Картотека дидактические игры
Документы для скачивания
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР для детей раннего возраста Подготовила: Веремеенко А. В. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек» Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры( игрушки, геометрические фигуры) . Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. «Найди пару» Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь. Оборудование: ткани разной фактуры( пары пластин оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой) Содержание: на столе находятся пары ткани( пластин) . Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать ткани( пластины) и найти парные. « Определи на ощупь » Игровое развивающее пособие состоит из 6 или более карточек, изготовленных из разных материалов( наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры( гладкие, колючие, рифленые, шершавые) . Обучающие и развивающие возможности пособия- развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка; - развитие тонкой пальцевой моторики; - развитие внимания, наблюдательности, памяти; - развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи; - развитие пространственных представлений; - развитие математических представлений и счетных умений; - развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно. В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения. «Узнай фигуру» Цель: нахождение одинаковых по фигуре предметов. Оборудование: Содержание: на столе находятся пары ткани( пластин) . Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать ткани( пластины) и найти парные. Дидактические игры и упражнени я для закрепления понятия формы: «Найди предмет указанной формы». Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете. Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки. Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке. Ход игры. Воспитатель приносит в группу собачку и кошку( игрушки) , сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара». Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке. Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут. Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих. «Найди предмет такой же формы» Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами. Материал. Геометрические фигуры( круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) , предметы круглой формы( мячи, шары, пуговицы) , квадратной( строительный материал, платок, карточки лото) , треугольной( строительный материал, флажок, морковь) , овальной( яйцо, огурец, игрушка кит) «Какая фигура лишняя? » Ход игры: Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы — на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу( они встают вокруг стола) , обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание. Ребёнку предлагается несколько полосок, например: на 1- ой: 4 больших круглых пуговицы и 1 маленькая круглая пуговица; на 2- ой: 3 фигуры красного цвета и 1 зеленая; на 3- й: 2 квадрата и 1 треугольник. Педагог спрашивает: — Какая фигура является здесь лишней? Почему? Применяются полоски с признаками различия формы и величины. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. «Сравни предметы по высоте » Цель игры: формировать умение сравнивать предметы по высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Материал: иллюстрации с изображением домов, деревьев, разных по высоте. «Самая длинная, самая короткая» Цель игры: продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развивать воображение, мышление. Материал: ленточки разной длины. «Разноцветные кружочки» Цель : Учить детей различать и называть цвета, Воспитывать память внимание и логическое мышление. Вот это заготовки которые я сделала на половину а другую половину должны выложить дети, как вы видите присутствует 4 основных цвета это синий, зеленый, красный, желтый. Детям эта игра очень нравится У них развивается внимание, память, мышление, прежде чем играть воспитатель должен показать как правильно выложить кружочки, дети уже видя как воспитатель правильно выложил он уже начинает понимать. В эту игру можно играть не только в саду но и дома, закреплять цвета, учить детей называть их правильно, не путать. А так же можно добавлять картинки с другими цветами, чем старше группа новый цвет. Девочки играли и запомнили все цвета что были предложены, но нам еще помогали родители которые занимались с детьми дома, и мы на занятиях с остальными детьми закрепляли все цвета «В какую коробку? » Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности. Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа( фасоль, горох, гречка и другие) . Ход игры: воспитатель говорит детям, что в какую баночку пол о шить. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Собери гирлянду» Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету. Оборудование: По четыре белых и красных бусины ( могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока. Ход игры: На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту ( белый снег, белые руки и т. д. ) . «Какого цвета предмет? » Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность иди неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета». Материал. Демонстрационный: четыре крупных цветка, выполненных из картона( красный, синий, желтый, зеленый) , - для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы. Раздаточный: такой же, но меньшего размера. Ход работы. Педагог расставляет на наборном полотне цветки четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки должны найти свои цветы- сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Дети рассматривают цветы и бабочек, педагог еще раз отмечает, что их цвета должны совпадать. Затем дети выполняют задание самостоятельно. В конце работы дети с помощью педагога называют цвет бабочек и цветков: «Желтая бабочка села на желтый цветок, она спрятал ась, ее не видно, потому что она такого же цвета», и т. д. «Какого цвета не стало? » Цель. Выделение и название цвета. Оборудование. Несколько флажков разного цвета. Ход игры. Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка. « Собери гирлянду» Педагог показывает элемент- образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом. «Пирамидки в гостях у малышей » Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой. Материал: пирамидки из пяти колец «Волшебные ладошки» Дидактический материал: бумажные( ламинированные) ладошки разных цветов, форм и размеров. Игра направлена на развитие фантазии, сенсорного восприятия и мелкой моторики рук. Цели игры. Образовательные: - учить сравнивать и выбирать ладошки по цвету, форме, величине; Развивающие: - развивать воображение, логическое мышление, внимание, речь; - развивать мелкую моторику рук; - развивать самостоятельную игровую деятельность. Воспитательные: - создать эмоциональный положительный настрой; - воспитывать интерес к игре; - развивать умение работать совместно, коллективно. Работа с ладошками приносят много радости; общение взрослых и детей становится более тесными; дети становятся более открытыми, доброжелательными, активными.