Откуда азбука пришла.
Документы для скачивания
Конспект логопедического занятия на тему:
«Откуда азбука пришла?»
Цель: знакомство с историей возникновения славянской азбуки.
Задачи:
- познакомить детей с историей создания славянской азбуки Кириллом и Мифодием;
- закреплять представления о русском алфавите, вспомнить буквы;
- развивать фонематический слух, внимание, память;
- расширять словарный запас;
- воспитывать любовь и уважение к русской культуре, бережное отношение к книге.
Оборудование: плакаты с изображением древнего славянского и современного русского алфавита, различные буквари и азбуки, азбука с картинками из фетра, детская типография.
Ход занятия.
- Ребята, я к вам сегодня пришла с книжкой. Отгадайте, что это за книга?
Эта книга не простая,
По ней буквы изучают.
(Азбука)
- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)
- Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры.
- Ребята, как вы думаете зачем человеку нужна письменность, для чего мы учимся читать и писать?
- А вы знаете уже все буквы русского алфавита?
- Сейчас проверим.
- Давайте вспомним буквы и сделаем артикуляционную гимнастику.
- У меня в азбуке лежат еще буквы. Ой, по ним Жучок-буквоед прополз и испортил их. Придется нам восстановить буквы и дописать недостающие элементы.
Упражнение «Допиши букву».
- Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)
- Как вы думаете, азбука всегда была?
- Давайте посмотрим видео и узнаем, как появилась азбука.
Просмотр видео о создании Кириллом и Мифодием первой славянской азбуки.
- Вы запомнили, кто написал первую славянскую азбуку?
- Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово».
- Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится.
(дети складывают написанные на бумаге слоги)
Получилось слово «АЗБУКА».
- В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Физминутка
- Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?
- У кого имя начинается на букву «У» - топает, у кого имя начинается на «В»- хлопает, все остальные прыгают…
- У кого имя начинается на букву «Н» - крутит головой, у кого имя начинается на «С»- выполняет наклоны, все остальные приседают…
- Шло время и из алфавита одни трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так. (Показывает)
- Чем азбука для взрослых отличается от детской?
- Посмотрите, у меня тоже здесь азбука, но с нее рассыпались картинки. Давайте повесим их на свои места.
Игра «Собери азбуку».
- За долгое время в России сменилось много азбук и букварей. Ваши бабушки и дедушки учились по таким книгам.
- Сейчас в школе учатся по современным букварям.
- Я предлагаю каждому из вас сделать свою азбуку. Давайте напечатаем буквы, а картинки вы раскрасите в группе.
Печатание азбуки с помощью детской типографии.
- И в завершении нашего занятия давайте проверим ваше домашнее задание и послушаем стихи, которые вы выучили.
Дети читают стихи.
Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Не писать и не читать
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Что нас научили читать!
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
- Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит.