a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Роль сказки в развитии музыкальных способностей дошкольников

Автор: Дородных Елена Васильевна Опубликовано: 2024-05-17 09:24:44

Документы для скачивания

Особое место в художественно- эстетическом воспитании детей дошкольного возраста занимает музыкальная игра- сказка. Уникальность в том, что с ее помощью дошкольник получает не только социальный опыт, осваивает нравственные нормы и правила, развивается физически, но и накапливает опыт восприятия различных по жанру классических произведений, народной музыки. В процессе игры обнаруживаются музыкальные и актерские способности, развиваются все психические процессы, в том числе и воображение, которое, как известно, играет особую роль в создании чего- то нового. Музыкальная игра- сказка, представляющая собой сюжетно- ролевую игру, позволяет детям включаться в разные виды деятельности( восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность) . Знакомство со сказкой и еѐ персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребѐнка. Затем предложите ребѐнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально- дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. На первом этапе дети знакомятся с литературным произведением. Беседуя о сюжете сказки, разбираются вопросы нравственного поведения героев, их поступки анализируются, проводятся параллели с действительностью. Этот этап включает в себя слушание музыки, беседу об ее выразительности, изобразительности и соответствии образам сказки. Дети, на основе восприятия, выражают свои чувства и эмоции при помощи речи, мимики, жестов. Если же сказка сочиняется вместе с детьми, то используются такие технологии как: наглядное моделирование, шаблоны, «Сказочные кубики», «Сказочная карта» и т. д. , а также различные способы сочинения: «Сказка- малышка», « Сказка от стихов», «Сказка по кругу» и т. д. Нередко музыкальное произведение становится основой для сочинения. Музыкальные характеристики героев подбираются при помощи методов контрастного сопоставления произведений или наоборот, близких по окраске звучания. Уже на этом этапе можно предоставить возможность детям пробовать свои силы в танцевальных импровизациях. Второй этап – поисково- творческий. На этом этапе дети вслушиваются в музыку, различают и запоминают музыкальные характеристики сказочных образов, происходит поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. Сначала все дети исполняют одновременно одну роль, выражая свое отношение, чувства, переживания. Затем обсуждаются различные варианты и наиболее яркие «находки». Необходимо отмечать выразительность движений, которые будут свидетельствовать о накопленных двигательных, танцевальных навыках, а также о степени сформированности музыкального восприятия. На этом этапе дети меняются ролями и пробуют свои силы в создании всех образов сказки. У каждого ребенка появляется любимый образ, в котором наиболее естественно и ярко проявляются его творческие способности. В такой привлекательной деятельности дети легко овладевают новыми движениями и закрепляют имеющиеся у них умения. Освоив сказку в ритмопластике можно добавить реплики героев. В игре детям предоставляется возможность проявить творческие способности и в игре на ДМИ( детских музыкальных инструментах) , подбирая тембр звучания и манеру исполнения соответственно образам сказки. Третий этап – творческий. Дети выбирают себе роли. На этом этапе они уже овладели различными способами передачи образов, происходит закрепление и творческое применение усвоенного материала. Развитию творческих способностей в процессе ритмопластических, голосовых, пантомимических импровизаций способствует эмоциональная подача текста ведущим и, конечно же, атрибуты, костюмы, декорации. Детям нравится танцевать с различными предметами, особенно они помогают передать такие специфические образы как: «огонь», «Лунный зайчик», «снег», «туман» и т. д. В танцевальных импровизациях, где происходит развитие сюжета сказки: «строительство дома», «пожар», «преображение Федоры» и т. д. атрибуты очень важны, так как помогают ребенку более яркому и полному выражению образа. т анцах можно использовать самые разные атрибуты и предметы. Ленты разной длины, различного цвета султанчики, платочки и платки, детские музыкальные инструменты, некоторые предметы домашнего быта, спортивный инвентарь, детский строительный материал, модули. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребѐнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний. Именно в таких начинаниях ребѐнок может проявлять душевно- эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.

Оставить комментарий: