Консультация для родителей на тему: «Познавательные интересы вашего ребенка»
Уровень развития познавательных интересов во много определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы.
При этом обратите внимание на следующее:
задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество;
стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит прочитать, рассказать; рассматривает иллюстрированный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет не сложные опыты; обращается к теле – и радиопередачам и т. д.);
рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;
свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при появлении интереса?
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющемся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость.
Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению.
Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют к проявлению живого интереса к действительности.
Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появления у нег вопросов, стремлений находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по – иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказов и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности.
Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения., побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.
Пытливость мысли и интересы ребенка появляются в его вопросах они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем.
К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы.