Да, светофоры бывают разные: транспортные и пешеходные – ( воспитатель показывает на два светофора) . Посмотрите р е бята, чем они отличаются? ( У одного светофора три окошечка, а у другого два. ) - Верно. Вот тра нспортный св е тофор( показывает) . Сколько у него сигналов, и какие? ( Три: к расный, желтый и зеленый. ) - Транспортный светофор служит помощникам для водителей. Он подсказывает им какое действие нужно совершить. Давайте вспомним, для чего нужны ра з личные сигналы светофора. - Красный сигнал( показывает красный кружок) …? ( Нужно о с тановиться. ) - Желтый сигнал( показывает желтый кружок) ? ( Приготовит ь ся ехать. ) - Зеленый сигнал ( показывает зеленый кружок) ? ( Можно ехать. ) - Все правильно. Для того что бы перейти дорогу мы с вами будем смотреть на пешеходный светофор. Он имеет только два сигнала – красный и зеленый. На кра с ный сигнал светофора мы дол ж ны …? ( Стоять. ) - А на зеленый сигнал светоф о ра…? ( Идти. ) - Верно. На самом сигнале светофора есть подсказки: на красном сигнале нарисован челов е чек, который стоит, а на зеленом – идущий человек. - А теперь давайте вместе пои г раем. Физкультминутка «Светофор». Постовой стоит упрямый( Ход ь ба на месте) . Людям машет: Не ходи! ( Движ е ния руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо( Руки перед собой) Пешеход, ты погоди! ( Руки в ст о роны) Посмотрите: улыбнулся( Руки на пояс, улыбка) Приглашает нас идти( Шагаем на месте) Вы, машины, не спешите( Хло п ки руками) Пешехода пропустите! ( Прыжки на месте) - Ребята, а где нужно переходить дорогу, если рядом нет светоф о ра? ( По пешеходному переходу( зебре) , подземному переходу. ) - Правильно, по пешеходному и подземному переходу, которые обозначаются специальными знаками и разметкой на дороге( воспитатель показывает д о рожные знаки «Пешеходный переход» и «Подземный переход», и плакаты с изображение да н ных переходов) . - Как вы думаете, почему для обозначения пешеходного пер е хода используют белые полоски? ( Потому что белый цвет хор о шо виден на дороге в темное время. ) - Но, ребята, прежде чем переходить дорогу, нико гда не забывайте, посмотреть на лево. Если пр о езжая часть свободна, и машины стоят, то можно идти. Дойдя до середины дороги, посмотри на право. Если машин нет, закончи переход. И всегда, переходя ул и цу — держи взрослого за руку. А если переходите на светофоре, то внимательно следите за сигнал а ми светофора. Воспитатель ч итает стихотвор е ние И. Лешкевич «Светофор». Перейти через дорогу Вам на улицах всегда И подскажут, и помогут Говорящие цвета. Красный цвет вам скажет «Нет! » Сдержанно и строго. Желтый свет вам даст совет Подождать немного. А зеленый свет горит – «Проходите», - говорит. - Надеюсь, Мишка, ты запомнил все правила, и теперь будешь п е реходить улицу правильно. - Миша, а в лесу есть светофоры? Мишка: Нет! И мои друзья, лесные звери, не знают, как перех о дить улицу. - Ребята, давайте поможем друзьям Мишки и выполним для них аппликацию «Светофор», чтобы и они познакомились с сигналами светофора. Дети садятся за столы, где приготовлены материалы для апплик а ции. Вместе с воспитателем дети вспоминают: - как правильно сидеть за столом, - последовательность работы, - правила работы с ножницами и клеем. - Скажите, а как правильно сидеть за столом? ( сидеть нужно прямо, так, чтобы спина кас а лась спинки стула, а ноги пола) . Воспитатель показывает образец готовой работы. - Какой формы светофор? ( Пр я моугольной. ) - Ещё раз обратите внимание, в какой последовательности ра с положены сигналы светофора. ( Сверху красный, посередине желтый, внизу зелёный) . Поясняет последовательность работы: - Сначала нужно отрезать от прямоугольника черной бумаги ровную полоску для столба св е тофора. Затем вырезать круги из квадратов цветной бумаги для сигналов светофора. Для этого срезаем углы квадрата от серед и ны одной из сторон к середине соседней стороны, закругляя срез. - Сначала вырезаем все детали, выкладываем части светофора на листе в правильной последов а тельности, затем приклеиваем. Вспоминаем технику безопасн о сти при работе с ножницами и клеем: Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вп е рёд. Не оставляй ножницы открыт ы ми. Не играй с ножницами, не подн о си ножницы к лицу. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения раб о ты на данном этапе. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом. Пальчиковая гимнастика « Д о рожных правил очень много ». Дорожных правил очень много( «грозят» пальчиками) . Раз- Внимание дорога! ( загиб а ют поочередно пальцы) . Два- сигналы светофора, Три – смотри дорожный знак, А четыре – «переход». Правила все надо знать( хлопки руками) И всегда их выполнять( показывают «класс! » большим пал ь цем) . Дети приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой, похвала героя и восп и тателя. Самоанализ выполненной раб о ты. Сравнение с образцом. - Ребята, посмотрите на свои работы. У всех сигналы светофора расположены в правильном п о рядке, как на образце? Молодцы! - Миша, посмотри, сколько реб я та сделали светофоров для твоих друзей. Теперь все лесные звери познакомятся с сигналами свет о фора. Заключительная часть. Миша приглашает детей пои г рать( игра «Светофор») . Правила игры: Когда дети увидят зеленый сигнал светофора, нужно маршир о вать на месте( начиная с левой ноги) ; когда желтый – хлопать в лад о ши; а когда красный – стоять и не двигаться. - Что мы сегодня делали? ( Пом о гали Мишке переходить дорогу правильно, делали аппликацию «Светофор» для лесных зверей) . - Сегодня мы с в ами помогли Мишке безопасно добраться до магазина. Надеюсь, что он запомнил, как переходить дорогу правильно, и всегда будет вним а тельно с ледить за сигналами св е тофора и дорожными знаки. И ещё мы сделали светофоры для друзей Мишки, лесных жителей, чтобы и они познакомились со светофором. - Светофоры, которые мы сег о дня сделали, мы передадим с Мишуткой его друзьям.