a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи

Автор: Пимушкина Елена Дмитриевна Опубликовано: 2024-08-17 22:14:57

Документы для скачивания

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств и развитию связной речи Тема: Мебель Цель: формировать знания о предметах мебели Задачи: учить называть действия, изображенные на картинке( сидит, лежит, спит) ; упражнять в употреблении предлогов «на», «в», «за», «возле», «перед» учить правильно согласовывать местоимения «мой», «моя» с именами существительными в роде. учить употреблять в речи формы имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. учить образовывать относительные прилагательные формировать знания о многозначности слов  ручка, ножка развивать связную речь в процессе составления рассказа- описания развивать кратковременную зрительную память Оборудование: предметные картинки с изображением мебели, мяч, сюжетные картинки «В гостях у медведей » Речевой материал:  чехол, плотник, мебельный, фабрика, книжный, платяной шкаф, кухонная, спальная, гостиная мебель Ход занятия: Орг. м омент Формирование представления о мебели Сегодня мы отправимся в гости к медвежонку Внни- Пуху. —Здравствуй, медвежонок! Встречай гостей! Покажи нам, пожалуйста, свой дом. —Какой у тебя уютный дом, Винни- Пух! — Ребята, давайте назовем все, что есть у медвежонка в доме, и скажем, для чего нужна каждая вещь. — Как все эти предметы можно назвать одним словом? МЕБЕЛЬ Мы погостили в доме у мишки Пуха, а теперь пригласим его к нам в группу и расскажем, какая мебель у нас есть и для чего она нужна. — Скажите, мебель у медвежонка похожа на ту, которая есть у вас дома, в нашей группе? — Какие предметы мебели у нас в группе тоже есть? ( С опорой на предметные картинки) Игра «Для чего эта мебель? » Логопед показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает: Что делают дети? Мальчик сидит на стуле. Девочка сидит в кресле. Мальчик лежит на кровати. Девочка лежит на диване. И т. д. «Для чего нужна эта мебель? » Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть( лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д. ) .   СТОЛЫ — за ними дети занимаются, кушают, рисуют, лепят, играют в настольные игры. Виды столов: КУХОННЫЙ СТОЛ — на нем няня раздает еду, на него ставит посуду,   кладет салфетки. ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ — за ним работает воспитатель. ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК — на нем лежат детские книжки и журналы. КОМПЬЮТЕРНЫЙ СТОЛ СТУЛЬЯ — на них дети сидят, когда занимаются, когда кушают. КРОВАТИ — на них дети спят во время тихого часа. ШКАФЧИКИ — в них висит одежда детей. ШКАФ — в нем висит одежда взрослых. Виды шкафов КНИЖНЫЙ ПЛАТЯНОЙ Употребление пространственных предлогов с существительными в косвенных падежах Учитель- дефекголог пускает зеркалом  солнечного зайчика  на пол, на стену, на шкаф. — У нас в группе поселился солнечный зайчик. Где он сейчас сидит?  «Где взял игрушку? »   Употребление предлогов: из, со, из- за, из- под, с. Логопед показывает какую- нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели( стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку? » Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола( из- под стола, из- за стола и т. д. ) ». — Где покупают мебель? ( В специальном магазине. ) —Как называется такой магазин? ( МЕБЕЛЬНЫЙ. ) Образование уменьшительно- ласкательной формы сущ. Медведи переехали в новые берлоги и отмечают новоселье. Большой Медведь теперь живет в большой берлоге, а Медвежонок — в маленькой берлоге. Каждый медведь купил в мебельном магазине новую мебель. — Кровать у медведицы большая, а у Винни- Пуха маленькая. Можно сказать про нее КРОВАТКА. И другая мебель у медвежонка маленькая. Давайте мы ее тоже назовем. • Физкультминутка Раз, два, три, четыре – Нужна мебель для квартиры. Грузчиков мы пригласим И поедем в магазин. — Что там сегодня продают? — Кресла, стулья, табуреты, Шкафы, диваны и буфеты. Части мебели Части стула, шкафа — Посмотрите на столы. Какой формы  столешница( крышка) ? Работа с многозначными словами: У кого( чего) есть ручка? ( у девочек, у мальчиков, у чашки, у чайника, пишем ручкой, ручка у двери, у шкафа) . Игра «Ножки бывают разные»-  Где делают мебель? ( На мебельной фабрике) - Как называется профессия человека, который делает мебель, чинит ее? ( плотник) Из чего делают мебель? Пальчиковая гимнастика ( Стул, стол, кровать) Образование относительных прилагательных Из дерев а- деревянная, Из металла – металлическая, Из пластмассы – Из стекла- Упражнение в согласовании сущ. и прил. в роде и числе ДЕРЕВЯННАЯ КРОВАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ СТУЛ ДЕРЕВЯННОЕ КРЕСЛО ДЕРЕВЯННЫЙ ШКАФ ДЕРЕВЯННАЯ ПОЛКА ДЕРЕВЯННАЯ ТУМБОЧКА ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛ и т. д. Игра «Чего нет? » Сейчас мы будем плотниками и будем чинить мебель. Внимательно рассмотрите и скажите, чего нет у стола. ( У стола нет ножки. ) Усвоение предлога для. Крышка нужна для…( стола) . Спинка нужна для…( стула, кресла, дивана] . Ножки нужны для…( стола, стула, кресла, дивана) . Дверца нужна для…( шкафа, тумбочки) . Ящики нужны для…( комода, стола) . Матрац нужен для…( кровати) . Подлокотники нужны для…( кресла) и т. д. Различение мебели по назначению —В наших квартирах в разных комнатах стоит разная мебель. Вспомните, какая мебель стоит на кухне. Где стоит кровать? Диван? В какой комнате место для шкафа? Где висят книжные полки? Где стоит кресло? Табуреты? —На нашем макете —к омнаты: КУХНЯ СПАЛЬН Я ГОСТИНАЯ —Как назвать мебель, которая стоит на кухне? КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ —В спальне стоит… СПАЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ — В гостиной — ГОСТИНАЯ МЕБЕЛЬ. •Рассказ- описание: Логопед раздает каждому ребенку по предметной картинке с изображением мебели. Ребенок называет свою картинку, составляет рассказ- описание. ( напр. , «Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят. Стул может стоять на кухне и в гостиной. ». ) , Помещает свою картинку в соответствующую комнату. •«Один — много»: Я бросаю мяч и называю один предмет мебели, а вы – много. ( стол — столы, много столов и т. д. ) О бережном отношении к мебели Игра «Расставьте, как было» Посмотрите и запомните, как стоит мебель. Логопед меняет расположение мебели. Расставьте мебель, как прежде. Игра «Найди меня»- Рассмотрите  картинку. Спросите, что на картинке. Мы на дачу уезжаем, Все чехлами закрываем. Чтобы мебель не пылилась, Чтобы мебель не коптилась! Чтоб была, как новая, И ждала бы снова нас! Детям предлагается по очертанию мебели, накрытой чехлом, угадать, какой предмет мебели находится под ним, затем проверить правильность своего ответа — приподнять чехол и назвать тот предмет мебели, который под ним спрятался: «Вот стол» или «Это стол…». Чистоговорки Ул- ул- ул, мне купили новый( стул) . Ула- ула- ула, четыре ножки есть у … Улу- улу- улу, подойди- ка, Маша, к … Уло м- улом- улом, не бегайте со… Уле- уле- уле, посиди на …

Оставить комментарий: