a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия "Прогулка по городу мастеров"

Автор: Назарова Елена Борисовна Опубликовано: 2024-06-18 10:35:03

Документы для скачивания

З аняти е по патриотическому развитию в старшей группе «Прогулка по городу мастеров» Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре. Задачи: Образовательные: • обобщить знания детей о народных промыслах: дымковская игрушка, хохломская роспись, русская матрешка, павлово- п о садские платки с их характерными особенностями; • закрепить навыки рисования элементов хохломской росписи; Развивающие: • развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; . Воспитательные: • Воспитывать чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. • Воспитывать умение работать в командах. • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народно- прикладному искусству. Материалы и оборудование: Билет в город мастеров, карточки для игры" Что лишнее" , платки, картинки для рассматривания, полоски с элементами хохломского узора, матрёшки для игры" Подбери узор" , кусочки тканей, красная нить. Ход деятельности I. Организационный момент. Воспитатель: ( в русском народном сарафане) : Добро пожаловать, гости дорогие. Давно я вас жду- поджидаю, праздника без вас не начинаю. Сегодня здесь открывается ярмарка народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки». Много разных поговорок, пословиц о труде сложил великий русский народ. Как вы понимаете смысл пословиц: Труд человека кормит, а лень портит. Умелые руки не знают скуки. Землю красит солнце, а человека труд. Сделал дело – гуляй смело. Воспитатель: Молодцы. Послушайте старую добрую сказку. Жила- была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали ее за это Марьей- искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил ее и понес в свое царство. А Марьюшка превратилась в прекрасную жар- птицу и стала ронять на землю красивые перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Воспитатель: Сегодня, предлагаю вам пройтись по городу мастеров. Но сначала прошу вас надеть браслеты( разноцветные чтобы дети поделились на группы в дальнейшем) - это ваш билет для посещения города мастеров. ( ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ НАРОДНАЯ ТИХО ПОКА ДЕТИ ПОДХОДЯТ) Воспитатель: Мы с вами очутились на Дымковской улице. В большом селе Дымково на Вятке родилась дымковская игрушка. М астера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают разноцветными кружочками, клеточками, полосками, точками, прямыми и волнистыми линиями, сеточками и получается разноцветный орнамент. Веселые игрушки отличались яркими красками. Игрушку называют ласково «дымка». Откуда, как вы думаете, такое название? В давние времена жители этого села лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой все село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушку. ( Дети отвечают. ) Воспитатель: • Что же это за игрушки? Давайте рассмотрим. ( картинки) Индюк, барыня, конь. Что общего у этих игрушек? Белый фон, яркие краски, геометрические узоры: кружочки, клеточки, точки, полоски. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках- сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней. Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг –символ солнца. И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них — свистульки. Они изготавливались для старинного праздника «свистопляска» или «свистунья». Воспитатель: Игра «Что лишнее» Обратите внимание на эту дымковскую барышню. Рассмотрите, какими узорами украшен ее наряд. Перед вами на столе лежат карточки и карандаши. Возьмите по одной карточке, рассмотрите – Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку? ( Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать- быть мастером своего дела. ) Воспитатель: Продолжаем нашу прогулку по городу мастеров. Много лет назад возник хохломской промысел. Делали эту посуду в большом селе Хохлома. По названию этого села стали называть её хохломской. Золотой краской расписывали деревянную посуду, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. В хохломской росписи есть цвета черный, красный. Встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». Деревянная посуда была распространена на Руси с древних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть и на столе у барина, и в избе крестьянина, и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», « кудринкой ». Существует определенная последовательность выполнения хохломской росписи. Каждый мастер, прежде чем нанести узор на посуду, оттачивал мастерство на бумаге, тренируясь в изображении элементов росписи. Воспитатель: Я предлагаю вам попробовать самим повторить элементы узора. Пальчиковая гимнастика: Много ль надо нам ребята, Для умелых наших рук, Кисти, краски и бумага, Карандаш и клей наш друг. Листики резные, бусинки цветные, Ягодки лесные, камушки речные. Станут украшением даже семена. Ручки поработают Будет красота! ( полоски с элементами. «Продолжи узор») . 3. Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете на какую улицу мы сейчас отправимся. П ро кого я говорю ( воспитатель читает загадку) Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не петрушка, Красавица- девица, Каждая сестрица, Для меньшей темница. ( матрешка) Воспитатель:   правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. И мы отправляемся на улицу «русской матрешки». Посмотрите, сколько здесь красавиц. Из чего делают матрешек? Дети.  Матрешек делают из дерева? Воспитатель:   значит они какие? Дети.  Деревянные. Воспитатель:   но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие. Как это получилось? Дети.  Раскрасили яркими красками, украсили цветами. Воспитатель:   Посмотрите, эти матрешки приехали из разных мест. Есть матрешки сергиево- посадские, крутецкие, семеновские, калининские или вятские… Посмотрите. О ни отличаются друг от друга. Можете мне ск азать, чем они отличаются? Дети отвечают. Воспитатель:   но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем- то и схожесть. Чем похожи матрешки? Дети.  У каждой матрешки платочек на голове, одежда яркая, праздничная. Воспитатель:   Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки. Физкультурная минутка «Матрешки» ( под музыку) Хлопают в ладошки Дружные   матрешки( хлопки перед   собой) На ногах сапожки Топают матрешки( руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую) Влево, вправо наклонись, ( Наклоны влево- вправо) Всем знакомым поклонись. Девчонки озорные, Матрешки расписные. ( Наклоны головы влево – вправо) Хлопают в ладошки Дружные   матрешки( хлопки перед   собой) На ногах сапожки Топают матрешки( руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую) Обратите внимание, на столах лежат заготовки матрешек. Возьмите по одной матрешке и из заплаток, лежащих на столе выберите подходящую вашей матрешке. Дидактическая игра «Подбери узор». 4. Воспитатель:   следующая улица – это Павлово- посадская улица. Есть у нас в России старинный город с названием Павловский Посад. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Их носили и простые люди, и важные персоны, например королевы и принцессы. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто, сложенным на руке, как украшение. Цвет фона может быть чёрным, красным, белым, васильковым, бордо, зелёным, золотисто- охристым или кремовым. Воспитатель:   В чем красота Павловских платков? ( ответы) Да, на этих платках очень красивые узоры. Чем украшёны платки, какими цветами? ( ответы) Совершенно верно, раскинув перед собой платок, вы увидите что в орнаментах в основном используются мотивы пышных букетов из садовых цветов. Это: розы, георгины, пионы, лилии, ромашки и много листьев. Цветы как будто лежат в ярких зелёных ласточках и дополняют их мелкие цветы: голубые, сиреневые. Какого цвета бывают платки? ( ответы) Цвет фона у платка может быть бардовым, кремовым, зеленым и т. д. Воспитатель:   Рассмотрите и с кажите к ак располагается рисунок на платке? ( ответы) Да, чаще всего цветы собраны в букеты по углам платка, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Воспитатель:   Как вы думаете, как называется край платка? ( ответы) Край платка называется кайма. Воспитатель:   Посмотрите, какие красивые платки на нашей улице. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость. Приглашаю девочек для демонстр ации как можно носить платок. Наряжаться нравится Модницам — красавицам. Девицы — участницы, Пригожие красавицы! ( девочки сами повязывают как хотят) - платок повязан на голову как у бабушки- платок повязан на шее длинным углом вперёд. - платок повязан на голову углами вокруг и вперед. - платок повязан на поясе……. Воспитатель:  а я повяжу вот так( повязываете сами себе) Вот сколько вариантов ношения платка существует. Воспитатель: Хотите поиграть?   Игра «Под платком» Вот платочек расписной Он волшебный, не простой, Будет с детками играть Всех платочком накрывать. Дети ходят по кругу, играет музыка. Когда музыка обрывается, все дети садятся на корточки и закрывают глаза. Ведущий кого – то накрывает платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри? ». Ребята отгадывают, кто под платком или ведущий выбирает ребёнка, который будет угадывать. ( 2 раза) Воспитатель:   И заканчиваем нашу прогулку мы на улице «Кукольная». Посмотрите, сколько разных кукол сделали мастера. ( назвать из чего и какие) Выходит мастерица: Ой, а я думаю, кто это ко мне в гости пожаловал… Понравились вам куколки? А хотите сами сделать куклу, которая зовется кувадкой? Кувадка- эта куколка считается самым сильным оберегом для младенцев. Ее можно подвешивать над кроваткой. Кувадка была славянским оберегом, который создавался для защиты человека с момента его рождения. Кувадки местерили из ярких кусочков ткани, что развивало зрение ребёнка. Яркие, мягкие и весёлые куклы заменяли ребёнку погремушку. Так же считаось, что до 4 лет ребёнка нельзя давать в руки твёрдое и холодное, чтобы «не застудить душу», а кувадка в руках у ребёнка мягкая и «тёплая». Берем красную нить, так как именно она является обережной. Нитку лучше тоже использовать натуральную. Можно взять хлопковую или шерстяную. Воспитатель: Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие по улице мастеров. Вот такая наша Родина- земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты. Не у всех мастеров мы побывали в гостях. Но это не беда! У нас еще будет время прийти на эту старинную улицу в гости к мастерам, дарящим нам радость. - Что особенно было интересным для вас? - О чем вы расскажете родителям дома? - На Как ой улице вам больше всего понравилась? Почему? - Куда бы вы хотели еще отправиться?

Оставить комментарий: