Картотека пальчиковых игр
Документы для скачивания
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №4»( дошкольное отделение 4) Подготовила: воспитатель Веремеенко А. В. «Пальчики здороваются» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй! » говорю Я соседней курице. Повстречал ежонка ёж: «Здравствуй, братец! Как живешь? » «Ладушки – ладушки» Цель: развивать ощущение собственных движений. Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом Ладушки – ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки! «Сорока – сорока» Цель: а ктивизировать движения пальцев рук. Ход игры: ( указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики м изинец, б езымянный, с редний, у казательный, б ольшой. Сорока – сорока Кашу варила Деток кормила Этому дала, Этому дала, Этому дала Этому дала, Этому дала «Как у нашего кота…» Цель: развивать мелкую моторику рук. Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки беленькие. «Этот пальчик – бабушка» Цель: а ктивизировать движения пальцев рук. Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! «Ладошки» Цель: р азвивать моторику рук. Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом Ладошки вверх Ладошки вниз, Ладошки на бочок – И сжали в кулачок. «Обезьянки» Цель: Развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку( спят) . Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто ст ряхиваем водичк у. Обезьянки вышли погулять, Обезьянки стали танцевать, И одна из них пошла домой поспать, Потому что надоело танцевать. «Мальчик – пальчик» Цель: а ктивизировать движения пальцев рук. Ход игры: д ети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, м оют ручки, п оглаживают указательный палец, с редний палец, б езымянный палец, м изинец. Пальчик – мальчик, где ты был? Я на речке братьев мыл. С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. «Бумажный мячик» Цель: Развивать моторику обеих рук. Ход игры: р ебёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик( нагрузка даётся попеременно на каждую руку) . Кистью руки отталкивать мячик Перекатывать мячик по столу. « Водичка, водичка…» Цель: р азвивать моторику обеих рук. Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; л адонями «умываем» лицо; п оморгать глазками; п отрите ладонями щеки; п ощёлкать зубами; ш ироко улыбнуться. Водичка, водичка… Умой моё личико. Чтобы глазки смотрели, Чтобы щечки краснели. И кусался зубок. Чтоб смеялся роток «Пальчик о пальчик» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик, хлопают в ладоши, топают ножками, закрыть лицо руками. Повторить 2 раза Пальчик о пальчик тук да тук Хлопай, хлопай, хлопай Ножками топай, топай Спрятались, спрятались Пальчик о пальчик тук да тук «1, 2, 3, 4, 5 вышли в садик погулять» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Ход игры: п альцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая н а подушечки; у казательным пальцем одной руки выполняем к руговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, п оглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке. Раз, два, три, четыре, пять – Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу. Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать. «Сидит белка на тележке» Цель: р азвивать моторику обеих рук. Ход игры: д ети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: б ольшой палец, у казательный палец, с редний палец, б езымянный, м изинец. Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Лисичке- сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому. Заиньке усатому. «Капуста» Цель: р азвивать моторику обеих кистей и пальцев рук. Ход игры: д вижения прямыми ладонями вверх, вниз; п оочерёдное поглаживан и е подушечек пальцев; п отирать кулачок о кулачок; с жимать и разжимать кулачки. Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмем, жмём. «Пальчики» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы. Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Раз – два – три – четыре – пять – Вышли пальчики гулять. Раз – два – три – четыре – пять – В домик спрятались опять. «Здравствуй, солнце золотое! » Цель: развивать движения пальцев рук Ход игры: п альцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голуб ое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! «Коготки» Цель: р азвивать моторику обеих рук. Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу! » несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками. У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! «На работу» Цель: а ктивизировать движения пальцев рук. Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…»- широко расставить пальцы в стороны. Большой палец встал один. Указательный- за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура! » На работу им пора. «Два маленьких кузнечика…» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. . Ход игры: у казательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу; п оглаживаем ладонями поверхность стола; п оочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой. Два маленьких кузнечика Потопали на речку. Воды они боялись И в речке не купались. На скрипочках играли – Всех рыбок распугали. «Маленькая мышка» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Ход игры: бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; р уки прижаты ладонями друг к другу, л ежат на тыльной стороне одной из рук на столе( коленях) . Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку Маленькая мышка По городу бежит. Глядит ко всем в окошки, И пальчиком грозит: «А кто не лёг в кроватку? А кто не хочет спать? Такого непослушного Я буду щекотать! » «Паучок» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение( дождик) . Хлопок ладонями по столу/ коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным- «Паучки» ползают по голове Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять по ветке. «Червячки» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе. Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь( движение ползущей гусеницы Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами Червячки пошли гулять. ( остальные пальцы поджаты к ладони) Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз Головой она кивает, Каркает: «Вот и обед! » раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди. «Шалун» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил. «Мизинчик» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Ход игры: к исть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга. Маленький Мизинчик Плачет, плачет, плачет. Безымянный не поймет: Что всё это значит? Средний пальчик очень важный, Не желает слушать. Указательный спросил: - Может, хочешь кушать? А большой бежит за рисом, Тащит рису ложку, Говорит: - Не надо плакать, На, поешь немножко! «Лягушка – попрыгушка» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук Ход игры: Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты Глазки на макушке, ( большой палец выполняет функцию нижней челюсти) , А все её слова – которые то раскрываются, то закрываются. Только «Ква! » да «Ква! ». А щёки раздувает И рот свой разевает, Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки, Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот» «На лесной лужайке» Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Ход игры: На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями Разыгрались зайки: Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши ногами топали, притопываем н ожками ушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, обеих рук Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку Глазками глядели, Машем руками Песенку пропели: «Ля- ля- ля! Ля- ля- ля! Ля- ля- ляйки! » Ах, какие весёлые зайки!