Нужны ли наказания
Документы для скачивания
Консультация для родителей детского сада" Нужны ли наказания? " Данная консультация предназначена, для родителей. Для того чтобы осмыслить и подумать, а действительно «нужны ли наказания? ». Наказание – палка о двух концах. Оно больно бьёт и по родителям, и по детям. Надо ли наказывать малыша? Что делать, если малыш не слушается? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим причин непослушания. Зарубежный психолог Р. Дрейкурс выделил 4 цели неправильного поведения или непослушания: - получение большего или дополнительного внимания: ребенок полагает, что «если я добьюсь внимания, меня будут ценить», ребенок успокаивается и верит, что он значим, когда он в центре внимания; чувство взрослого, которое сигнализирует о наличии этой проблемы у ребенка – раздражение; - дети, желающие чем- то выделится и разочаровавшиеся, могут обратиться к следующей цели: добиться власти( «все обязаны делать, то, что я хочу») , дети могут пользоваться не только силой( агрессия, упрямство, капризы) , но и слабостью( болезни, страх) , чувство взрослого – злость; - если разочаровавшийся ребенок приходит к выводу, что с помощью власти он все равно не может найти положение среди людей, то он выбирает 3- ю цель – стремление отомстить, ребенку кажется, что ему нанесли вред другие люди или обстоятельства, единственный способ добиться ощущения своей значимости – отомстить за себя; ребенок может ломать вещи, вредить людям; чувство взрослого – его обидели, задели, некоторое желание мстить; - неадекватность – полный уход от самостоятельного решения проблемы, если все предыдущие цели оказались безуспешными. Убеждение ребенка – оставьте меня в покое. Чувство взрослого – бессилие. Процесс воспитания не может обойтись без наказания. Наказывая ребенка, вы учите отвечать его за последствия своих поступков. К сожалению, родители не всегда себя сдерживают, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние, и желание исправится, а совсем другие чувства: - возмущение и обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого обращения»; - месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь»; - протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по- своему»; - изворотливость, трусость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»; - снижение самооценки «Я плохой». Наказания могут не понадобиться, если соблюдать следующие правила: Действуйте согласно законам развития ребенка. Например, позволяйте ему много двигаться, не тормозите его любознательность. Попробуйте отвлечь, переключить внимание капризули. Позволяйте попробовать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо»( пусть потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься) . Свод запретов не должен превышать 7 пунктов. Все они обоснованы и не отменяемы( нельзя играть у дороги, нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна и т. д. ) . Растолковывайте правила доступным языком, не надо читать длинные нотации. Говорите просто и ясно( «Отпусти кошку, ей больно») . Делайте акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Не надо говорить: «Не лезь в лужу», а скажите: «Молодец, обошел лужу и ноги сухие». Создайте необходимую среду для роста и развития( организуйте творческий уголок, место, где можно вволю покувыркаться) . Не навязывайтесь и помогайте тогда, когда ребенок об этом просит. Соблюдайте разумную альтернативу( «Нельзя шуметь в помещении, но можно покричать на улице, в лесу») . Нельзя говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете говорить «плохие» слова, а сами их употребляете. Нельзя откладывать наказание. Не стоит говорить: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня кататься не будешь». Нельзя проявлять непостоянство: то запрещать что- то, то разрешать это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестанет понимать, что можно, а что нельзя. Нельзя запугивать тем, что вы никогда не выполните( «Никогда больше не куплю тебе игрушку») . Если ваш малыш провинился, можно наказывать лишением привилегий( не разрешить смотреть мультфильм вечером) . Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное обязательно осуществляйте последовательность: то, что запрещено – запрещено навсегда, и наказание за это последует в любом случае. Ни в коем случае не наказывайте малыша трудом, может сформироваться отрицательное к нему отношение. Физические методы тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете. Когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так. Никогда не запугивайте ребенка: «Я не буду тебя любить», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. Маленький человек ни при каких ситуациях не должен сомневаться в вашей любви. УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА И ДРУГ ДРУГА От того насколько мы умеем слушать, а главное слышать друг друга, зависит то, насколько гармоничными будут ваши отношения с окружающими, с близкими вам людьми. Часто эти отношения бывают нарушены, особенно, когда один из участников общения испытывает на момент общения какие- то негативные чувства. В данном случае можно использовать правила технологии активного слушания, которые предлагает Ю. Б. Гиппенрейтер. Беседуя с ребенком, нужно обязательно повернуться к нему лицом, также важно смотреть ему в глаза( чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, можно присесть рядом, притянуть ребенка к себе и пр. ) Видя негативное переживание малыша, не задавайте ему много вопросов, такая форма беседы не отражает сочувствия. Желательно, чтобы и ваши ответы звучали в утвердительной форме. ( «Ты так сильно плачешь, тебе, наверное, очень больно») Очень важно в беседе держать паузу между репликами – это помогает ребенку разобраться в своих чувствах. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать нем происходит сейчас очень важная и нужная работа. Отвечая на переживания ребенка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает. ( «Я понимаю, тебе сейчас очень обидно») Результаты этого метода: - исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребенка; - убедившись, что взрослый готов его слушать, ребенок начинает еще больше рассказывать о себе; иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений; - высказывая наболевшее ребенок сам продвигается в решении своей проблемы; - ребенок сам начинает активно слушать взрослых. Кроме того, чтобы общение с вашим ребенком было приятнее и эффективнее, прислушайтесь к следующим советам: - поощряйте любознательность ребенка; если вы пытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответ на стороне; - когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь; не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит; - не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте слишком много правил для ребенка: он перестанет обращать на вас внимание. Желаем вам приятного общения!