Сообщение «Проектный метод как современная образовательная технология в образовательной деятельности» 2022 г.
Документы для скачивания
С ообщение «Проектный метод как современная образовател ьная технология в образовательной деятельности » Воспитатель: Гобузова ОК. 2022г. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 10- 15 лет тому назад, поэтому нашей постоянной заботой является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных технологий и альтернативных форм ведения образовательного процесса. Перед нами, дошкольными работниками, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает педагогическая практика, такую возможность даёт технология проектной деятельности. В работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Он позволяет нам, педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Технология проектной деятельности содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса. По мнению Н. Е. Веракса одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, который пред ним поставил взрослый. Итак, что же такое проектная деятельность и как, она используется в ДОУ? Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с принятыми нормами и требованиями, она ориентирована на разработанные конспекты занятий, построение строгой логики перехода от одной части программы к другой. От ребенка требуется усвоение предложенных педагогом знаний, умений и навыков. Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для взрослого, чем для ребенка. Поэтому каждый педагог, используя технологию проектной деятельности, должен понимать ее отличие от традиционных форм работы. Проектная деятельность позволяет ребенку проявить себя как личность. Главное ее особенность в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы не заданы и не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Важно, чтобы педагог заранее продумывал возможные вариант материала. При планировании проекта следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: Первый – подражательско- исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3, 5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему; в этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. В практике современных дошкольных учреждений используются разнообразные виды проектов. И не зависимо от того, творческий это проект или исследовательский, он нуждается в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослого на каждом этапе его реализации. Первыми шагом воспитателя в работе над проектом является выбор темы. В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными крите риями отбора содержания проекта. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно практическая, художественно- речевая, трудовая, общения и т. д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольников любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом( планирование, среда) , начинается совместная работа воспитателя и детей. Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы: 1 этап – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. 2 этап – разработка совместного плана действий по достижению цели. На данном этапе проводится общее обсуждение. Используя модель «трёх вопросов», педагог совместно с детьми составляется план познавательной деятельности. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; старшим дошкольникам необходимо предоставить больше самостоятельности. Решением могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения могут являться дополнением или изменением к уже готовому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог сумел проявить гибкость в планировании и подчинить свой план интересам и мнениям детей. После составления совместного плана действий начинается 3 этап работы над проектом – практическая часть. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности( творческую, экспериментальную, продуктивную) . Задача воспитателя на данном этапе- создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы он смог додумать, попробовать, догадаться. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проб активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды. В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют технологию проектной деятельности, реализуя проекты разной направленности. Изучив методическую литературу, проанализировав прочитанное, я убедилась в эффективности использования данной технологии. Работу по проектной деятельности я веду на протяжении нескольких лет. Мною был разработаны следующие проекты: во 2 младшей группе «Терем- теремок». Данный проект позволил познакомить детей и родителей с театрализованной игрой; способствовал развитию выразительной речи, созданию благоприятных условий для общения между всеми участниками проекта в совместной деятельности. В средней группе дети были увлечены сказками Корнея Ивановича Чуковского и я решила с помощью проекта познакомить детей с этим замечательным детским писателем и расширить знания дошкольников о его творчестве. Был запланирован и удачно реализован проект «Сказки дедушки Корнея». Новый проект возник в рамках конкурса детского сада «Огород на окошке», о котором я расскажу подробнее. Чтобы вовлечь детей в проектную деятельность, был выбран знакомый персонаж Лунтик и от его имени создана проблемная ситуация. Дошкольники с увлечением рассмотрели семена различных овощей, поделились своими знаниями. Но пришли к выводу, что имеющихся знаний мало и необходимо ответить на большое количество вопросов. Было решено организовать огород, посадить семена на грядки и узнать, что с ними произойдет дальше. И начался познавательный процесс: вместе с детьми мы рассматривали книги, иллюстрации; беседовали об овощах, играли в дидактические игры. Наводящими вопросами, я подвела детей к тому, что можно обратиться за помощью к родителям. Когда необходимое было собрано, начался основной этап проекта: исследовательский, в ходе которого дети постепенно узнавали для себя что- то новое, делали открытия. В различных видах деятельности( экспериментальной, продуктивной, чтения, трудовой и др. ) вместе с Лунтиком дошкольники уточняли, расширяли свои представления о культурных растениях, об условиях их выращивания( свет, тепло, влага, уход) . Одновременно вели календари роста растений, сравнивали результаты на разных этапах, делали выводы. На заключительном этапе проектной деятельности была проведена беседа о проделанной работе, собран урожай. Дети получили положительные эмоции от результатов своего труда. Итогом проекта стало участие в конкурсе, которого дети с нетерпением ждали. В этом конкурсе мы заняли первое место, что очень порадовало детей, они с гордостью рассказывали всем о своей победе. На данный момент мы с детьми уже старшего дошкольного возраста работаем над проектом «Такие разные грибы». В процессе презентации были представлены лишь некоторые части подготовительного этапа. Тема детям очень интересна, мы планируем посредством разнообразных видов детской деятельности углубленно заняться ее изучением, а так же принять участие в XII Всероссийском конкурсе детского рисунка «Царство грибов». Об организации этого конкурса мы узнали из письма, которое пришло к нам в детский сад, что и послужило идеей данного проекта. Заключение. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду. По моему мнению, проектная деятельность является одним из методов развития креативности и повышения компетентности педагога. Благодаря ее направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий она помогает повысить качество образо вания.
- Проектная деятельность
- конспект занятия "Репка"
- Сообщение «Проектный метод как современная образовательная технология в образовательной деятельности» 2022 г.
- Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста" 2024г.
- Деловая игра «Использование наглядных пособий по приобщению детей к семейным ценностям» 2024г.