"Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного озраста"
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст- это сказочная пора. У малыша появляются новые мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, возникают различные потребности. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают определенный кругозор, запас знаний, овладевают способами обследования внешних свой ств пр едметов. Хочется отметить, что именно в годы подготовки ребенка к школе очень важно играть с ним. Ведь именно в игре дети учатся применять имеющиеся у них знания, получают богатый чувственный опыт, развиваются все психические процессы. Именно поэтому очень важно играть с ребенком, т. е. руководить игрой, для того, чтобы игра была более целенаправленной, развивающейся, а также игра требует партнеров. . Не для кого не секрет, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга, это проекция кисти руки. Поэтому можно сделать вывод: развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует развитие мелкой моторики рук. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно- двигательной координации. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития формируются у детей все психические процессы( внимание, память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности- игровой, продуктивной, трудовой, предметной. «Мелкая моторика одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Зачем нужно развивать мелкую моторику Развитие мелкой моторики ребенка- тонких движений кистей и пальцев рук один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Если моторика недостаточно развита, то ребенок в школе сталкивается с такими затруднениями как, неспособность провести прямую линию( вертикальную, горизонтальную) . Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента( буквы, цифры, геометрической фигуры) . Неустойчивый почерк( неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов) Очень медленный темп письма. Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. В своей работе с детьми я использую различные игры. " Пальчиковые игры" - это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. " Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. " Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе" пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. К пальчиковым играм можно отнести Пальчиковый театр»- помогает решить ряд очень важных задач: Развивает точность и выразительность, координацию движений, Стимулирует развитие внимания, памяти и речи, Повышает усидчивость и концентрацию внимания. Доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. «Повтори движение» Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую- либо" фигуру" ( какие- то пальцы согнуты, какие- то выпрямлены- любая комбинация) . Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки- повторить" фигуру" . Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить( ведь взрослый сидит напротив) . Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом( а не напротив ребенка) . Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. Игра становится интересней если она проходит со стихами, ребенок развивает речь, п амять и моторику. Для развития мелкой моторики очень хорошо выполнять пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика самомассаж кистей и пальцев рук; Дайте ребенку круглую щетку( бигуди) для волос. Ребенок катает щетку( бигуди) между ладонями, приговаривая: " У сосны, у пихты, елки О чень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник" . пальчиковая гимнастика с предметами; Ребенок катает попрыгунчик( грецкий орех) между ладонями, поочередно между пальчиками и приговаривает: " Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех" . Два попрыгунчика( грецких ореха) ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого. пальчиковые кинезиологические упражнения Кинезиологи я- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развити я- это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать, Листья берёзы, Листья рябины, Листья у тополя И у осины, Листья дуба мы соберем Маме осенний букет отнесем. Игры с рисованием графические диктанты; штриховка; работа с трафаретами; рисунок по образцу; дорисовка( по принципу симметрии) ; Игры с предметами домашнего обихода. Шнуровка, нанизывание бусинок. Игры в резиночки. Мозаика. Пазлы. Лего Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детя м легко овладеть навыком письма.