a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Автор: Иванова Светлана Владимировна Опубликовано: 2024-06-10 16:13:00

Документы для скачивания

Администрация муниципального образования « Кардымовский район» Смоленской области Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Кардымовская детская школа искусств » ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО» адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Срок обучения 8 лет Составитель программы: Иванова Светлана Владимировна преподаватель фортепиано 2022 г. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Современный педагог часто сталкивается с проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ныне в разных странах повсеместно вводится инклюзивное образование. В настоящее же время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания учащихся, в связи с чем, индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Данная категория учащихся является одной из самых сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые в последствие будут развиты и приумножены. Современный педагог часто сталкивается с проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ныне в разных странах повсеместно вводится инклюзивное образование. В настоящее же время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания учащихся, в связи с чем, индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Данная категория учащихся является одной из самых сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые в последствие будут развиты и приумножены. Данная программа предполагает восьмилетний срок реализации. Практическая составляющая работы педагога- музыканта, описанная в программе, основывается на базе определенных принципов обучения детей коррекционной группы, в основе которых лежит игровой метод работы: изучение нотной грамоты сопровождается использованием дидактического материала, настольных игр, чтением сказок, стихотворений и рассказов, решением головоломок и выполнением творческих заданий. Рекомендуемый учебный репертуар составляют в основном программные пьесы, которые на начальном этапе разучивания развертываются в ансамблевую партитуру. Совместная работа в диалоге с учителем и ролевые игры наиболее доступно и понятно показывают, как с помощью звука, тона, интонации можно рисовать картины природы, создавать разные настроения в музыкальной пьесе и находить в музыкальных картинках сказочных персонажей. Учитывая большую вероятность проблем с координацией движений у детей с особыми образовательными потребностями, программа предполагает строгую последовательность в разучивании штрихов на материале предложенных произведений, а также процесс закрепления полученных навыков подбором комплекса занимательных упражнений, пальчиковых игр и гимнастики. В свою очередь, предложенные в программе упражнения направлены не только на появление двигательной свободы и снятие напряжения, но и способствуют развитию интеллекта, ведь в процессе игры ребенок вынужден развивать ловкость левой руки до уровня правой, что оказывает влияние и на обмен информации между полушариями головного мозга. Также в выполнении упражнений на инструменте рекомендуется нажатие клавиш сопровождать пропеванием их названий, а при исполнении пьес использовать подтекстовку, т. к. подключение к работе тактильных ощущений с одновременным пропеванием нот способствует снятию напряжения и укрепляет речевые навыки. Программа предусматривает и проведение уроков- концертов для родителей. Для этого рекомендуется разучиваемые пьесы объединять в тематические циклы( «Три кита», «Времена года», «Веселый поезд») , чтобы ребенок более наглядно и осознанно обретал знания о средствах музыкальной выразительности, узнавал секреты превращения звука. Кроме того, проведение подобных мероприятий привлекает родителей в процесс обучения, дает возможность ребенку эмоционально выразить себя. Понимая значимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями, в программе наличествуют и элементы музыкотерапии: рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов. Программа содержит в себе комплекс различных видов урочной деятельности, что позволяет сочетать фазы психической нагрузки, двигательной активности и снятия психосоматического напряжения посредством элементов музыкотерапии, а также учитывает обобщение опыта работы с детьми данной целевой аудитории на уроках фортепиано в детской школе искусств. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Индивидуальная форма занятий в классе фортепиано дает преподавателю возможность на основе внимательного и всестороннего изучения индивидуальных возможностей учеников дифференцированно подходить к вопросам обучения и воспитания. Цель учебного предмета Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Задачи учебного предмета Задачами предмета «Фортепиано» являются: ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры; формирование навыков игры на музыкальном инструменте; приобретение знаний в области музыкальной грамоты; приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формированиеигровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе- развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху. Годовые требования 1 класс: По окончании учебного года обучающийся должен обладать: - знаниями нотной грамоты; - умениями пользоваться контрастными динамическими оттенками( forte, piano) ; - умениями подбора аппликатуры в пределах пятипальцевой позиции; - навыками прочтения нотного текста отдельно каждой рукой в медленном темпе; - навыками владения игровыми приёмами( nonlegato, legato, staccato) ; - навыками ровного ритмического исполнения В течение года ученик должен освоить: 6- 8 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров( песня, танец, марш) , этюды и ансамбли. Примерный репертуарный список Пьесы: Абелев Ю. «Грустная песенка» Барток Б. Пьеса; Б ер О. «Тёмный лес» Берлин П. «Пони звёздочка» Берлин П. «Марширующие поросята» Вебер К. М. Танец Качурбина М. «Мишка с куклой» Назарова Т. «Колыбельная» Телеман Г. Ф. Пьеса Селени И. Пьеса Торопова Н. «Полька для медвежонка» Торопова Н. «Вальсик» Торопова Н. «Баба- Яга» Торопова Н. «Колыбельная для Нади» Торопова Н. «Жук» Этюды: Барахтина Ю. Два этюда Беркович И. Этюд C- durГедике А. Этюд D- durГнесине Е. Этюд G- durГурлит К. Два этюда C- durКлементи М. Этюд e- moll Николаев А. Этюд C- dur Торопова Н. Этюд C- dur Торопова Н. Смелый этюд A- dur Торопова Н. ЭтюдB- dur Торопова Н. Этюд- упражнение D- durШитте Л. Этюд C- dur Ансамбли: Башкирская народная песня «На лодочке» Витлин В. «Кошечка» Кабалевский Д. «Про Петю» Польская народная песня «Мой Конёк» Прокофьев С. «Болтунья» Русская народная песня «В огороде» Шуман Р. «Совёнок» Польская народная песня «Танцевать два мишки вышли» 2 класс: По окончании учебного года обучающийся должен обладать: - знаниями нотной грамоты; - знаниями музыкальной терминологии; - умениями прочтения ритмических вариантов на 2, 3, 4 доли; - умениями пользоваться динамическими изменениями силы звука; - навыками разбора нотного текста отдельно каждой рукой; В течение года ученик должен освоить: 4- 5 музыкальных произведений: 2- 3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль. Примерный репертуарный список Пьесы: Бетховен Л. ван «Сурок» Геворкян Ю. «Обидели» Глинка М. «Полька» Гречанинов А. «В Разлуке» Денисов Э. «Ласковая песенка» Майкапар С. «Сказочка» Моцарт В. А. « Вальс»G- dur Торопова Н. «Прогулка» Торопова Н. «Цветок и бабочка» Шуман Р. «Марш» Этюды: Беренс Г. Этюд C- dur Беркович И. Этюд d- mollГедике А. Этюд G- durГнесина Е. Этюд D- durКлементи М. Этюд C- durКюнер К. Этюд C- durШитте Л. Этюд Es- dur Черни К. Этюд G- dur Юдина Э. Этюд D- dur Юдина Э. Этюд C- dur Ансамбли: Смирнова Н. «Хорошее настроение» Смирнова Н. «Чарльстон» Иорданский М. «Песенка про чибиса» Чайковский П. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин» Гречанинов А. «Весенним утром» Шуман Р. «Марш» Шуберт Ф. «Немецкий танец» 3 класс: По окончании учебного года обучающийся должен обладать: - знаниями нотной грамоты; - знаниями музыкальной терминологии; - умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро- ритмических особенностей произведений; - умениями пользоваться разнообразной динамикой( forte, mezzoforte, mezzopiano, piano) с применением crescendo и diminuendo; - навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры; В течение года ученик должен освоить: 4- 5 музыкальных произведений: 2- 3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль. Примерный репертуарный список Пьесы: Гречанинов А. Мазурка Майкапар С. Вальс Майкапар С. «Колыбельная» Майкапар С. «Дождик» Свиридов Г. «Упрямец» Симонова В. «Сказка о журавле и цапле» Торопова Н. «Шутка» Чайковский П. И. Старинная французская песенка Шуберт Ф. Немецкий танец Шуман Р. Марш Этюды: Б еренс Г. Этюд № 44, op. 70 Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176 Лемуан А. Этюд № 34, op. 37 Лемуан А. Этюд № 6, op. 37 Торопова Н. Этюд «Минутка» Торопова Н. «Весенний этюд» Черни К. ( Гермер) Этюд № 4, II тетрадь Черни К. ( Гермер) Этюд № 33, I тетрадь Шитте Л. . Этюд № 6, op. 108 ШиттеЛ. . Этюд № 17, op. 108 Ансамбли: Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин» Стравинский И. «Анданте» из цикла «Пять легких пьес» «Полька- Янка» белорусский танец обработка С. Дементьевой- Васильевой Брамс И. «Народная песня» Равель М. «Павана спящей красавицы» Моцарт В. «Весенняя песня» Бетховен Л. « Котрданс » Свиридов Г. «Романс»( отрывок) переложение И. Доброва 4 класс: По окончании учебного года обучающийся должен обладать: - знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста как отдельно каждой рукой, так и вместе; - умениями определять характер изучаемой музыки; - умениями самостоятельно находить метро- ритмические особенности произведений; умениями пользоваться динамическими оттенками( fortissimo, forte, mezzoforte, mezzopiano, piano, pianissimo, crescendo, diminuendo) ; - умениями подбора аппликатуры; - навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности; - навыками владения техническими приёмами( крупная, мелкая техника) ; - навыками слухового контроля; В течение года ученик должен освоить: 4- 5 музыкальных произведений: 2- 3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль. Примерный репертуарный список Пьесы: Г урилёв Л. две прелюдии Кабалевский Д. «Новелла» Кабалевский Д. « Медленный вальс» Мелартин Э. «Час голубого цвета» Прейер К. «Трещотка» Тамберг Э. «Кошка крадётся» Симонова В. «Листопад» Симонова В. «Романс» Чайковский П. И. «В церкви» Этюды Бертини Г. Этюд №18, op. 100 Кабалевский Д. Этюд a- mollЛемуан А. Этюд №6, op. 37 Лемуан А. Этюд №10, op. 37 Лешгорн А. Этюд B- durТамберг Э. Этюд C- dur №9, op. 13 Торопова Н. Этюд «Коррида» Хаджиев П. Этюд a- moll Черни К. ( Гермер) Этюд № 42, I тетрадь Черни К. ( Гермер) Этюд № 4, II тетрадь Ансамбли Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой » Глиэр Р. «Песня» соч. 41 Гнессина Е. Пьеса в 4 руки «Ладушки» Золотарёв В. 30 украинских песен в 4 руки: № 22, соч. 15 Иванов – Радкевич Н. «Марш» Иванов – Радкевич Н. «Гавот» Лядов А. «Протяжная», соч. 58 Лядов А. « Колыбельная», соч. 58 Островский А. «Девчонки и мальчишки» Прокофьев С. «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский» Чайковский П. Пять русских народных песен 5 класс: По окончании учебного года обучающийся должен обладать: - знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста; - умениями преодоления трудностей метро- ритмических особенностей произведений; - умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента; - уметь подбирать аппликатуру; - навыками владения основными техническими приёмами; - навыками слухового контроля; - навыками владения педализацией. В течение года ученик должен освоить: 4- 5 музыкальных произведений: 2- 3 пьесы, 1этюд, 1 ансамбль. Примерный репертуарный список Пьесы: А лександров А. Русская народная мелодия, соч. 76 Беркович И. Украинская песня Барток Б. Пьеса Григ Э. Вальс, соч. 38 Глиэр Р. Романс, соч. 31 Глинка М. Парощальный вальс Майкапар С. Токкатина, соч. 8 Свиридов Г. Зима Степовой Я. Прелюд, соч. 9 Этюды: Б еренс Г. Этюд a- mollБеренс Г. Этюд C- durБертиниА. . Этюд e- mollДювернуа Ж. G- durЛемуан А. Этюд C- durЛемуан А. Этюд G- dur Черни К. Этюд C- dur Черни К. Этюд № 28 D- du Черни К. Этюд № 1 C- durШитте Л. «Арпеджио» Ансамбли: Бетховен Л. ван «Марш» Бизе Ж. Пастораль f- moll Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Грибоедов А. Вальс e- moll Итальянская народная песня «Санта Лючия» Моцарт В. А. «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы « Сарочинская ярмарка» Штраус Й. «Анна- полька» Шуберт Ф. «Серенада» Примерная программа академического концерта 1 вариант: декабрь Барток Б. Пьеса Беркович И. Украинская песня май Дювернуа Ж. G- dur Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» 2 вариант: декабрь Свиридов Г. Зима Майкапар С. Токкатина, соч. 8 май Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы « Сарочинская ярмарка» Черни К. Этюд C- dur 3 вариант: декабрь Степовой Я. Прелюд, соч. 9 Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76 май Штраус Й. «Анна- полька» БертиниА. . Этюд e- moll 6 класс: По окончании учебного года обучающийся должен обладать: - знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста; - умениями справляться с метро- ритмическими особенностями произведений; - умениями пользоваться динамическими красками инструмента; - умениями подбора аппликатуры; - навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры; - навыками владения техническими приёмами( мелкая, крупная техника) ; В течение года ученик должен освоить: 4- 5 музыкальных произведений: 2- 3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль. Примерный репертуарный список Пьесы: Александров Ю. Грустный рассказ Александров Ю. Шутка Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1 Гречанинов А. «Жалоба» Дебюсси К. Маленький негритёнок Ипполитов – Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5 Кабалевский Д. Драматический фрагмент Соч. 27 № 18 Мусоргский М. Слеза Слонимский С. Дюймовочка Хачатурян А. Подражание народному( из «Детского альбома») Этюды: Аренский А. Этюд соч. 74, № 1 Беренс Г. Этюд соч. 61, № 28 Бертини А. Этюд соч. 29, № 10 Бургмюллер Ф. Весёлое настроение. Соч. 109, № 6 Крамер И. ( редакция Г. Бюлова, № 17) . Этюд D- dur Лазарев Э. Скерцино A- durЛешгорнА. . Этюд соч. 136, № 10 Майкапар С. Стаккато- прелюдия C- dur, соч. 31, № 4 Николаева Т. Тарантелла, соч. 19, № 7 Раков Н. Пятью пальцами Ансамбли: Брамс И. «В зелёных ивах дом стоит» Бетховен Л. «Марш» Вебер К. «Мазурка», соч. 10, № 4 Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт » Грибоедов А. Вальс e- mollГедике А. «Вальс» Итальянская народная песня «Санта Лючия» Свиридов Г. «Вальс» Кюи Ц. «Расплясались» Раков Н. «Мелодия» 7 класс: По окончании учебного года обучающийся должен обладать: - знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста; - умениями преодоления трудностей метро- ритмических особенностей произведений; - умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента; - умениями подбора аппликатуры; - навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры; - навыками владения техническими приёмами( мелкая, крупная техника) ; - навыками интонирования; - навыками слухового контроля; - навыками владения педализацией. В течение года обучающийся должен освоить: 4- 5 музыкальных произведений: 2- 3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль. Примерный репертуарный список Пьесы: Бунин В. Колыбельная из цикла «Лесные картинки» Гершвин Дж. «Колыбельная» Глиэр Г. «Романс» Дмитриев Г. « Гальярда » Кабалевский Д. «Новелла» Леденёв Р. «Оливер Твист» Парцхаладзе М. «Колыбельная» Раков Н. «Первая фиалка» Сорокин К. «Воспоминание» Этюды: Бертини А. Этюд A- dur, соч. 29, № 10 Бургмюллер Ф. Песня пряхи. Этюд D- dur, соч. 109, № 18 Беренс Г. Этюд g- moll соч. 21, № 28 Крамер И. ( редакция Г. Бюлова, №17) . Этюд D- dur Лазарев Э. Скерцино A- durЛешгорн А. Этюд A- dur, соч. 136, № 10 Майкапар С. Стаккато- прелюдия C- dur, соч. 31, № 4 Равина А. Гармонический этюд h- moll, соч. 50, № 7 Рачковский Ф. Токкатина Шитте Л. Этюд g- moll соч. 68, № 23 Ансамбли: Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин» Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин» Григ Э. «Норвежский танец» Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт » Гершвин Дж. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Крейн А. Пляска Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка» Свиридов Г. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Чайковский П. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик » Шостакович Д. «Звёздочки» из цикла Испанские песни 8 класс: По окончании учебного года обучающийся должен обладать: - знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора произведения; - умениями преодоления трудностей метро- ритмических особенностей произведений; - умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента; - умениями подбора аппликатуры; - навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры; - навыками владения техническими приёмами( мелкая, крупная техника) ; - навыками интонирования; - навыками слухового контроля; - навыками владения педализацией. В течение года обучающийся должен освоить: 3- 4 музыкальных произведений: 1- 2 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль. Примерный репертуарный список Пьесы: Бетховен Л. «К Элизе» Бородин А. «В Монастыре» Глинка М. «Разлука», ноктюрн Гречанинов А. «Осенняя песенка» Калинников Вас. «Грустная песенка» Керн Дж. «Дым» Моцарт В. А. «Фантазия» d- mollПахульский Г. «Прелюд» Регер М. «Листок из альбома» Шуберт Ф. «Музыкальный момент» Этюды: Богданов Ф. Этюд C- durГуммель И. Этюд, соч. 125, № 11 Гедике А. Этюд e- mollЗиринг В. Хроматический этюд соч. 31, № 3 Зиринг В. Этюд( Прялка) соч. 15, № 1 Косенко В. Этюд( Токкатина) Лешгорн А. Этюд, соч. 136, № 21 Мошковский М. Этюд, соч. 72, № 4 Черни К. Этюд, соч. 299, № 13 Черни К. Этюд, соч. 299, № 12 Ансамбли: Раков Н. Весеннее пробуждение Раков Н. Эксцентрический танец Раков Н. Поэтическая картинка Раков Н. Радостный порыв Свиридов Г. «Зимняя дорога» Хачатурян А. «Пляска пиратов» Хренников Т. Адажио из балета «Гусарская баллада» Читчян Г. Вардавар Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конёк- горбунок» Эшпай А. Венгерский танец График промежуточной и итоговой аттестации 1 класс: Академический концерт май 2 разнохарактерных произведения Ансамбль 2 класс: Академический концерт декабрь 2 разнохарактерных произведения Академический концерт май Этюд Ансамбль 3 класс: Академический концерт декабрь 2 разнохарактерных произведения Академический концерт май Этюд Ансамбль 4 класс: Академический концерт декабрь 2 разнохарактерных произведения Академический концерт май Этюд Ансамбль 5 класс: Академический концерт декабрь 2 разнохарактерных произведения Академический концерт май Этюд Ансамбль 6 класс: Академический концерт декабрь 2 разнохарактерных произведения Академический концерт май Этюд Ансамбль 7 класс: Академический концерт декабрь 2 разнохарактерных произведения Академический концерт май Этюд Ансамбль 8 класс: Академический концерт май Пьеса Этюд Ансамбль Список литературы 1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М. : «Советский композитор», 1992. – 91 с. 2. Баренбойм Л. , Брянская Ф. , Перунова Н. Путь к музицированию. – Л. : Советский композитор, 1979. – 352 с. 3. Гнесина Е. Фортепианная азбука. – М. : «Советский композитор», 1979. – 26 с. 4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с. 5. Королькова И. С. Крохе- музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть I. – Ростов- на- Дону: «Феникс», 2004. – 58 с. 6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 176 с. 7. Сафарова И. Э. Игры для организации пианистических движений( доинструментальный период) . – Екатеринбург, 1994. – 49 с. 8. Шаймухаметова Л. Н. , Исламгулова Р. Х. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках. – Уфа, 2000. – 160 с. 9. Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л. : «Музыка». – 1985. – 71 с.

Оставить комментарий: