Консультация для родителей "Роль музыки в нравственно - эстетическом воспитании детей"
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Малышок» Консультация для родителей «Роль музыки в нравственно- эстетическом воспитании детей» Подготовила: Музыкальный руководитель Карпова Ксения Олеговна г. Новая Ляля, 2020 год. Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Замечательный человек и актёр Е. Леонов говорил: «Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально- образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка»- необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина. Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого мы зовём соотечественниками. Большие потенциальные возможности нравственного воздействия заключаются в народной музыке. Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха и беспокойства, словом, обеспечивает, эмоционально- психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Огромное значение придаётся музыке при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка- дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее влияют на эмоциональную сферу. В данном контексте использование музыки является средством воздействия на детей. Через восприятие музыкальных образов дети испытывают разнообразные эмоциональные переживания( чувства радости, грусти, нежности, доброты) . Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов, помогают детям почувствовать теплоту и сердечность произведений, воспевающих красоту родной природы Особое значение в рамках нравственного воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. Дети знакомятся с историей создания таких великих песен, как «Священная война», муз. А. Александрова, «День Победы», Д. Тухманова; «Катюшей», муз. М. Блантера и др. Итак, важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей( музыкально- эстетическое сознание) , можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито эмоционально- эстетическое сознание детей, это не пройдёт бесследно для их последующего развития.
- Увлекательные игры и опыты с песком. Рекомендации для родителей.
- "Здравствуй, Пасха красная!" творческая мастерская музыкальных руководителей Богородского округа, "Колокольный перезвон" - мастер класс, муниципальный уровень, ДО МБДОУ ЦО № 35 2024г.
- Конкурс "Фестиваль малых литературных форм "Фейерверк сказок"" , муниципальный уровень, ДО МБДОУ ЦО № 35 2024г.
- Муниципальный творческий конкурс, посвященный Дню Матери "Милая Мама" 29.11.2023г.
- Участие в методическом объединении старших воспитателей, воспитателей и учителей начальных классов на тему: «Работа с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формированию основ безопасного поведения на дороге с использованием STEM технологии». Игра – путешествие «Для всех без исключения, есть правила движения». 18 апреля 2023 г.