a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром природы «Дикие животные и их детёныши наших лесов для детей 5-6 лет» 2024г.

Автор: Гобузова Оксана Константиновна Опубликовано: 2024-05-19 23:39:20

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром природы «Дикие живо тные и их детёныши наших лесов для детей 5- 6 лет» Воспитатель: Гобузова О. К. Задачи Образовательная. Расширить знания детей о диких животных и их детёнышей наших лесов, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. Воспитательная. Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, и наблюдению за повадками животных. Развивающая. Работа по словообразованию по теме «Дикие животные и их детёныши наших лесов»: волк- волчонок- волчата, белка- бельчонок- бельчата, заяц- зайчонок- зайчата, лис- лиса- лисёнок- лисята, медведь- медведица- медвежонок- медвежата, и т. д. Предварительная работа: Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные». Дидактические игры: «Кто где живёт», «Дикие животные ». Рассматривание иллюстраций: Забота человека о диких животных, зоопарк. Беседы с детьми. Заучивание: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живёте? Что жуёте? », И. Токмакова «Медведь», А. Блок «Зайчик». Чтение русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц- хваста », « Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», П. Воронько «Хитрый ёжик». Разучивание пальчиковой гимнастики « Заяц», «Сидит белка на тележке». Разучивание физкультминуток «Дикие животные», «Звериная тропа». Подвижные игры: «Заяц Егорка», «Зайка беленький сидит». Материалы к занятию: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей, картинки на которых изображены дикие животные и их детёны ши. Ход занятия: Часть1 Воспитатель. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные- это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие- это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес. Заслушиваются короткие рассказы детей. Часть2 Как животные готовятся к зиме. Воспитатель. Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке- летом. ( белка) Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. ( воспитатель демонстрирует иллюстрации. ) Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. Так что голодать белочке зимой не приходиться. А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? ( Дети высказывают своё мнение) . А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов- лисы и волка. А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода кора. А вот и гла вные враги зайчишки – лиса и волк. Какой зверь опасный Ходит в шубке красной, Снег разгребает, Мышек хватает? ( Лиса) Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. На овчарку он похож: Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть. ( Волк) Волк хоть и не мен яет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? ( Дети высказывают своё мнение. ) Часть3 Животные, которые впадают в спячку. Воспитатель. А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели( ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Пробуждается от сна. ( Медведь) Физкультминутка «Дикие животные» Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки вверх, Шевелитесь, пальчики- Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадёмся тихо на носочка х, Как лисы бродят по лесочку Волк озирается кругом, И мы головки повернём. Теперь садимся тише, тише- Притихнем, словно в норках мыши. Ходит медведь по лесу, Топтался и рычал Хотел он очень меда А где достать- не знал. Часть4 Рассказы детей о диких животных. Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь. Для того чтобы очерёдность детей, можно провести игру «Волшебный мячик». Дети становятся в круг, берётся мяч небольшого размера. Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Правила игры: го ворить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить свое согласие с его высказыванием хлопками в ладоши своё несогласие топая ногами. План Название животного Что умеет делать? Чем питается? Как называется его детёныш? Как называется его жилище? Ребенок, взявший мяч, начинает рассказ о каком- либо животном, придерживаясь плана. Давайте вспомним о каких зверях мы сегодня говорили( ответы детей) . А что вы узнали интересного? ( Ответы. ) А кто из вас знает пословицы о животных, о природе? А ещё мы узнали, как нелегко зверям жить зимой, поэтому их нельзя обижать. Литература: О. А. Скорлупова. А. М. Федотова. Составила: Таратова Е. В. Дидактические игры: «Кто что делает? » Воспитатель: Волк Дети: … охотится, воет, грызёт, злится. Воспитатель: Медведь. Дети: …спит, переваливается, сосёт лапу, лакомится. Воспитатель: Лиса Дети: …крадётся, петляет, лакомится, заметает следы. Воспитатель: Заяц Дети: …прыгает, прячется, скачет, дрожит. Воспитатель: Ёж Дети: … копается, ползёт, сворачивается в клубок. Воспитатель: Белка Дети: …скачет, запасает, грызёт. - У одного из этих зверей не было домика. У кого? ( У зайца) - А у остальных зверей домики имели свое название. Какой у кого домик? «Чьё жилище? » Воспитатель: У медведя… Дети: …берлога. Воспитатель: У лисы Дети: …нора. Воспитатель: у белки Дети: …дупло. Воспитатель: у волка Дети: …логово. Воспитатель: у ежа Дети: …нора. - В этих уютных домиках появились на свет детёныши. Д/ И: «У кого кто? » У белки – бельчонок, бельчата. У медведя – медвежонок, медвежата. У волка – волчонок, волчата. У лисы – лисёнок, лисята. У зайца – зайчонок, зайчата. Д/ И «Назови маму» Медвежонок – у медведицы. Волчонок – у волчицы. Зайчонок – у зайчихи. Ежонок – у ежихи. Бельчонок – у белки. Д/ «Назови, кто кем стал? » Бельчонок стал белкой. Медвежонок стал медведем. Волчонок стал волком. Лисёнок стал лисой. Зайчонок стал зайцем. Ежонок стал ежом. Д/ И «Кто, что ест? » Воспитатель: Медведь ест… Дети: … рыбу, мёд. Воспитатель: Волк ест … Дети: …мясо, кости. Воспитатель: Лиса ест … Дети: …курочку, рыбу. Воспитатель: Заяц ест … Дети: … морковь, капусту. Воспитатель: Белка ест … Дети: …орешки, грибы. Д/ И «Какой? Какая? » Лиса – она рыжая, хитрая. Белка – она ловкая, трудолюбивая. Заяц – трусливый, мягкий, добрый. Физкультминутка: ” Звериная зарядка». Раз – присядка. ( Присесть) . Два – прыжок. ( Подпрыгнуть) . Это заячья зарядка «Ушки на макушки»- зайчики. А лисята как проснулись. ( Потереть кулачком глазки. ) Любят долго потянуться. ( Потянулись. ) Обязательно зевнуть. ( Повороты туловища. ) Рыжим хвостиком вильнуть. ( Движения бёдрами вправо – влево. ) А волчата спинку выгнуть. ( Наклоны вперёд. ) И легонечко подпрыгнуть. ( Прыжок вверх. ) Ну а мишка косолапый. ( Согнуть руки в локтях. ) Широко расставив лапы. ( Ноги на ширине плеч. ) То двумя то всеми вместе. ( Переступание с ноги на ногу. ) Долго топчется на месте. А кому зарядки мало. ( Руки развести в стороны. ) Начинайте всё сначала. Загадки по теме: Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. ( Заяц. ) Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну конечно это …. ( Белка. ) Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост – краса. Кто это? ( Лиса. ) В густом лесу под ёлкой, Осыпанной листвой, Лежит мешок с иголками, Колючий и живой. ( Ёж. ) Кто зимой холодной Бродит злой голодный? ( Волк. )

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы