Почему ребенок не хочет идти в детский сад?
Документы для скачивания
Что делать, если ребенок не хочет в детский сад? Нет! Не хочу, не пойду! ” – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите по утрам. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад. Каждый раз вас обуревают противоречивые чувства – от жалости к малышу до злости на него же. Онупорнон е хочет просыпаться, делая вид, что сон так крепок, что хоть из пушки пали – не услышит. Проснувшись, он решает рыдать, дабы вас разжалобить. Затем, поняв, что в садик все равно идти придется, никак не может дойти до ванны( надеть колготки, найти игрушку, выбрать платье, застегнуть ботинки – нужное подчеркнуть) . А ведь вам на работу! Вы опаздываете! Да и он тоже. С горем пополам собираетесь, бежите, вручаете дитя воспитателю и уже за дверью выдыхаете – все, можно на работу. Иногда тягостные сцены начинаются уже с вечера. “Мама, а завтра в садик? ” – “Да”. – “А можно я не пойду? ” Здесь, в зависимости от настроения родителей и их педагогической позиции, возможны варианты от “Ну потерпи, скоро пятница”( даже если разговор в понедельник) до “Не начинай тут! Я на работу, а ты в садик! ! ! ”. И утренние, и вечерние сцены повторяются изо дня в день, изматывая и родителей, и детей. Вам тягостно видеть ребенка грустным от того, что он должен идти туда, куда не хочет. И вы прекрасно его понимаете: в своей взрослой жизни каждый наверняка бывал в ситуации, когда нужно, но не хочется идти на опостылевшую работу или неинтересную учебу. Но также вы уверены: иного выхода нет, и в садик ему ходить придется. Что такое детский сад? Когда мы говорим “детский сад”, какая картинка возникает в голове? Цветущие деревца, клумбы и фонтанчики? Возможно, у кого- то и так. Но большинство представит другое: много, очень много детей в одной ком нате под присмотром воспитателя. Вне зависимости от типа детского сада ребенку может быть там как комфортно, так и невыносимо – до ситуации “я туда больше не пойду! ”. Конечно, в частном саду, который заботится о своей репутации, это менее вероятно. Да и родители чувствуют себя вправе требовать, чтобы к ребенку относились внимательно. Справедливости ради стоит отметить, что и в государственных садах сейчас делается многое для того, чтобы детям было комфортно и родители не беспокоились. Зачем нам детский сад: 7 причин Некоторые родители, а также бабушки сомневаются, нужен ли детский сад. Там “обитают” инфекции, не все дети дружелюбны, да и насчет воспитателей возникают вопросы: не обидят ли? Но все же детский сад нужен. И не только ребенку, а семье в целом! Именно там малыш приобретает такие важн ые для его социализации навыки. Причина № 1: Учится общаться с другими детьми. Думаете, это просто? Ребята, которые не посещали детские сады, очень выделяются среди одноклассников, по крайней мере в первый год обучения. Общаясь со сверстниками, ребенок попадает в разные ситуации и учится вести себя соответственно: как справиться с обидой или злостью, отстоять свои интересы, как дружить и как мирно уживаться с теми, кто тебе неприятен. Он преодолевает естественный эгоцентризм, привыкая мыслить не только категориями “я” и “мое”, но также “мы” и “наше”. Школьник, не имеющий опыта “садовской” жизни, начинает приобретать навыки взаимодействия лишь в 7 лет, так как ни на одних курсах подготовки к школе нет такого общения, как в детском саду. Да и с 4 лет у ребенка столь сильный импульс к общению, что удовлетворить его на полупустых игровых площадках около дома вряд ли возможно. Причина № 2: Постигает нормы социальной жизни. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш познает не только на своем опыте, но и наблюдая за поведением других детей. У него есть возможность действительно много наблюдать, сравнивать, принимать решение о том, стоит ли что- то попробовать самому, уже зная реакцию взрослого. Очень важно, что это реакция не своих родных, а постороннего человека, который транслирует о бщие правила, нормы и традиции. Причина № 3: Учится признавать авторитет “чужого” взрослого. Это важно для дальнейшей жизни, где будет много учителей, затем преподавателей в институте, руководителей и начальников. Конечно, каждому из родителей хочется думать, что его ребенок сам станет “большим боссом”. Но это произойдет далеко не сразу. Для начала предстоит получить большой опыт подчинения, который в будущем поможет стать мудрым руководителем. И легче всего принять авторитет постороннего челове ка именно в дошкольном детстве. Причина № 4: Развивается как личность. Конечно, и дома, с бабушкой, мамой или няней, ребенок тоже развивается. Но дело в том, что для человека другой человек является “зеркалом”: поведение одного вызывает отклик другого. И если “зеркал” много( как в группе детского сада) , развитие происходит быстрее. Близкие люди часто прощают то, что не станут прощать чужие. И ребенку хорошо бы понять это как можно раньше. Причина № 5: Получает знания и опыт. Если вы выбрали хороший детский сад с квалифицированными педагогами, то можете быть уверены, что ребенок получит основы музыкальных знаний, станет более ловким благодаря занятиям физкультурой и ритмикой, немало узнает об окружающем мире, получит представление о культурных ценностях нашей страны( книги, народное творчество, музыкальные произведения и др. ) , подготовится к школе. С определенного возраста круглосуточное пребывание дома с одним или несколькими взрослыми перестает быть для ребенка благом еще и потому, что вряд ли эти взрослые являются дипломированными специалистами по указанным направлениям. И даже если так, то это ско рее исключение, нежели правило. Причина № 6: Становится более самостоятельным. В детском саду дети усваивают навыки самообслуживания гораздо быстрее, чем дома. Одеться, раздеться, помыть руки, убрать за собой, покушать – все это элементарные навыки, которые при домашнем воспитании вырабатываются позже и за счет большого числа нервных клеток взрослого. В саду же воспитатели, во- первых, не сомневаются в возможностях ребенка. Во- вторых, он тянется за другими детьми, не желая отставать. А в ‑ третьих, воспитателииспытываютдефицитвремениисил, иунихнетвозможности“обслужить”каждогоребенка. Поэто му капризов становится меньше, а навыки развиваются быстрее. Причина № 7: Это важно для семьи. Родители ребенка, который посещает детский сад, могут работать. И если насчет отцов семейства вопросов не возникает, то мамы часто говорят о том, что слишком устали от быта и хотят развиваться еще и профессионально. SOS! Он не хочет в детский сад! Итак, ваш ребенок не хочет ходить в детский сад. Но как именно может проявляться нежелание? Иногда оно столь замаскировано, что сразу и не поймешь, оно ли это. …пытается уговорить родителя. Он ищет аргументы от “я болею, кхе, кхе ” до “бабушке без меня дома скучно”. Он пытается выяснить, действительно ли мама уходит на работу, и если выясняет, что нет, то усиливает свой натиск. …активно сопротивляется. Ребенок кричит и плачет: “Не пойду в садик! Не хочу! ” Чаще это происходит утром, иногда вечером. Ситуация вполне определенна и для ребенка, и для родителей, от которых требуются какие- то действия. …затягивает утренний ритуал. То его невозможно разбудить, то он капризничает, не желая вставать, умываться, одеваться. Он “теряет” свою одежду и обувь, витает где- то в облаках, доводя вас до белого каления. Если вы его спросите, хочет ли он в садик, он, возможно, и ответит “нет”. Но работающие родители не могут позволить себе этот вопрос, ведь идти все равно нужно. …его поведение меняется. Раньше он был веселым и оптимистичным, а теперь вы замечаете, что стал более замкнутым, меньше улыбается и часто грустит. Причин для таких изменений может быть немало помимо посещения детского сада, но будьте внимательны! …не желает говорить о садике. Вы не можете от него добиться, чем он сегодня занимался, что кушал, как спал и с кем дружил. Он не рассказывает ни о чем, как будто детского сада в его жизни просто не существует, как будто он хочет полностью отвлечься даже от мыслей о нем. …постоянно жалуется. Ребенок рассказывает, но все истории носят негативный подтекст: один его обидел, второй ударил, третий задел, четвертый в игру не взял, а воспитательница ругалась. Судя по его рассказам, в детском саду с ним ничего хорошего вовсе не происходит! …много болеет. Частые ОРВИ говорят о низких резервных возможностях организма. Но наше тело и психика – часть одной и той же системы. Если ребенок не желает ходить в детский сад, тело ему “помогает”: оно не борется с инфекциями, так как это позволит получить необходимую передышку и побыть дома с любимой мамой. Иногда все эти признаки выступают вместе, порой – в разных сочетаниях. Но все они достойны того, чтобы задуматься. Почему же он не хочет в детский сад и как можно ему помочь? Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя. Не спешите отказываться Столкнувшись с нежеланием ребенка ходить в детский сад, родители задаются вопросом: “Что делать? ” Вариантов несколько. Можно отказаться от детского сада и, забыв о своей карьере, сидеть с ним дома. Можно пожертвовать работой бабушки, если она на это согласится. Можно нанять няню, что стоит недешево. Но бегство в этом случае – не лучшая стратегия. Гораздо эффективнее разобраться в причинах такого отношения ребенка к детскому саду. Возможно, он просто еще не адаптировался. Или есть проблемы в отношениях с воспитателем. В этом случае можно перейти в другую группу или сменить садик. Бывает, у малыша слишком сильная связь с домом и родителями, которая мешает ему выйти в мир. Тогда период “отрыва” будет сложным, но отказ от детского сада лишь усугубит личностную проблему. Я убеждена, что в большинстве случаев родители способны помочь ребенку. Иногда сами, а иногда с помощью психолога, который поможет найти ориентиры. Детский сад – это хороший опыт для всей будущей жизни и стоит того, чтобы постараться преодолеть временные трудности. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать садик, ведь все меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь буквально врываются следующие изменения: ● четкий режим дня; ● отсутствие родных рядом; ● необходимость постоянного контакта со сверстниками; ● необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; ● резкое уменьшение персонального внимания. Поведение ребенка поначалу пугает родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли он вообще привыкнуть? Закончится ли когда- нибудь этот “ужас”? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, являются типичными для всех детей в период адаптации. В это время почти все мамы думают, что именно их ребенок “ несадовский ”, а остальные малыши якобы чувствуют себя лучше. Но это не так. Чем могут помочь родители Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома благоприятную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощ ность. 1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике. Даже в том случае, если вам что- то не понравилось. Ребенку придется ходить в этот детский сад и эту группу, а значит, нужно сформировать у него позитивное отношение. Расскажите кому- нибудь в присутствии малыша, в какой хороший садик он теперь ходит и какие замечательные “тетя Ва ля” и “тетя Таня” там работают. 2. В выходные дни не меняйте режим дня. Можно дать поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять “отсыпаться”. Если ребенку требуется “отсыпаться”, значит, режим сна у вас организован неверно, возможно, он слишком поздно ложится вечером. 3. Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему с ейчас так нужна ваша поддержка! 4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из- за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что- то интересное. 5. Дайте с собой в садик небольшую игрушку( лучше мягкую) . У детей формируется восприятие игрушки как “заместителя” мамы. Когда он прижимает к себе что- то пушистое, что является частичкой дом а, то чувствует себя спокойнее. 6. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту историю вы можете инсценировать с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком. Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не дойдете до этого момента. Собственно, цель в том и заключается, чтобы малыш понял: ма ма обязательно за ним вернется. 7. Облегчите режим. Если вы видите, что ребенку сложно, он стал еще более капризным, скорректируйте режим. Например, сделайте дополнительный “выходной день” в среду или пятницу. Забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника. Спокойное утро Больше всего родители и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро, чтобы день и у родителей, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойны родители, в первую очередь, мама – спокоен ребенок. Он “считывает” вашу неувереннос ть и еще больше расстраивается. 1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно. Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Говорите не слишком громко, но уверенно, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которая идет с малышом в садик. Видя, что зайчик “так хочет в садик”, малыш заразится его хорошим настроением. 2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого( чаще всего маму) никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает лучше пусть тот, с кем эмоциональная связь сил ьнее! 3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда( после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает) . Малышу легче знать, что мама придет после какого- то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выпол няйте свои обещания! 4. У вас должен быть свой ритуал прощания( например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока”) . После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш. Есть ли еще серьезные причиныдля нежелания ходить в детский сад. Да, безусловно… Это режим – дневной сон, например, и, как ни странно, прогулка… Многие дети с трудом укладываются днем, а от выпускников часто приходится слышать: “А в школе спать не нужно! ” Принуждение ко сну “по режиму” – непростое испытание для любого дошкольника, когда нужно лежать тихо, чтобы не навлечь на себя гнев, но сделать это почти невозможно из- за активности натуры. Если краеугольный камень нежелания – сон, то справиться с этим будет непросто. Вы вряд ли сможете уговорить воспитателя разрешать вашему ребенку не спать днем. Варианта два: или забирать до сна, или пойти в частный садик, где дневной сон возможно, необязателен. Прогулка тоже может стать неприятным моментом. А точнее – одевание и раздевание. Есть дети, чья моторика не позволяет им одеться и раздеться в том ритме, который ожидается. Есть дети с несложившимися навыками по причине слишком большой опеки со стороны взрослых. Малыш “не одевается”, воспитатель нервничает, сравнивает его с другими, ругает, а порой и поминает родителей, которые “не научили”. Все это может вызвать у ребенка переживания и ощущение своей никчемности. А от этого захочется сбежать! Выход один: нужно приобретать необходимые навыки. Не помогать ребенку в том, что он должен делать сам. Проявить разумную требовательность дома. И постепенно он научится делать все быстрее, что снизит напряженность и в саду. А воспитателю скажите, что это у вас под контролем. Этого бывает достаточно, чтобы воспитатель перестала возмущаться и просто набралась терпения. Ошибки, которые не стоит допускать Иногда родители совершают ошибки, приводящие к тому, что ребенок начинает бояться садика. Чего же делать нельзя? 1. Нельзя показывать ребенку свою тревогу. Нужно исключить все высказывания типа: “Бедненький, в садик тебе придется идти! ”, “Как же ты в садике без мамы? ” Не говорите это сами и не позволяйте “доброхотам” говорить такое малышу. Также не обсуждайте тему того, как вы встревожены, со своими подругами при ребенке. Даже если он не понимает всех фраз, он способен выделять ключевые слова “детский сад”, “воспитатель” и связывать их с вашим встревоженным выражением лица. И у него может закрепиться уверенность: садик – это плохо и опасно. 2. Нельзя пугать детским садом. “Вот пойдешь в садик, там тебе покажут, как не слушаться! ”, “Не будешь хорошо себя вести, отдам в садик, пусть тебя там воспитывают! ”, “В садике воспитатель тебе ремня даст за такое поведение! ” Родители применяют такие фразы в качестве “воспитательной” меры: напугаешь, он и слушаться будет лучше. О таких родителях можно сказать: “Не ведают, что творят”. Да, возможно, в этой ситуации ребенок и послушался. Но вред нанесен ему долговременный! Теперь ребенок твердо знает: садик – это опасное место, где его буду ругать, наказывать, а может, и бить. Захочет ли он туда пойти? 3. Нельзя критиковать садик и воспитателей перед ребенком. Возможно, вам не слишком нравятся детский сад и воспитатели, но по каким- то причинам вы не можете выбрать другой. Что ж, придется мириться с тем, что есть. Ошибкой было бы обсуждать при ребенке ваше недовольство. Иначе ваш настрой передастся ему, и он будет воспринимать атмосферу в детском саду как недружелюбную. Старайтесь вообще поменьше обсуждать садовские проблемы при ребенке, это лишь способно его дезориентировать. 4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы “заберете его пораньше”, если не предполагаете этого делать. Пусть лучше знает, что мама придет не скоро, чем потеряет к вам доверие. Даже если на каком- то этапе в “садовской” жизни у ребенка возникают проблемы, не отчаивайтесь и не спешите отказываться от детского сада. Через некоторое время, уже оглядываясь назад, вы поймете, что все было преодолимо. Не пытайтесь быть “одним в поле воином”. Если проблема касается детского сада, то возьмите себе в союзники воспитателей, психолога и других педагогов. И конечно, верьте в своего ребенка. Ведь вместе мы – сила!