Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов
Документы для скачивания
Консультация для родителей, воспитателей средней и старшей группы" Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов" В результате посещения коррекционно- развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые( чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем( субститутом) , при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения( этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута. Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук, необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка! Игра" Найди нужное слово" Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать" ОЙ" , если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов. Игра" Что я загадал? " Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игр ы- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями. Игра" Чего не стало? " На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком[ л] . Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др. Игра" Образуй родственные слова" Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные. Чулок- чулочек, чулочная( фабрика) . Глото к- глоточек, глотать, проглотить, глотка. Волк- волчий, волчица, волчонок, волчище. Глаз- глазочек, глазик, глазок, глазной. Игра" Посчитай- ка" Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т. д. Игра" Всезнайка" Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука[ л] . Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать? Каких ты знаешь животных на звук[ л] ? Каких ты знаешь рыб на звук[ л] ? Какие имена девочек( мальчиков) на звук[ л] ты знаешь? и т. д. Игра" Кто больше" Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – наприме р- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое… Игра" Один — много" " Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов" . Например: бокал — бокалы; пила —. . . ; пенал —. . . ; канал —. . . ; плот —. . . ; дятел —. . . и др. Игра" Чего много" " Скажи, чего много? " . Например: палуба —. . . , малыш —. . . , шалаш —. . . , желудь —. . . и др. Игра" Знаешь ли ты? " Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком[ л] из названной тематической группы. Например: Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва. Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед. Овощи — свекла, баклажан и др. Игра" Назови ласково словечко" Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка- вилочка, палк а- . . . , полка- . . . , галка- . . . , кулак- кулачок, каблук- . . . , балкон- . . . , вулкан- . . . , колпак- . . . . Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.
- Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи
- Школа «Дом знаний»: образование, которое открывает двери в будущее
- Консультация «Летний отдых и оздоровление детей» для родителей младшей группы
- Рекомендации для родителей по теме «15 мая — Международный день семьи»
- Консультация для родителей "Семья - глазами ребенка"