a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад

Автор: Иванова Светлана Владимировна Опубликовано: 2024-06-10 16:39:25

Документы для скачивания

Иванова Светлана Владимировна преподаватель по классу фортепиано МБУДО «Кардымовская ДШИ» Елена Гнесина – музыкант- педагог, общественный деятель. Елена Фабиановна Гнесина – крупнейшая, поистине легендарная фигура в истории отечественной музыкальной культуры. Она сыграла огромную роль в развитии российского музыкального образования, высочайший уровень которого признан во всем мире. Елена Гнесина является одной из основательниц, директор, художественный руководитель и профессор музыкального училища и Музыкально- педагогического института им. Гнесиных. Сыграла выдающуюся роль в музыкальной жизни Москвы. Как педагог, Гнесина развивала лучшие традиции русской пианистической школы. Награждена орденами и медалями, в числе которых два ордена Ленина. Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2024 году 150- летия Елены Фабиановны Гнесиной. Сегодня в Москве есть несколько старейших учебных заведений, связанных с именем Гнесиных: детская музыкальная школа, специальная музыкальная школа, музыкальное училище и академия. Все они – олицетворение славной истории русского музыкального искусства. Каждое из этих учебных заведений представляет свое возрастное звено в долгом и кропотливом процессе обучения музыкантов, но все вместе они образуют единую, дружную семью. Ибо все они произошли из одного Гнесинского дома и неразрывно связаны с семьей блистательных музыкантов- педагогов – семьей Гнесиных.   Елена Гнесина родилась в  Ростове- на- Дону  в семье  раввина  Фабиана Осиповича Гнесина и его жены Беллы Исаевны- урожденной Флетцингер. Мать Елены была  подающей надежды певицей и пианисткой, ученицей Станислава Монюшко. После того как на свет один за другим появились двенадцать детей, она не смогла реализоваться профессионально, однако неустанно занималась музыкальным и культурным образованием своих детей. Семеро из них стали музыкантами. В семье Гнесиных постоянно звучала музыка.  Старшие сестры Гнесины, Евгения и Елена, начали свое музыкальное образование в Ростове- на- Дону, так как до переезда в Москву супруги Гнесины жили в этом городе.   Старшую дочь, Евгению, отправили в Московскую консерваторию едва ей исполнилось 14 лет. Затем настала очередь второй дочери, Елены. . Несмотря на то, что в дореволюционной России существовала жёсткая квота на количество студентов еврейской национальности, двух старших сестёр — Евгению и Елену — с лёгкостью приняли в Московскую консерваторию. Елена поступила в консерватория после трех классов гимназии. Евгению пригласил в свой класс будущий директор консерватории Василий Ильич Сафонов. Среди преподавателей Елены и Евгении так же были знаменитые композиторы А. С. Аренский и С. И. Танеев В 1890 году Сафронов пригласил для преподавания Феруччо Бузони, завоевавшего первое место на конкурсе, организованном А. Г. Рубинштейном, и передал обучение Елены ему. Ф. Бузони преподавал только один год. Все это время он настойчиво уговаривал Елену уехать с ним за границу, чтобы начать деятельность концертирующей пианистки. Но ученица была еще слишком молода. Композицией Елена занималась у Аренского. Её сверстниками и товарищами были А. Б. Гольденвейзер, Н. К. Литнер, Р. М. Глиэр, Е. А. Бекман- Щербина, А. Т. Гречанинов. Вслед за Еленой и Евгенией вскоре поступили в консерваторию и младшие сёстры: Мария и Елизавета. Рядом с ними в консерватории обучались высокоодарённые музыканты, ставшие впоследствии гордостью русского искусства: А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов. С тех пор жизнь неутомимых сестер неразрывно связана с Москвой, ставшей для них родным городом – городом, где они начали великое и новое дело. Российская империя достигла пика своего развития. В это время наблюдался небывалый взлет науки, литературы и искусства. Именно это время могло породить такой феномен, как сестры Гнесины. В Москве Елена жила под присмотром старшей сестры Евгении. С самого детства Елена Гнесина отличалась веселым, озорным нравом, жизнелюбием и энергией. Повзрослев, она не утратила живости характера. В консерватории, несмотря на постоянные озорные проделки, Елена быстро обратила на себя внимание огромным музыкантским талантом. В образовательных классах Московской консерватории Елена знакомится с Сергеем Рахманиновым, с которым она сидела за одной партой. Сергей помогал Елена по французскому языку, а она ему – в задачах по гармонии. Рахманинов навещал сестер Гнесиных в их квартире, и она становились первыми слушателями его произведений. В квартире Гнесиных проходили заседания «Кружка молодых музыкантов»- в который входили студенты консерватории. Неожиданно пришла грустная новость: Фабиан Осипович умер. Помимо семейного горя, это означало, что оплачивать обучение детей теперь некому. Вероятно, именно тогда у Елены возникла идея начать преподавать, а затем открыть собственное, пусть и маленькое, учебное заведение. Консерваторию Елена окончила с серебряной медалью и сразу же начала концертировать как солирующая пианистка, ансамблистка и аккомпаниатор. Выступала в этом качестве она с Л. В. Собиновым и П. А. Хохловым. К ак только третья сестра, Мария, завершит консерваторский курс у старших сестёр возникла идея объединить свои усилия в области педагогики, и было решено создать своё музыкальное учебное заведение Сёстры сначала организовали музыкальную школу. Пока школа располагала только одним роялем, на приобретение второго просто не было средств.  Все организационные дела по училищу взяла на себя Елена. Сначала педагогический коллектив состоял только из трёх сестёр Гнесиных. Но уже в 1901, окончив консерваторию, в этот коллектив влилась четвёртая сестра, Елизавета, и появился класс скрипки. Одной из первых выпускниц училища была самая младшая сестра Ольга, Она обучалась у Елены Фабиановны, впоследствии которая тоже стала преподавать в училище. Так 15 февраля, когда в училище пришла первая ученица, 1895 года было основано музыкальное училище. Официальными основательницами стали три сёстры — Елена, Евгения и Мария. Старшая сестра Елена Фабиановна была директором и художественным руководителем училища. Она вела фортепианный класс, методику преподавания фортепиано и написала несколько знаменитых учебников, в числе которых широко известная «Фортепианная азбука». Евгения Фабиановна преподавала фортепиано и теорию музыки. Она осуществляла общее художественное руководство училищем. Сёстры не только вели специальные классы игры на фортепиано и скрипке, но и теоретические, хоровые, ансамблевые. Последним дисциплинам придавалось очень большое значение — этим училище Гнесиных существенно отличалось от других частных учебных заведений Москвы. Кроме того, Гнесинское училище было первым в Москве музыкальным заведением, где появился детский школьный хор. У чилище молодых сестёр получило такую известность, что в него стали поступать взрослые ученики, готовившиеся к дальнейшей учёбе в консерваториях- Московской, Петербургской, Лейпцигской. Сёстры стали привлекать для преподавания музыкантов, в чьей квалификации и добросовестности они были уверены. Такими преподавателями стали выдающиеся композиторы Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов, известная пианистка Е. А. Бекман- Щербина. В 1902 был снят небольшой деревянный особнячок на Собачьей площадке, 5. В этом доме семья Гнесиных и их учебное заведение прожили более полувека. Вскоре Елена Фабиановна знакомиться с Луначарским( первым наркомом просвещения) , что впоследствии помогло сохранению и развитию училища после революции. В 1919 по решению Луначарского, училищу был придан статус Государственной музыкальной школы. В 1923 году брат Гнесиных Михаил, талантливый композитор и пианист, закончивший Санкт- Петербургскую консерваторию у Н.  С.  Римского- Корсакова, создал отдел композиции и теории музыки.   В 1925 музыкальная школа была преобразована в Государственный музыкальный техникум имени Гнесиных. В 1936 техникум был преобразован в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных. Практически с самого начала это учебное заведение возглавляла Елена Фабиановна Гнесина. Человек необычайной воли, энергии, талантливый педагог и организатор, она воспитала огромную плеяду музыкантов. Елена Фабиановна была очень умелым администратором, очень серьезно относилась к уровню сложности программы- чтобы требования были посильны для учащихся. Любые вопросы решала с большим количеством людей, в чем проявлялась её демократическая направленность. Она была депутатом Моссовета, к ней шли с просьбами. Когда началась война сестры Елизавета и Ольга, брат Михаил сразу эвакуировались из Москвы, а Елена Фабиановна колебалась. Несколько месяцев она провела в Казани, работала в училище, но не выдержала и в январе 1942 года вернулась в Москву. Сразу же стала хлопотать об отоплении здания училища, о пайках для студентов. Весной 1942 года она добилась возобновления строительства нового здания на улице Воровского. Со второй половины 1942 года Елена Фабиановна стала собирать педагогов из эвакуации, добиваться для них пропусков, снова вернулась к мысли о создании института, писала письма, ходатайствовала в разные инстанции. И вот результат – в марте 1944 года вышло постановление правительства об организации в Москве Музыкально – педагогического института имени Гнесиных. Как ликовала, как радовалась Е. Ф. Гнесина! Это был лучший подарок к её 70- летию. С этого времени жизнь Елены Фабиановны стала еще более напряженной и насыщенной. Организация института, разработка его структуры, устава, учебных планов, подбор педагогических кадров, размещение нового учебного заведения – все эти вопросы решались при её активном участии. И хотя новое здание еще не было выстроено, осенью 1944 года институт принял первых студентов в старых двух зданиях на Собачьей площадке. В это же время Елена Фабиановна вела строительство нового учебного здания. К осени 1946 года первая очередь здания была построена. Институт переехал в него. При институте учреждалась специальная школа – десятилетка для одаренных детей. Хлопот с ней было особенно много. Школа стала действовать с осени 1946 года. Так сложился комплекс из четырёх учебных заведений: института, училища, спецшколы и детской школы- семилетки, возглавляемых Еленой Фабиановной. Постепенно стали открываться новые факультеты- сначала хоровых дирижёров, потом – народных инструментов. Институт Гнесиных был первым ВУЗом, открывшим заочное отделение. Сначала открыли приём только на историко – теоретический факультет, разрабатывали программу, учебные планы, методику преподавания. Первыми студентами были педагоги училищ, учились увлеченно. К началу 70- х годов все учебные заведения им. Гнесиных находились в апогее своего роста. Елена Фабиановна вместе со своими соратниками деятельно ими руководила, причем вникала во все детали, такие, как поведение студентов, их отношение к инструментам, мебели, их материальные и жилищные проблемы, убранство помещений, содержание их в чистоте, не говоря уже об учебном процессе. Квартира Е. Ф. Гнесиной находилась в центре учебного здания( ныне там музей- квартира Е. Ф. Гнесиной) и ей не мешали звуки, студенты могли играть практически за её дверью. У Елены Фабиановны была редкая черта характера, в известной мере свойственная всем Гнесиным – совершенное отсутствие чувства личной собственности. Она могла, не задумываясь, отдать для нужд учебного заведения гостиный стол, кресло, настольную лампу с кружевным абажуром, нужную для оперного класса, скатерть для приема гостей, картину для зала. Она, как и её сёстры, не имела дачи, машины, денежных сбережений не потому, что это было не по средствам, а потому, что все мысли, интересы были направлены на процветание учебных заведений. Жизнь вне дела и забот для Е. Ф. Гнесиной была немыслима. В целом Елена Фабиановна Гнесина – это человек- эпоха, уникальное явление в нашей культуре, это особая страница в российском музыкальном образовании. Ее вклад в отечественную культуру до сих пор по достоинству не оценен. Она почти семьдесят два года посвятила делу воспитания подрастающего поколения и не только открыла новые горизонты в музыкальном искусстве, особенно в области педагогики, но и предложила принципиально новую художественную концепцию музыкального воспитания. Этот талантливый учитель относится к числу наиболее выдающихся личностей советского периода, сыгравших огромную роль в становлении и развитии российского профессионального музыкального образования. Педагогика Елены Фабиановны оказалась тем культурно- историческим феноменом, в котором переплелись в единый клубок основные принципы «серебряного века» – времени становления в России профессионального музыкального образования. Формирования отечественных музыкальных школ и системы музыкальной педагогики. Елена Фабиановна Гнесина не оставила после себя многотомных трудов по педагогике, но ее просветительская и педагогическая деятельность – это знаковое явление в отечественной культуре XX столетия, неисчерпаемое по силе музыкального воздействия. Она создала не только школу, но положила начало целому культурному миру, казалось бы, невозможному в советской действительности. Она обладала неиссякаемой волей и энергией, иначе ни в послереволюционной буре, ни в военные времена учебное заведение бы не выстояло. Всего за годы существования вуз окончили более 14 тысяч специалистов. Одни из самых знаменитых выпускников института являются Е. Светланов, М. Таривердиев, В. Федосеев, Т. Докшицер, Л. Зыкина, К. Иванов, Е. Кисин, Ю. Казаков, И. Кобзон, Н. Некрасов, А. Рудин, В. Дашкевич, Д. Тухманов и многие другие. Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей и современных исполнителей вышло из студенческих коллективов института- академии — такие, как Московский государственный камерный хор под управлением В. Минина, Фольклорный ансамбль под руководством Д. Покровского и другие. В 1969 был основан Мемориальный музей- квартира Ел. Ф. Гнесиной. В музее полностью сохранены прижизненная мемориальная обстановка квартиры, архив и библиотека Ел. Ф. Гнесиной( 1874- 1967) . Представлены материалы за столетний период: о деятельности легендарного музыканта и педагога Ел. Ф. Гнесиной, о семье Гнесиных — выдающихся музыкантах, создавших уникальную российскую систему музыкального образования; об истории учебных заведений им. Гнесиных и их выдающихся представителях; о круге общения Гнесиных, включавшем множество крупнейших деятелей культуры. Список литературы 1. Большая советская энциклопедия  :  [ в 30 т. ]  / гл. ред.   А. М. Прохоров.  — 3- е изд.  — М.  : Советская энциклопедия, 1969—1978. 2. Булатова Л. Б. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной. - М. : Музыка, 1976. 3. Гнесина Е. Ф. Воспоминания современников. Сост. М. Э. Риттих, 2 изд. , перераб. и доп. - М. , 2003. 4. Розина Т. С. Художественно- педагогическое общение в современном образовательном пространстве. Кафедра худ- го обр- я АПК и ППРО, Москва, 2007 5. Интернет ресурсы

Оставить комментарий: