Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)»
Документы для скачивания
Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия( сендплей) » Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, стала работа с песком( сендплей) . Она взяла начало от древних детских игр с этим любимым материалом. При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег. Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать. Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние. Песок состоит из отдельных песчинок, которые символизируют индивидуальность человека, а песочная масса- жизнь во Вселенной. Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что- то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто- то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено- просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия. Не стоит также игнорировать коррекционно- развивающие ресурсы занятий с песком в работе с детьми, имеющими недостатки развития. В песочнице создаются дополнительные возможности для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Итак, имеем дополнительный эффект в решении традиционных учебных и развивающих задач: с одной стороны, значительно усиливается мотивация ребенка к учебной деятельности, с другой- интенсивнее и гармоничнее развиваются познавательные процессы. Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно- кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством. Мешкая в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений. Метод сендплея( песочной игры) предоставляет неограниченные возможности для организации интегрированной деятельности дошкольников. Следовательно, нет ничего проще и доступнее, удобнее и разнообразнее, естественного и объемного, чем песочная игра. Другими словами, использование песочницы на практике дает комплексный учебный, терапевтический и воспитательный эффекты. Работу с песком можно органично вплетать в образовательно- воспитательный процесс, который способствует развитию творческого потенциала детей, дает возможность эффективно организовать коррекционную работу. Средства реализации Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды. Для работы с песком понадобятся: - Песочница( большая( 140х100х8) для работы с подгруппой из 6- 8 детей и небольшие( 50х70х8) для индивидуальной работы или работы в парах) - Песок; - Вода; - Набор миниатюрных фигурок; - Природные материалы( камни, ракушки, шишки и т. д. ) ; Психологи рекомендуют, чтобы цвет песочнице сочетал в себе краски дерева, неба и воды. Эти цвета успокаивающе влияют на человека. Наряду с песочницей следует разместить все необходимое для опытов, экспериментов: набор миниатюрных фигурок для обыгрывания зданий и сооружений из песка, природный материал и тому подобное. Работа с песком имеет многовекторную направленность. Для примеров есть несколько направлений ее влияния. Ожидаемые результаты Формирование у детей ключевых составляющих жизненной компетентности: - ценностное отношение к миру; - вера в собственные возможности; - базовые качества личности- самостоятельность, человечность, трудолюбие, наблюдательность, креативность- развитость практических умений, творческих способностей; Консультация для родителей «Песочные игры» Уважаемые родители! 1. Игра с песком- одна из форм естественной деятельности детей. Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает у нее в сознании. Создавая сама свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником, она не боится что- то менять, ломать старое или строить новое. В работе с песком все проще: если сделал что- то не так, проведи ладонью по песку и начни сначала. Песочные игры не только интересные но и полезны. Игра с песком эффективна в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, для детей с нарушением речи. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает более воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Во- первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком. Во- вторых, развивается творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке. В- третьих, развивается речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами. В- четвертых, развиваются коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре. В- пятых, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Именно поэтому мы предлагаем Вам, уважаемые родители, сделать мини- песочницу дома, или играть с ребенком в песочнице на улице в теплое время года. ( Играть с ребенком в песочные игры дома или на улице в теплое время года) 2. Как сделать песочницу дома? Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или пластмассовый ящик( коробку, поднос) . Песком заполняется 1/ 3 ящика. Перед использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в духовке. Материалы и предметы, используемые для игры: - вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные герои: добрые и злые. - природные объекты: камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т. п. ; - игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт; - объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т. п. ; - пластмассовые и деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры; 3. Мы предлагаем вам несколько игр с песком для детей старшего дошкольного возраста: - Во- первых, рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности. Давай сначала смочим песок Игра «Следы»: - Упражнение «Идут медвежата»- сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой; - Упражнение «Прыгают зайцы»- будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками( потом 4 и 5 пальчиками) - «Ползут змейки»- сначала расслабленными пальчиками( показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем( в разных направлениях) . А теперь выполним упражнение ребром ладони. - «Бегут жучки»- двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»; - «Ожерелье для мамы» - из чего делают бусы? ( из бусинок) . А на что нанизывают бусинки? ( На ниточку) . Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из камней и фасоли. ( Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал) . А теперь предлагаем математические игры с песком: - «Сколько? » - я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь соответствующей цифрой ( 7 каштанов, 8 желудей) - «Соседи» - соседи - это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найти своих соседей. Проведи дорожки пальчиком. - «Геометрическая мозаика» - выложи из мозаики фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Как эти фигуры можно назвать? ( Четырехугольниками) Почему? Сколько сторон у любого четырехугольника? У какой фигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, которые не имеют углов. ( Уважаемые родители, геометрические фигуры, цифры можно преподавать, рисовать по образцу, по памяти, или словесными указаниями взрослого) Сейчас предлагаем игры по обучению грамоте и речевого развития: - «Кто спрятался? » - необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/ последний звук в слове; ( Тянуть звук) - «Веселые превращения» - нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а ее в Ь - Б - Д - Т; - «Угадай» - я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое- то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям. ( Психолог. Уважаемые родители, при выполнении этого упражнения сначала вместе с ребенком рассмотрите животное, составьте о нем предложения, дайте образец ответа и загадайте животное сами, а потом предложите ребенку составить сначала предложения, а потом рассказ- загадку) 4. Уважаемые родители! Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке: - Подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка; - Выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей; - Поощряйте фантазию и творческий подход. Успехов Вам!