Перспективное планирование организации трудовой деятельности в ДОО для старшей группы.
Документы для скачивания
Перспективное планирование организации трудовой деятельности в ДОО для старшей группы.
Выполнила воспитатель Кагирова Р.Р.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников трудовых умений и навыков установлено, что трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач, а трудовая деятельность является важным звеном.
Мною было разработано перспективное планирование организации трудовой деятельности в ДОО, для старшей группы.
Цель: организация трудовой деятельности.
Задачи по трудовому воспитанию:
- Формировать и совершенствовать правильные трудовые навыки,
овладение умением работать аккуратно, ловко, в быстром темпе.
- Воспитывать личностные качества: привычку к труду, ответственность за порученное дело, заботливость, бережность, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы и проявляя при этом настойчивость, умение доводить начатое до конца, привычка систематически выполнять какие - то обязанности.
- Воспитывать элементарные навыки планирования и организации своей и общей работы, готовить все необходимое для работы и убирать по её окончанию.
- Формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение работать согласованно и дружно, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работу товарища.
- Воспитывать уважение к труду окружающих.
Виды труда: Хозяйственно — бытовой, труд в природе, ручной труд, самообслуживание.
Таблица 1 - Перспективное планирование организации трудовой деятельности в старшей группе
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно- бытовой труд |
Программное содержание |
Сентябрь |
1 |
Заготовка цветочных семян |
Учить собирать семена. Воспитать желание участвовать в совместной деятельности на ровне со всеми |
Знакомство с календарём природы |
Познакомить детей с моделями, обозначающими разные состояния погоды. Формировать интерес к природе, желание наблюдать за природными явлениями |
Оказывать помощь младшему воспитателю |
Воспитывать уважение к работы взрослых. Учить старательно, выполнять поручения |
2 |
Очистка грядок от засохших цветов. Перекопка газонов |
Формировать трудовые умения, навыки коллективной работы |
Уход за комнатными растениями |
Выявить знание детей об уходе за растениями (поливка, рыхление, обрызгивание, удаление сухих листьев). Воспитать желание трудится |
Наведём порядок в игровых уголках |
Приучать детей следить за порядком в игровых уголках; учить убирать игрушки на место; формировать самостоятельность в наведении порядка; воспитать положительное отношение к трудовой деятельности |
|
3 |
Заготовка и сушка листьев для ручного труда |
Учить собирать листья, разной расцветки, формы. Воспитать желание участвовать в совместной деятельности |
Уход за срезанными цветами |
Учить детей менять воду в вазе, подрезать стебель. Воспитать желание ухаживать за цветами |
Мытьё выносных игрушек |
Учить готовить оборудование, для труда используя схему (намылить мочалку, мыть игрушки, ополаскивать, вытирать). Воспитать аккуратность, трудолюбие |
|
4 |
Уборка опавших листьев с участка |
Учить работать граблями, веником, сметать и сгребать сухую листву в кучи. Воспитать желание работать |
Беседа о дежурстве |
Уточнить обязанности дежурных. Воспитать ответственность за порученное дело. |
Помочь младшему воспитателю нарезать салфетки |
Учить складывать салфетки, пользоваться ножницами. Воспитать стремление к совместной деятельности |
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно бытовой труд |
Программное содержание |
Октябрь |
1 |
Помощь малышам |
Учить детей помогать малышам. Предложить помощь в уборке участка от опавших листьев. Воспитывать желание трудиться.
|
Коллективный труд |
|
Мытьё игрушек |
Вырабатывать умение самостоятельно готовить оборудование для труда. Закрепить умение пользоваться схемой. Учить понимать значимость труда (игрушки стали чистыми) |
2 |
Работа на участке. |
Предложить детям подмести веранду и участок. Воспитывать желание работать в коллективе; увидеть результат своего труда. |
Уход за комнатными растениями. |
Продолжать учить детей ухаживать за комнатными растениями, формировать представление об уходе за ними осенью. Воспитывать желание трудиться. |
Протереть строительный материал. |
Поручить протереть влажной тряпкой, губкой строительный материал. Учить прополаскивать, выжимать губку. |
|
3 |
Уборка опавших листьев |
Очищать участок от опавших листьев, собирать листву в кучу. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности; желание помогать взрослому. |
Работа дежурных. |
Продолжать планировать руководство работой дежурных. Напомнить, что в осенний период надо реже поливать алоэ, филлокактус; но некоторые растения требуют обрызгивания. |
Помощь мл. воспитателю. |
Поручить детям, протереть стулья влажной губкой. Воспитывать желание трудиться в коллективе. |
|
4 |
Окопать деревья и кустарники. |
Воспитывать желание помочь взрослому. Работать в коллективе; помогать друг другу. |
Уход за комнатными растениями |
|
Мытьё шкафов в раздевальной комнате. |
Продолжать формировать у детей умение протирать влажной и сухой тряпочкой шкафчики в раздевальной комнате. Формировать культуру труда. |
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно бытовой труд |
Программное содержание |
Ноябрь |
1 |
Мы помогаем малышам. |
Учить детей действовать по просьбе взрослых. Понимать значение своего труда для других. Воспитывать заботливое отношение к младшим товарищам. |
Мытьё комнатных растений. |
Закрепить умение протирать крупные листья, уметь пользоваться тряпочкой: отжимать, промывать. Учить видеть результат своего труда: растения стали чистые, красивые. |
Ремонт книг. |
Организовать ремонт книг. Приучать детей помогать взрослому в ремонте книг. Воспитывать бережное отношение к книгам. |
2 |
Заготовка корма для зимующих птиц. |
Учить детей совместно трудиться; заготавливать корм для птиц (ягоды рябины). Воспитывать заботливое отношение к птицам. Формировать умение договариваться, помогать друг другу. |
Маленькое море. Трудовое воспитание. Старшая группа. Р. А. Жукова. Стр. 33 №14 |
Учить детей работать с взрослым. Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и воспитателем, желание и умение участвовать в общем труде, его организации. Учить детей вместе с воспитателем менять воду в аквариуме |
Труд в умывальной комнате. |
Совершенствовать умение детей мыть расчёски, мыльницы; раскладывать мыло. Совершенствовать трудовые навыки в процессе труда, навыки коллективного труда. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело. |
|
3 |
Уборка участка детского сада. |
Удаление засохшей, сорной травы с участка, сгребание сухих листьев. Продолжать учить работать граблями |
Календарь природы. |
Отметить, что идёт 3 месяц осени «ноябрь». В календаре отмечать изменения в погоде. Воспитывать добросовестное отношение к работе. |
Труд после еды и занятий. |
Продолжать учить дежурных подметать пол после приёма пищи и занятий по аппликации. Воспитывать ответственность за порученное дело. |
|
4 |
Уборка участка от первого снега. |
Подмести дорожки от первого снега. Прививать любовь к совместному труду. |
|
Сформировать представление о хороших условиях, для птиц, живущих в неволе. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
Стирка салфеток. |
Продолжать учить детей следить за чистотой: стирать салфетки после рисования и аппликации. Воспитывать трудолюбие. |
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно бытовой труд |
Программное содержание |
Декабрь |
1 |
Уборка участка от снега. |
Учить детей сгребать снег лопатой для постройки горки; правильно держать лопату, сгребать снег в одном направлении. Получать удовлетворение от труда. |
Календарь природы. |
Отметить, что наступил 1 месяц зимы «декабрь». Работа с календарём природы: какими значками чаще пользуются, что они показывают. |
Бытовая техника. |
Формировать представление о представление, о предметах бытовой техники, её назначении, о том, как она облегчает труд человека; развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира. |
2 |
Оказание помощи дворнику в уборке снега. |
Воспитывать желание помочь окружающим; закрепить навыки труда. |
Уход за комнатными растениями. Трудовое воспитание старшая группа. Р. А. Жукова стр. 27 №11 |
Пополнить знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями. Познакомить детей с новыми способами ухода – как удобрение почвы. Воспитывать бережное отношение к растениям; развивать познавательный интерес, стремление трудиться самостоятельн |
Помогаем в уборке мл. Воспитателю средней группы. Трудовое воспитание. Старшая группа Р. А.Жукова стр. 40 №17 |
Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда. Формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе развивать чувство ответственности, желание быстро и качественно выполнять поручения взрослого. |
|
3 |
Расчистка дорожек от снега. |
Продолжать учить детей очищать от снега дорожки; затем подмести. Формировать умение трудиться |
|
|
Дежурим в изо - уголке. |
Приучать детей к порядку в изо. |
|
4 |
Поможем малышам. |
Продолжать учить детей помогать малышам в уборке участка от снега. |
. |
|
Протирание шкафов для полотенец. |
Закрепить умение планировать коллективную деятельность; распределять обязанности. |
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно бытовой труд |
Программное содержание |
Январь |
1 |
Вынесение кормушек на участок для подкормки птиц. |
Воспитывать заботливое отношение к птицам; практические навыки ухода. Закрепить знания об образе жизни птиц зимой. |
Уборка в уголке природы. |
Воспитывать желание трудиться вместе. Бережно обращаться с оборудованием; умение им пользоваться. Воспитывать любовь к комнатным растениям и обитателям уголка. |
Стирка кукольного белья. |
Познакомить со свойствами воды и мыла. Учить детей пользоваться схемой стирки кукольного белья. Воспитывать желание трудиться. |
2 |
Труд на участке детского сада. |
Учить детей работать, лопатой очищая от снега участок. Воспитывать желание помогать взрослым, бережное отношение к инвентарю. |
Работа с календарём. |
Продолжать работу с календарём природы. Дежурство в уголке природы соблюдения правил ухода за растениями и обитателями. |
Мытье стульчиков. |
Продолжать учить детей мыть стульчики; закрепить умение пользоваться схемой. Учить помогать друг другу в труде. Воспитывать аккуратность. |
|
3 |
Работа на участке. |
Учить укутывать деревья снегом, чтобы не вымерзли, и весной было больше влаги. |
Посев семян помидоров для выращивания рассады. Л. Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Стр. 95 №2 |
Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение; продолжать учить детей приёмам посева семян; развивать желание самим выращивать растения из семян. |
Труд в физ - уголке. |
Продолжать учить детей пользоваться влажной тряпкой; протирать инвентарь. Воспитывать желание трудиться, вместе помогая друг другу.
|
|
|
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно бытовой труд |
Программное содержание |
Февраль |
1 |
Изготовление снежных построек на участке. |
Учить детей совместному труду на участке. Закреплять у детей навыки работы с лопатой. Воспитывать умение радоваться после завершения успешно сделанной работы. |
Дежурство в уголке природы. |
Сформировать ответственность за живые объекты уголка природы; закрепить трудовые умения. |
Мытьё игрушек. |
Закрепить умение пользоваться схемой. Формировать навыки совместного труда 9умение договариваться, помогать друг другу. Воспитывать желание трудиться. |
2 |
Оказание помощи дворнику в уборке участка детского сада. |
Воспитывать желание помочь окружающим. Закрепить трудовые навыки. |
Работа с календарём природы. |
Продолжать работу с календарём природы и наблюдение за обитателями уголка природы. |
Уход за обувью |
Приучать детей ухаживать за обувью: пользоваться щёткой и кремом. Содержать обувь в чистоте. Учить последовательности по уходу за обувью. |
|
3 |
Ледяные дорожки. |
Расчистить ледяные дорожки для скольжения. Залить их водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе. |
Посев семян |
Посеять семена укропа и петрушки в огород. Воспитывать желание выращивать зелень для употребления в пищу. |
Уборка в игровом уголке |
Закрепить у детей представление о необходимости уборки группы. Учить совместному с воспитателем распределению обязанностей по проведению уборки. Закрепить умения отжимать тряпочку вытирать пыль. Воспитывать у детей уважение к труду товарища.
|
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно бытовой труд |
Программное содержание |
Март |
1 |
Помощь малышам |
Уборка участка младшей группы. Прививать желание трудиться, помогая младшим. |
Работа с календарём природы. |
Какие карточки-схемы поставили в календарь природы, что они обозначают. и/упр. – «Я покажу, а ты расскажи» |
Мытье сан - полочек |
Организовать мытьё сан - полочек, помочь мл. воспитателю. Прививать любовь к порядку, чистоте. |
2 |
Уборка участка. |
Разбросать по участку оставшийся снег для быстрого таяния. Воспитывать трудолюбие, внимание к товарищам. |
Труд в уголке природы. |
Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениями и животными. Сформировать чувство ответственности за живые существа и растения. Развивать наблюдательность. |
Протирание скамеек и шкафов в приемной. |
Продолжать формировать культуру труда. Учить работать вместе. Дружно. Формировать стремление к чистоте и порядку. |
|
3 |
Подкормка птиц. |
В ненастные дни продолжать подкормку птиц. Воспитывать любовь и уважение к пернатым. |
Пересадка комнатных растений. |
Дать знания детям о пересадке комнатных растений. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца. |
Мытьё предметов в игровом уголке «Парикмахерская» |
Продолжать формировать у детей практические действия. Продолжать учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе труда. Воспитывать желание трудиться. |
|
4 |
Помощь взрослым. |
Предложить детям убрать срезанные ветки с участка. Воспитывать трудолюбие |
Труд в уголке природы |
|
Трудовое поручение. |
Сформировать желание постоянно следить за порядком в группе. Закрепить трудовые умения. |
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно бытовой труд |
Программное содержание |
Апрель |
1 |
Сбор листьев. |
Продолжать учить детей работать граблями в коллективе. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь. |
Работа с календарём природы. |
Продолжать учить детей работать с календарём природы. Какие карточки модели ставим? |
Мытьё стульев. |
Предложить детям помочь мл, воспитателю в мытье стульев, прививать любовь, трудолюбие в помощи старшим. |
2 |
Уборка веток с участка. |
Продолжать учить детей работать в коллективе. Помогать друг другу. |
Трудовое поручение. |
Сформировать ответственность за живые объекты уголка природы. Закрепить трудовые умения. |
Мытьё выносного материала. |
Продолжать учить готовить оборудование, для труда используя схему. Воспитывать аккуратность, трудолюбие. |
|
3 |
Помощь малышам. |
Продолжать учить детей помогать малышам. Воспитывать дружелюбие к младшим, |
Уход за комнатными растениями. |
Осмотр комнатных растений. В чём нуждаются? Подкормка, |
Ремонт книг. |
Организовать ремонт книг. Воспитывать бережное отношение к книгам. |
|
4 |
Красивый участок. |
Понимать, что красивым родной город будет только тогда, когда все горожане будут соблюдать чистоту и ухаживать за местом. |
Дежурство в уголке природы. |
Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы. |
Дежурим в театре. |
Навести порядок в театре. Протереть полки от пыли, развесить костюмы, разложить атрибуты. |
Месяц |
Недели |
Труд на участке |
Программное содержание |
Труд в уголке природы |
Программное содержание |
Хозяйственно бытовой труд |
Программное содержание |
Май |
1 |
Помощь взрослым при окапывании деревьев и кустарников. |
Продолжать учить детей помогать взрослым. Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание. |
Календарь природы. |
Итоговая работа с календарём природы: сравнение погоды по рисункам детей: «Времена года» Закрепить знания детей как работать с календарём. |
Помощь мл. воспитателю нарезать и сложить салфетки. |
Закрепить навыки детей в пользовании ножницами, в складывании салфеток. Воспитывать стремление к совместной деятельности. |
2 |
Коллективный труд. |
Закрепить навыки детей в коллективном труде. Воспитывать взаимопомощь, развивать трудовые умения. |
Пересадка комнатных растений. Трудовое воспитание. Жукова стр.50 №22 |
Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Закреплять знания об условиях, необходимых для жизни растений. Воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, стремление ухаживать за ними. Закрепить знания детей о пересадке комнатных растений. Воспитывать трудолюбие, Вос-ть трудолюбие, доводить начатое дело до конца. |
Уборка в строительном уголке. |
Поручить протереть влажной тряпкой строительный материал. Закрепить навыки детей как пользоваться тряпкой, губкой. |
|
3 |
У цветочной клумбы. Стр. 73 |
Уточнить представления детей о роли цветов в жизни людей. Совершенствовать трудовые навыки: умение самостоятельно пользоваться оборудованием, работать рационально в едином темпе. Формировать культуру труда. Приучать детей бережно относиться к природе. |
Трудовое поручение. |
Закрепить навыки дежурных по уходу за живыми объектами уголка природы. Воспитывать заботу и уход за ними. |
Уход за обувью. |
Закрепить навыки детей об уходе за обувью. Содержать обувь в чистоте. |
|
4 |
Коллективный труд на участке. |
Развивать трудовые умения, сноровку, ловкость, силу воли. Сформировать желание содержать участок в порядке, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. |
Деятельность в уголке природы. |
Дежурные исследуют состояние почвы, листьев и определяют какие растения нуждаются в поливе, рыхлении, уходе за листьями, подкормке, пересадке в горшок большей ёмкость. |
Мы во всём порядок любим. Р. А. Жукова. стр. 76 |
Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы. Учить поддерживать порядок в шкафах с игрушками, оборудованием; работать сообща, договариваться о распределении обязанностей, замечать непорядок, предлагать устранять его, при необходимости оказывать друг другу помощь. Формировать умение вступать в контакт со взрослыми, развивать общительность. |
При формировании положительного отношения к труду используем следующие средства:
- чтение художественной литературы, содержащей рассказы о профессиях;
- беседа «Кем работают твои родители?»;
- составление альбома «Кем быть?»;
- ознакомление с профессиями через дидактическую игру;
- поощрение детей за ответственное отношение к поручениям;
- музыка как средство создания радостной атмосферы совместного труда;
- просвещение родителей.
Чтение детской литературы, содержащей рассказы о разных профессиях, беседа на тему «Кем работают твои родители?», составление альбома «Кем быть?», дидактические игры позволяют вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. Необходимо проводить консультации, беседы с родителями.
- Конспект организации трудовой деятельности (самообслуживание) в средней группе «Кузина проверка»
- Интерактивная игра на систематизацию предметов и явлений
- Дидактические игры для интерактивной доски.
- Учебная презентация "Формы предметов"
- Учебная презентация по формированию элементарных математических представлений.