a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевая готовность к школе как залог успешного обучения

Опубликовано: 2015-02-09 14:37:30

Документы для скачивания

Куропаткина С.Ю., учитель-логопед

Речевая готовность к школе как залог успешного обучения.

Рекомендации для родителей

Уже через год ваш малыш станет первоклассником. Задайте себе вопрос: ”Умеет ли он говорить?” и дайте на него правильный ответ. Возможно, этот ответ не так прост, как кажется на первый взгляд. 
Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать всю систему знаний.

Человеческую речь можно поделить на устную и письменную. Если устной речью ребёнок овладел до школы, то письменной (чтением и письмом) — ему ещё только предстоит овладеть.

Простая закономерность: чем лучше развита у ребёнка ко времени поступления в школу устная речь, чем легче ему овладеть чтением и письмом.

У детей довольно часто наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов, например психолога и логопеда.

Как же определить, насколько высока речевая готовность к школе у вашего ребёнка? Есть ли какие-то трудности и проблемы, которые за год до поступления в школу, можно и нужно скорректировать? Нужна ли ребёнку помощь логопеда?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно оценить речь ребёнка по нескольким параметрам:





Правильность произношения.

До начала обучения грамоте ребёнок должен научиться правильно и чётко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме, и тогда в тетрадях вашего малыша будет множество ошибок.

Наличие фонематического слуха.

Фонематический (речевой слух) – умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Для его оценки предложите ребёнку записать несколько слов – не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове – столько и кружков. Например, слово “дом” надо изобразить тремя кружками, слово “мама” – четырьмя. Проверьте, правильно ли ребёнок понял задание, а затем диктуйте ребёнку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.

Умение различать звуки.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).

Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П , он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображённых на них, различаются только одним проверяемым звуком).

Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.



Состояние словарного запаса.

У ребёнка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нём должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Сформированность грамматических систем.

Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребёнок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребёнок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырём годам, а системой словообразования – к семи.

Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит: “доехал метром”, “под пальтом - свитер”, “горячее кофе”, “ложить карандаш”, ”бежи быстрее”, “пурганистый день”, “велосипедник – человек, который едет на велосипеде” и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).

Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс дошкольного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке), поэтому об её развитии у ребёнка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает название, передают реальные события (факты) – на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему могут дополняться какими-то деталями, не существовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Оставить комментарий: