a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Автор: Шебанова Елена Викторовна Опубликовано: 2024-08-05 21:00:06

Документы для скачивания

Мастер- класс для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Тема мастер- класса: «Форми рование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Своё выступление мне хочется начать с высказываний: «Нажить много денег- храбрость; сохранить их- мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах «Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию» Антон Германович Силуанов министр финансов РФ Актуальность В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена». Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании буд ущего экономического мышления. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по форм ированию экономической грамотности. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга». Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ. Задачи: - познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; - способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практич ескую деятельность педагогов ДОУ; - побудить участников мастер- класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ. Форма проведения мастер- класса: интегрированное( лекционно- практическое) занятие. Оборудование: интерактивная доска, презентация, кейс первые уроки царицы Экономики, картотека игр, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Супермаркет», «Сигнальщики», «Что дороже? », «Какие бывают доходы? » Ожидаемые результаты: участники мастер- класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ. Теоретическая часть: Экономическое воспитание дошкольников — экономическая педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации: - загадки; - пословицы; - сказки; - экономические задачи; - дидактические игры; - сюжетно- ролевые игры; - занятия. Главное- говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности? » Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. Практическая часть: - Д ети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ получаем фишки. 1. На товаре быть должна, обязательно …( цена) 2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким …( доход) 3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить …( налоги) 4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой …( вклад) 5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут- набегают в банке. ( проценты) 6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. ( товар) 7. Приносить доходы стал. В банке папин …. ( капитал) 8. И врачу и акробату. Выдают за труд ……. . ( зарплату) . 9. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут- набегают в банке …( проценты У важаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы. 1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой 2. Продолжите известную русскую по словицу: «Хороший товар сам себя ». Хвалит 3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель 4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха. Да. Молодцы. Все ответы верны. Уважаемые коллеги! П рактически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте. 1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок» 2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка» 3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа 4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото 5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. Кот в сапогах. - Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ. 1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? 2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? 3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере? 4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг. , а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? 5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам? Уважаемые коллеги! О сновная форма обучения- игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. Игра «Где и на что можно потратить деньги? » Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим». Лото «Экономические сказки» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Игра «Найди пару» Игра «Пазлы «Кому, что нужно для работы? » Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Игра «Супермаркет» Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. Игра «Математическая пицца» сюжетной логико- математической игры «Пиццерия» Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе сюжетной логико- математической игры, развитие интеллектуальной и экономической культуры. «Математическую пиццу» можно использова ть и для сюжетно- ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Пиццерия», «Семья», «День Рождения» и др. «Сигнальщики»( товар или услуга) Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга». Предлагаются два цвета карточек: красные и синие. Правила игры: если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская( стрижка, покраска) – услуга; одежда – товар; почта( пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов) – услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту( ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар) . Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ. ( «Семья», «Семья», «Дочки- матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железна я дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Ап тека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии») Спасибо. Все ответы верны. Эффективность: Для детей: - приобретение новых знаний социально- экономического характера; - приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения; - получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам; - развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; - развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - осознавать и соизмерять свои потребности и возможности. Для родителей: - Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. - Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам. Для педагогов: - Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников. - Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе. Рефлексия. Солнышко. Закончи предложение: « Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку. Играйте с детьми в экономику! Уважаемые коллеги, ваши вопросы? Информационные ресурсы: Азбука бережливости для дошкольников/ авт. - сост. И. П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. Глазырина. Л. Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы/ Л. Д. Глазырина, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой 53 грамотности от 5 до 99»/ Иркутск: ООО «Альмира», 2012. — с. 28 ил. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры. – М. , 2008. – 169 с.

Оставить комментарий: