a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка «Предметно-пространственная среда для детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Шаипова Неля Рафаэловна Опубликовано: 2024-05-14 19:35:43

Документы для скачивания

В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна быть трансформируема, вариативна, безопасна, функциональна, удовлетворять разнообразным потребностям и видам деятельности ребенка; являться средством реализации его творческих замыслов, способствовать появлению и поддержанию детской инициативы.

Когда начинаешь продумывать пространство группы общеразвивающей направленности, возникает вопросы: что будут делать дети в игровых развивающих центрах. В том числе и дошкольник с ОВЗ? Какие виды деятельности могут быть реализованы? Выявление проблем, их анализ, творческое обсуждение в педагогическом коллективе и с родителями воспитанников позволили нам усовершенствовать РППС группы, трансформированность и мобильность отдельных центров, что способствовало развитию детского потенциала, социализации детей с ОВЗ с учетом меняющихся интересов воспитанников. При РПСС – это единый комплекс, состоящий из многофункциональных центров.

 

«Зона идей».

Направлена на развитие и поддержание творческих способностей дошкольников, их инициативы, а также креативного мышления. Это многофункциональный центр, который используется во время совместной деятельности взрослого и детей, непрерывно-образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников. В центре идей есть подиум, который вертикально прикреплен к стене в виде шкафа. На стеллаже с прозрачными легкообрабатываемыми контейнерами хранятся костюмы для театрализованной деятельности. Основа подиума сделана в виде короба, который служит сценой, где каждому ребенку, даже стеснительному, хочется попробовать себя в роли артиста. Короб оснащен колесиками, поэтому его можно передвигать в любой часть комнаты. 

С обратной стороны подиум разделен на 4 секции квадратной формы. Каждая секция окрашена в свой цвет, в середине которой находится липучка, на которую можно прикрепить картинку, соответствующей теме игры. Данные секции можно использовать для дидактических игр. Дети могут реализовывать любые фантазии и идеи. Им предоставляется возможность развития интересного, занимательного сюжета игры по своему желанию, например «Магазин», «Больница».

 

 

«Зона успешного развития».

Создана для поддержания положительного психоэмоционального комфорта в группе и одновременно носит  развивающий эффект (сенсомоторный). Дизайн придуман таким образом, чтобы все предметы, которые находятся здесь, были доступными, безопасными и приятными на ощупь. Зона оформлена с использованием полупрозрачной материи, что создает  у ребенка ощущение уединения, а педагог может наблюдать за ним,  контролировать ситуацию. Зона разделена на две части:

Зона психоэмоционального комфорта

Зона сенсомоторного развития

В зоне сенсомоторного развития находятся мягкие модули разной формы основных цветов для сенсорного развития детей..Здесь же есть стол с песком и водой, для снятия напряжения.

В зоне психоэмоционального комфорта находится сухой душ , который играет роль уединения, т.е «уголок в уголке» (ребенок находится со всеми и в то же время уединяется).Разноцветные ленты приятно трогать , перебирать пальцами. Проходить сквозь них, касаясь частями тела. За разноцветными лентами расположен пуф-сиденье, наполненный гранулами. Поверхность пуфа способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела.

«Взаимодействие с родителями».

Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс является организация клуба «Заботливых родителей» . На заседаниях клуба разрабатываем и реализуем совместные проекты, которые позволяют заинтересовать родителей перспективами направлений развития детей и вовлекать их в жизнь группы. Родители активно и с увлечением предлагали свои идеи по ее созданию, распределили обязанности и их расходы по воплощению в жизнь , взяли на себя изготовление  конструкций ширм и зон. В течении учебного года дети совместно с родителями  принимали участие в подготовке театрализованной деятельности.

Подводя итоги работы по данному проекту, мы можем сказать, что наша развивающая предметно-пространственная среда достаточно актуальна,  усовершенствование образовательного пространства помогает  раскрыть потенциал дошкольников.

 

 

Оставить комментарий: