Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Пернатые друзья"
Документы для скачивания
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Пернатые друзья». Цель: формировать опыт понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов и образные выражения Задачи: Уточнить и закрепить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях, делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им и охранять. Материал: презентация, слайды с изображением птиц разных видов, кленовые листочки с загадками; иллюстрации и фотографии птиц, художественная литература, дидактические игры, карандаши. Предварительная работа: Разгадывание загадок, разучивание и повторение стихов, пословиц, поговорок о птицах. Просмотр фото- альбомов с изображением птиц. Ход. Воспитатель. Ребята, я сегодня шла на работу и вам передали горячий привет. Хотите знать кто? Отгадайте: Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это…( птицы) . Воспитатель. А у вас есть любимые птицы? Какие? ( Ответы детей) . Отгадайте загадки: 1. Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет Крошки собирает. ( Воробей) 2. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…. ( Снегири) 3. Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт ку – ку – ку – ку? ( Кукушка) 4. На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём? Хоть кругом и красота, Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться – Два могучих крыла У хозяина…. ( Орла) 5. Кто в беретке ярко – красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит Всё стучит, стучит, стучит . ( Дятел) «Составь рассказ о зимующей птице» План рассказа. Что это за птица? Из каких частей состоит её тело? Какого цвета части тела птицы? Это зимующая или перелётная птица? Где живёт птица? Чем она питается? Какую пользу приносит человеку? Воспитатель демонстрирует схему составления рассказа. Это снегирь. Снегирь – маленькая птичка. У неё есть голова, клюв, шея, брюшко, хвост, крылья, лапки. Тело покрыто перьями. На голове у снегиря чёрная шапочка, а грудка красная, поэтому его называют красногрудым. К нам снегирь прилетает зимой. Живёт он в лесу. Питается зимой плодами. Приносит пользу человеку и природе, так как поедает вредителей. Это голубь. Голубь – птица средней величины. У неё есть голова, клюв, шея, брюшко, хвост, крылья, лапки. Голуби – это городские птицы. Живут они на чердаках домов и на деревьях в парках. Питаются хлебными крошками, ягодами, семенами, которые находят на улицах. Воспитатель: Молодцы, ребята! - В- В какое время года птиц больше? Какие бывают птицы? - Почему одних называют перелётные, а других – зимующие? - А каких зимующих птиц вы знаете? - А почему всё- таки многие птицы улетают? Может они боятся морозов? Давайте, порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми…( им зимой не прокормиться) . Насекомоядных птиц легко отличить по клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Это такие птицы: скворец, ласточка, кукушка, дятел. Ребята, зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Голодные птицы сильно страдают от холода. Поэтому зимой надо обязательно подкармливать птиц, вывешивать кормушки. «Кто прилетел на кормушку? » Посмотрите на картинку и скажите: Кто на ветке дерева? – На ветке снегири. Кто под кормушкой? – Под кормушкой воробей. Кто на кормушке? – На кормушке синицы. Кто над деревом? – Над деревом сорока и голубь. Кто справа от дерева? - Справа от дерева голуби. Кто слева от дерева? - Слева от дерева вороны. Кто за деревом? – За деревом ворона. Кто перед деревом? – Перед деревом голубь. ( дети отвечают полным предложением) Воспитатель: Ребята, птицы улетели с кормушки, а пёрышки остались. Давайте разберёмся, чьи перья остались на кормушке. «Чьи перья? » Перья вороны ( чьи? ) – вороньи. Перья воробья ( чьи? ) – воробьиные. Перья голубя ( чьи? ) – голубиные. Перья сороки ( чьи? ) – сорочьи. Подуем на перышки. Игра" Птицы и Метель" . Первая часть- птицы свободно" летают" , вторая часть- птицы садятся в гнезда, прячутся, Метель морозит, облетая гнезда птиц. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? ( Нет) Воспитатель: Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой. Задание «Кто как голос подаёт? » Ворона ( что делает? ) - … каркает. Сорока ( что делает? ) - … стрекочет. Воробей ( что делает? ) - … чирикает. Сова ( что делает? ) - … ухает. Голубь ( что делает? ) - … воркует. Снегирь ( что делает? ) - … свистит. Воспитатель: Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по- разному подают голос. А чем они ещё отличаются? Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела. Воспитатель: Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта. Задание «Скажи одним словом» У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая. У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая. У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая. У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый. У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая. У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый. Воспитатель: Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие. Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички. З адание «Назови ласково» Голова - …( головка) Клюв – …( клювик) Лапы- …( лапки) Хвост- . . . ( хвостик) . Шея- …( шейка) . Перья- …( пёрышки) . Воспитатель. Вы знаете, что в русском языке много пословиц и поговорок. Пословицы, в которых говорится о птицах, часто используют в разных жизненных ситуациях. О трудолюбивых людях говорят: рано птица с гнезда поднялась, сытнее птенцов накормит; какая птица раньше проснулась, та и корм скорее нашла. О людях, которые важничают, хвастаются, говорят так: высоко летишь – где- то сядешь? О непослушных да непокорных: и на вольную птицу есть укорот – силки да тенёта. Наблюдая за птицами, люди часто соотносят их повадки с поведением человека, употребляя в речи различные образные выражения. Когда и о ком можно сказать «расчирикались»( «идут гуськом», «распетушились») ? Вы слышали раньше такие выражения? Дети пытаются объяснить смысл образных выражений, вспоминая повадки птиц. Воспитатель помогает. Воспитатель: Ребята, п ришло время поиграть по командам. Игра «Собери картинку» ( игра проходит под музыку) Ребенок добегает до мольберта, берёт деталь пазла и составляет картинку. Воспитатель: Какие птицы у вас получились? Синица и воробей. Присаживаемся за столы. Стихи? Воспитатель: Определите количество слогов в названии каждой птицы и проведите «дорожки» от картинок к схемам слов. Воспитатель: Назовите птиц в каждом прямоугольнике. Соедините их с той буквой, с которой они начинаются. Воспитатель: В названии какой птицы звук[ Л] встречается в начале слова, в какой – в середине, а в какой – в конце слова. В каком ряду в названии каждой птицы последний звук гласный? 1 голубь, снегирь, галка 2 сорока, ворона, синица. Воспитатель: Назовите птиц и подберите слово к схеме. Назовите птиц и подберите слово к схеме. Воспитатель: Расставьте буквы по порядку согласно цифрам и прочитайте зашифрованное предложение. Дети читают ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ! Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вами довольна! И ещё мне очень хочется узнать, как мы можем помочь птицам. Расскажите. ( Вместе с детьми сформулировать правила отношения к птицам) Правила: - Нельзя разорять гнёзда; - Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама – птица позаботиться о них. - Нельзя убивать птиц: они не только способны доставит нам радость, но и необходимы природе. - Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена – делать кормушки, не забывать класть туда корм. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о птицах. Это помогло вам справиться со всеми заданиями. Любите птиц, берегите их, помогайте в трудное для них время. С вами птиц мы называли, И рассказы составляли. Говорили и читали, Звуки в слове выделяли, Думали и размышляли. Здесь наш мир мы открывали, Знания приобретали. А теперь пришла пора Отдохнуть нам, детвора!