Консультация для воспитателей
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей ДОУ
«Оздоровительная гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками детских учреждений, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. И формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление его здоровья.
Дневной сон необходим ребенку для нормального развития. Проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день поможет гимнастика после сна.
 Она является ключом к пробуждению ребенка. Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода ото сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности.
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако   после дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и т.д.) ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Для этого необходимо провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
         Основная цель гимнастики после дневного сна – улучшить настроение, поднять мышечный тонус детей, способствовать профилактике нарушений осанки и стопы с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
         Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей. Создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Задачи гимнастики после сна:
-увеличить тонус нервной системы;
-укрепить мышечный тонус;
-способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
-способствовать профилактике простудных заболеваний;
-развитие физических навыков;
-сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Гимнастика после дневного сна состоит из двух частей в кровати и на полу:
 - разминочные упражнения в постели (лежа на спине, животе, на боку, сидя);
 - выполнение простого самомассажа;
 - выполнение ОРУ у кроватей;
 - ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);
 - игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.
 
Правила проведения гимнастики пробуждения
Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5°С.
Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Не допускается принуждение ребёнка к занятиям.
Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения, а также подъёмы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть
отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.
Типы упражнений
-упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
-занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
-корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
-дыхательная гимнастика.
Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений.
Гимнастика в постели в течение 2-3 минут направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Лучше проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Вторая часть гимнастики направлена на оказание закаливающего воздействия на организм. Она проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков и направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.)
        Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).
 Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 10-12 минут. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — всё это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объёме, который ему доступен и приятен. Если ребёнок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять их частично.
 
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна
Комплекс №1
 «Побудка в кровати»
 Цель: переход детей от сонного состояния к пробуждению.
 Вы ребятки просыпайтесь,
 Свои глазки открывайте.
 Потянулись, все проснулись
 И друг другу улыбнулись.
 Одеяло убери и зарядку ты начни.
 
 «Потягивание»
 Потягивание лежа на спине. Выполнять произвольно.
 Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника. (0,5 мин.)
 Руки мы поднимем вверх
 И потянемся теперь.
 Ведь вы спали и росли
 Во какие молодцы.
 
 «Самомассаж»
 Чтобы все мы не болели,
 Сделаем массаж умело.
 (Дети делают массаж: Поглаживают шею ладонями сверху вниз, указательными пальцами растирают крылья носа, пальцами поглаживает лоб от середины к вискам, раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массируют уши) (0,5 мин.)
 
 «Клубочек»
 Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, развитие координаций движений. (5-6 раз.)
 На полу лежит клубок,
 Нету рук и нету ног.
 Я поднять решил клубок, он помчался на утек. И. п. - Лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –прижать колени к животу и обхватить их руками. 2 – вернуться в и. п. (4-6 раз)
 
 «Кошечка»
 Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника. (5-6 раз).
 Серенькая кошечка
 Сердиться немножечко,
 Мы дадим ей молочка
 Станет ласковой она. Встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» -спина круглая, голову опустить как можно ниже; «Кошечка ласковая» -прогнуть спину, голову приподнять.
 Встанем у своих кроваток и продолжим мы зарядку.
 
 «Веселая ходьба»
 Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин.)
 Мы веселые ребята,
 Любим весело шагать.
 Спортом любим заниматься,
 Никогда не унывать. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
 Одна рука вверх, другая вниз (делаем махи руками).
 
 «Лягушки»
 Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.
 Скачут весело лягушки
 Возле леса на опушке.
 Прыг-скок, прыг-скок,
 Прыгай с пятки на носок. Прыжки на обеих ногах (на носках).
 Прыжки с пятки на носок, следить за осанкой.
 
 Упражнение на дыхание «Хохотушки»
 Цель: учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.
 (Вдох через нос, рот закрыт; выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха»). (3-4 раза).
 
 Ходьба по массажным дорожкам.
 Цель: формирование правильной осанки, развитие координаций движений, укрепление мышечного аппарата стоп.
 По дорожке мы пойдем,
 Дружно вместе босиком.
 Камушки морские тоже,
 Для здоровья всем помогут,
 Помассируют вам пятки,
 Будет все у вас в порядке.
 
 В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические движения.
 Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
 
 Комплекс №2
 «Побудка в кровати, потягивание»
 Цель: переход детей от сонного состояния к пробуждению. (0,5 мин.)
 Вы ребятки просыпайтесь,
 Свои глазки открывайте.
 Солнце светит нам в окно
 И проснетесь вы легко.
 Руки к солнцу поднимите,
 А потом их опустите.
 Потянулись, все проснулись
 И друг другу улыбнулись.
 
 «Ветерок»
 Цель: укрепление мышц шейного отдела позвоночника. (5-6раз)
 Ветер, ветер, ветерок,
 Ты подуй на нас дружок. И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».
 
 «Жук»
 Цель: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, пресса. (0,5 мин)
 Наш жучок упал с цветка,
 Не поднимется никак. И. п.: Лежа на спине. Болтать в воздухе руками и ногами.
 
 «Радуга»
 Цель: укрепление мышц нижних конечностей, пресса. (3-4 раза)
 Дождь прошёл и красота,
 В небе чудо ворота. И. п: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо, и справа налево. Повторить то же самое левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.
 
 «В лес»
 Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки. (1 мин.)
 В лес пойдем дремучий мы.
 Нам преграды не страшны.
 Вместе их преодолеем
 Мы бояться не умеем. И. п.: спина прямая.
 Ходьба на месте.
 Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
 
 «Грибы»
 Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин)
 По тропинке мы пошли
 И грибов полно нашли.
 Наклонись скорей дружок,
 Набери их в кузовок. Ходьба на месте.
 Наклоны вперед, вниз, не сгибая колени.
 
 «Мотылек»
 Цель: укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. (3-4 раза)
 Я веселый мотылек,
 Прилетел я на цветок.
 Быстро крыльями махал
 И нектар я собирал. Выполнять махи руками.
 Присесть, обнять руками колени.
 Встать, выпрямить спину.
 
 Упражнение на дыхание «Дровосек»
 Цель: учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.
 И. п: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх
 вдох, опустить вниз — длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз).
 Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
 Ходьба босиком на носках, пятках, на внешней стороне стопы.
 Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).
 
- Консультация: "Огонь-враг, огонь-друг"
- Консультация для родителей: "Правила дорожного движения детям знать положено!"
- Консультация для родителей:"Возратные особенности детей 3-4 лет: что нужно знать родителям"
- краткосрочный проект День Защитника Отечества
- Развлечение: «Транспорт» для детей I младшей группы
